Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассматриваться межличностные отношения, совместимость и срабатываемость в группе, и влияние указанных факторов на формирование психологического климата данного коллектива. Цель: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива. Объект исследования: факторы успешной деятельности группы. Предмет исследования: основные способности людей, определяющие их эффективность выполнять командные роли в группе. Совокупность задач:
1) Провести теоретические исследования понятия «социальная группа», «межличностная совместимость», «совместная деятельность» и «психологический климат» в отечественной и зарубежной литературе.
2) Подобрать соответствующие цели исследования, метод и методики. Сформировать на базе показателя срабатываемости две референтные группы.
3) Провести эмпирические исследования выявления степени межличностной совместимости и психологического климата коллектива.
4) Обозначить основные психологические детерминанты оказывающих влияние на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость членов конкретно взятого коллектива.
5) Провести анализ полученных данных, сделать обобщающие выводы и заключения.
Введение………………………………………………………………………...…5
1 Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе…………………………………………………..……8
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы…………8
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе…18
2 Анализ методик по оценке социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива……………..28
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования……………………………………………………………………28
3. Предложения и рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………………………..………50
3.1 Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………….…….56
Приложение ……………………………………………………………….…...57
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия. Эмпатия – это способность к сопереживанию, определению эмоционального состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека с целью воспринимать внутренний мир другого, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, то есть – отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней [36]. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), а также чувственной (сопереживаемой) и действенной.
Межличностные отношения часто рассматриваются с позиции трехкомпонентной структуры взаимодействия людей [7]. Они включают следующие компоненты: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный компонент предполагает осознание и объяснение для себя того, что устраивает или не устраивает в межличностных отношениях.
Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.
Совместимость — это «взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, ocнованное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия…» [39].
То есть совместимость – это оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций [13]. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Данный вид совместимости особенно важен при подборе спортсменов для командных видов спорта, а также рабочих выполняющих какую-либо совместную, физическую работу.
Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.
Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в одном акте конкретного общения, хотя такие случаи наблюдаются крайне редко [18]. Практически же совместимость чаще всего встречается в пределах только одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социально-психологическая; социально-идеологическая и социально-психологическая, психофизиологическая и др.
Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми [36]. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:
- структурный – в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;
- функциональный – совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;
- адаптивный – в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях, в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.
Тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости. Так, коллеги, имеющие вполне приемлемую совместимость в профессиональной деятельности (характеризующуюся функциональными параметрами) могут не иметь личностной совместимости во внерабочем общении, т.к. одно из значительных проявлений совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов партнеров.
Необходимый исследовательский шаг в разработке обсуждаемой проблемы должен, по-видимому, состоять также в выявлении определенных (желательно имеющих количественные нормативные выражения) сочетаний разнообразных индивидно-личностных характеристик партнеров, отвечающих эмпирическим референтам совместимости. Вопрос о том, что же лежит в основе психологической совместимости людей: сходство индивидно-личностных особенностей или их комплементарность, а может быть, то и другое, вместе взятое, во многом еще не ясен и не до конца изучен. Впрочем, уточнению подлежит и сам «список» этих особенностей, ранжирование которых по их удельному весу в жизнедеятельности личности вряд ли возможно вне учета реального контекста социальных и психологических связей [22, 24].
Наконец, заслуживает внимания не редко ускользающий из поля зрения психологов план анализа психологической совместимости в системе взаимодействия «личность – группа». Как показано в кандидатской диссертации С.Е. Поддубного [41], учет именно этого аспекта совместимости крайне важен как для лучшего понимания процесса адаптации личности к группе, так и в целях оптимизации внутригрупповых взаимодействий, и, естественно, с точки зрения эффективности группового функционирования.
Совместная деятельность является целостным феноменом, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления.
По мнению А.В. Петровского, «Каждый тип деятельности обладает своим диапазоном опосредованности межличностных отношений и их социальной ценности и, тем самым, коллективообразующей силой»» [38, с. 205-206]. Он считает, что особенности совместной деятельности группы оказывают влияние и на детерминанты совместимости членов коллектива.
К основным компонентам структуры совместной деятельности относятся:
Важно подчеркнуть, что для раскрытия психологической структуры совместной деятельности большое значение имеет не только общий объективный результат, сколько его субъективное отражение индивидуальными и коллективными субъектами. Необходимо специально выделять идеально представленный конечный результат совместной деятельности, который может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в совместной деятельности. Некоторые авторы также выделяют совместной деятельность с неполной структурой, причем отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей совместной деятельности.
До настоящего времени пользуется популярностью одна из первых классификаций совместной деятельности составленная Л.И. Уманским на основе наблюдений и экспериментального исследования [44, с. 131]. Он выделил три основных типа.
Совместно-взаимодействующий тип – характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. Интенсивность труда исполнителей при этом примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, мало изменяется. Эффективность общей деятельности в равной степени зависит от труда каждого из участников. Для людей, работающих в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения.
Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса. Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.
Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается его индивидуальными особенностями и профессиональной позицией. Каждый участников общего процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи - телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из них обрабатывает специфическим образом. При данном типе совместной деятельности специалисты, как правило, во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно вырабатывать способы достижения цели, способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности включающей различных специалистов, хорошо знающих собственное дело, но мало ориентированных на понимание особенности работы коллег и концентрирующихся, скорее, на проблемах собственной деятельности, чем организации в целом.
Описанные модели – крайние случаи разных форм организации совместной деятельности малой группы. В реальных условиях они могут существовать в чистом виде, но чаще выступают в своих разновидностях или комбинируются друг с другом. Та или иная форма может объективно и однозначно диктоваться технологией процесса деятельности и, следовательно, выполняться исключительно по типу только одной модели, а может быть субъективно выбрана одним из членов группы (например, руководителей, организатором) или группой в целом.
В качестве ещё одного примера можно привести классификацию типов совместной деятельности А.Л. Журавлева. Им были выделены 7 основных типов, получивших условные названия по видам ведущих связей в образовании коллективного субъекта [17]. Пять типов из них представляют собой наиболее четко выраженные варианты, когда лишь один из видов связей участников совместной деятельности является доминирующим.
«Технологический» тип совместной деятельности представляет собой технологическую «цепочку», которая образуется из нескольких небольших функциональных подгрупп по 2-5 человек. Распределение обязанностей в данных подгруппах отсутствует, так как каждый выполняет одинаковые операции, получая продукцию от технологически предшествующей подгруппы и передавая свою продукцию последующей. В таком виде совместной деятельности отсутствуют формы взаимодействия, в которые были бы включены все или хотя бы большинство её участников.
«Функциональный» тип совместной деятельности формируется обычно в трудовых группах, выполняющих сборочные операции при отсутствии жестко задаваемой технологии. Последняя должна позволять использование различных форм организации труда, как индивидуальное выполнение, так и совместно-последовательное или совместно-взаимодействующее, причем выбор формы организации процесса остается за участниками совместной деятельности и является результатом отбора наиболее рациональных форм. Экономические (распределение оплаты труда) отношения строятся с учетом уровня официальной квалификации участников.
«Экономический» тип совместной деятельности характерен для трудовых групп, члены которых пространственно объединены, но технологически слабо связаны между собой. Отсутствие технологической и функциональной взаимосвязи компенсируется экономическими связями в сфере распределения материального вознаграждения за труд. Взаимоотношения, формирующиеся в процессах групповой оценки индивидуальных деятельностей и распределения коллективного заработка, оказывают влияние на деятельностную структуру коллектива через развитие взаимных контроля, ответственности, требовательности и помощи.