Методы разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:09, реферат

Краткое описание

Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)
Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.
В целом методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
планирование социального развития;
информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;

Вложенные файлы: 1 файл

Методы разрешения конфликтов1.ppt

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Методы разрешения конфликтов 

 

Кухальская Н.В.

 Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией) 
  

 

  • Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.

 

 

В целом методы разделяются  на две группы: стратегические  и тактические.

 

 

  • Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:

 

  • планирование социального развития;
  •     информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
  •    использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
  •   организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
  •     наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
  •    адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.

 

 

  • Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики:

-       соперничество;

-       приспособление.

  • и три производные тактики:

-       уклонение;

-       компромисс;

-       сотрудничество.

 

 

 

  • Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.

 

 

I. Уход от конфликта

 

  • Наиболее популярный метод управления.
  •   Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая “сцену” экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.
  • Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.

Причины применения данного метода:

 

  •     тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;

·     давление более важных обстоятельств;

·     охлаждение разгоревшихся страстей;

·     сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;

 

  •     более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;

·     ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины;

·     страх перед противоположной стороной;

·     неудачное время надвигающегося конфликта.

 

 

   Типичное поведение в этом случае:

 

  • чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
  • затягивание решения проблемы;
  • применение замедленных процедур для подавления конфликта;
  • использование секретности во избежание конфликта;
  • обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.

 

 

  Метод неприменим в случаях:

 

  • важности проблемы (тогда избегание похоже на страусиное поведение);
  •      перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;
  •    когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

 

 

II. Метод бездействия

 

  •     Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще .
  •   Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.
  •   Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.

 

 

 

III. Метод уступок и приспособления

 

Данный метод используется в случаях:

  •     когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
  •     когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
  •    формирования стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
  •     когда явное превосходство на другой стороне и Вы ей проигрываете;
  •    когда стабильность наиболее важна;
  •   повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок. 

IV. Метод сглаживания

 

  • Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.
  •   Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.
  •   Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: “Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку”.

V. Метод скрытых действий

 

 

Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

Причины такого выбора:

 

  • стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
  •    нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;
  •      невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;
  •   отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).

 

Негативные последствия метода:

 

  • скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
  •    акты саботажа;
  •     распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
  •     возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.

 

VI. Метод «быстрого решения».

 

  • Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

Данный метод используется:

 

  • при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
  • ·     когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой “объективной” информации;
  • ·     когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
  • ·     когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
  • ·     при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

 

  • Его преимущества:быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.

VII. Метод компромисса. 

 

  • Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.   В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

Применяется в случаях:

 

  •     когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
  • ·     когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • ·     достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
  • ·     достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;

 

  • выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
  • ·     когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: “дай-возьми”;
  • ·     если обе стороны имеют достаточно времени;
  • ·     ограниченности ресурсов;
  • ·     нежелательности исхода “выигрыш-проигрыш”.

 

   Технология метода:

 

  •   переговоры;
  •   каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
  •   поиск приемлемых решений.

 

 

Ограничения для применения метода компромисса: 

 

  •   нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
  • ·     принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
  • ·     в случае оспаривания участниками принятых обязательств.

 

   Достоинства метода:

 

  •    возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
  •     фокусирование внимания на взаимных интересах;
  •     использование объективного критерия в ходе переговоров;
  •     ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
  •      разработка взаимовыгодных решений.

 

 

VIII. Метод сотрудничества

 

  • Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.

  Применяется в случаях:

 

  •   выработки интегративного решения, когда “корзины” проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;
  • ·     когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;
  • ·     выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;
  • ·     выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
  • ·     когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;
  • ·     соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества. 

Информация о работе Методы разрешения конфликтов