Методы профессионального обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время проблема обновления приобретенных знаний и навыков особенно актуальна. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходится совмещать в своей работе (помимо своих непосредственных обязанностей) больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знаний основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения приводят к необходимости повысить значимость вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствовать систему обучения персонала в организации. Недостаток у работника тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты профессионального обучения 4
1.1 Понятие и особенности обучения персонала 4
1.2 Характеристика профессионального обучения 6
2 Методы профессионального обучения персонала 9
2.1 Классификация методов обучения 9
2.2 Традиционные методы обучения персонала 12
2.3 Современные методы профессионального обучения 14
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Методы профессионального обучения персонала Реферат.docx

— 66.75 Кб (Скачать файл)

Большинство методов обучения персонала, которые в настоящий момент активно используются в России или только начинают использоваться, впервые появились на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов российские специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию под российский рынок.

Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной  программы, само содержание которой  зависит от количества и вида учебных  целей. Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие  вопросы: когда и в течение, какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.

Таким образом, хорошее  обучение требует индивидуального  подхода к потребностям каждого  сотрудника. Любой метод имеет  свои преимущества и недостатки. Это  необходимо учитывать при составлении  программы обучения.

К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно - обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия [2].

Итак, методы обучения классифицируются на:

1) пассивные и активные ‐ различаются по степени активности, которую проявляют обучающиеся; например, лекция, во время которой слушатель может дремать, заниматься своими делами, или деловая игра, требующая участия всех;

2) индивидуальные и групповые - при индивидуальном методе обучения проявляется возможность полностью сосредоточиться на конкретных знаниях и умениях одного человека; профессиональное обучение и переобучение незанятых граждан и безработных; групповое обучение требует соответственно меньше и финансовых затрат;

3) без и с отрывом от производства - методы обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом, немедленно применяются на практике.

Каждый метод  имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:

‐ обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;

‐ обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как  обучение в стенах организации может  вестись с отрывом или без  отрыва от работы. Кроме того, они  могут дополнять друг друга, так  как обучение в процессе работы часто  совмещается с обучением в  других организациях или учебных заведениях.

Обучение  на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы  обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

Хотя развитие техники  в перспективе будет оказывать  все большее влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет полностью  исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала.

Методы обучения также можно разделить на: традиционные и активные. В данной работе при характеристике методов обучения руководствуемся данной классификацией.

 

2.2 Традиционные методы обучения персонала

 

К традиционным методам обучения относятся:

- лекции;

- семинары;

- самостоятельное обучение (например, просмотр учебных видеофильмов).

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении  знаний.

Рассмотрим подробнее  данные методы обучения.

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает большой объем информации аудитории, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов.

Лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это самый «привычный» метод подачи материала, и далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного обучения).

Что касается такого традиционного метода обучения, как семинар, то он предполагает большую активность участников и используется для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Как правило, семинар  завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.

Цель семинара ‐ проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы.

Главное в семинаре ‐ диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.

Самостоятельное обучение - самый простой метод обучения, требующий только желания и возможностей обучающихся. Эффективно использование вспомогательных средств: аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ, в том числе компьютерных. Обучающийся сам может контролировать основные параметры обучения (темы, число повторений, продолжительность занятий).

Несмотря на то, что традиционные методы преобладают  и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень  знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

 

2.3 Современные  методы профессионального обучения

 

Современные методы обучения персонала интегрируют  в себе все вышеперечисленные виды обучения персонала. Сюда относятся и активные и пассивные методы обучения, групповые и индивидуальные, с отрывом и без отрыва от производства и т.п. [2].

Современными данные методы называют потому, что они относительно недавно стали применяться российскими компаниями. Перечислим и охарактеризуем каждый из этих методов.

Видеообучение является наиболее простым методом обучения, поскольку для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно.

Видео - это самый наглядный и продуктивный метод обучения. Более того, это самый экономный метод обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

Дистанционное обучение получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии.

Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод о текущем уровне знаний. Далее высылается пробный урок, который необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольный тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы.

Для эффективной  программы обучения персонала можно  использовать модульное обучение. Модуль - это отдельная, самостоятельная часть какой‐либо системы. Данный метод позволяет создать программу обучения из отдельных тематических блоков, направленных на достижение необходимого результата. Учебный курс, как правило, включает около трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты. Тематических модулей может быть любое количество. Все зависит от того, сколько времени нужно на освоение навыка и получения знаний по заданному материалу.

Метод кейс‐ обучения предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма. В течение последних лет находит все более широкое применение в изучении различных дисциплин: финансы, маркетинг, управление персоналом и др.

Разбор практических ситуаций (case‐study) - метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуации, сложившейся на определенном предприятии или в определенной организации. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности [7].

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций и групповые дискуссии.

Деловые игры - это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Данный метод обучения предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры. Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся.

Метафорическая игра - это форма организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении.

Основная задача метафорической игры – найти новый  способ решения ситуации.

Уникальность данного  метода заключается в том, что  для решения в деловой ситуации берется метафора. Например, нам необходимо найти новые подходы противодействия конкурентам. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру «Выкуп невесты». Участники погружаются в ситуацию, когда невесте необходимо сделать выбор из нескольких женихов. Для того, чтобы каждый жених мог выиграть, его готовит «группа поддержки». В задачи «группы поддержки» входит изучение конкурентов, выработка оптимальной стратегии для завоевания невесты. Задача женихов – применить разработанную стратегию для того, чтобы получить благосклонность невесты. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные модели поведения и перенести их на рабочую ситуацию [10].

Использование такой  формы обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность по ‐ новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую  игру можно использовать и применять  для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес‐ситуациях.

Ролевые игры относятся к методам активного обучения. Данный метод предполагает воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.

Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные рабочие ситуации, где несколько обучающихся играют определенные роли (например, начальника и подчиненного, сотрудника организации и клиента) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи.

Мозговой штурм идеально подходит для того, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5‐ 6 человек).

Сущность данного  метода заключается в том, что  в течение 10‐15 минут каждая группа обсуждает конкретный вопрос. Каждый из участников предлагает свою идею, при этом обязательно один из них записывает все идеи. После того, как время истекло, можно начинать группировать идеи в зависимости от их содержания. Вот на этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После того, как в зависимости от содержания и формы идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе.

Информация о работе Методы профессионального обучения персонала