Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:43, реферат

Краткое описание

Система кадрового менеджмента, или управление персоналом, характеризует вид управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. На смену жесткому алгоритму иерархического подчинения в современной организации приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
2.Функции и принципы управления……………………………………..4
3.Методы управления………………………………………………………5
3.1.Организационно-административные методы ..…………..........5
3.2.Экономические методы……………………………………........6
3.2.1.Мотивации труда в рыночной экономике………..........7
3.3.Социально-психологические методы…………………………..8
3.4.Самоуправление………………………………………………………..9
4.Заключение……………………………………………………………...10
5.Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

срс1.docx

— 96.01 Кб (Скачать файл)

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ  АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

 

 

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ  АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

 

 

Модуль: Организации экономики  фармации

Дисциплина: Менеджмент и  маркетинг в фармации

 

 

 

 

СРС

Тема: Методы управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Алматы, 2011г.

 

 

План:

1.Введение………………………………………………………………….3

2.Функции и принципы управления……………………………………..4

3.Методы управления………………………………………………………5

3.1.Организационно-административные методы ..…………..........5

3.2.Экономические методы……………………………………........6

3.2.1.Мотивации труда в рыночной экономике………..........7

3.3.Социально-психологические методы…………………………..8

3.4.Самоуправление………………………………………………………..9

4.Заключение……………………………………………………………...10

5.Литература………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Управление персоналом (рациональный кадровый менеджмент) – составная  часть стратегии развития любой  организации. Выявление и изучение наиболее эффективных методов кадрового  менеджмента успешно работающих предприятий является необходимым  и актуальным.

Система кадрового менеджмента, или управление персоналом, характеризует  вид управленческой деятельности, главным  объектом которой является человек  в составе определенной социальной группы. На смену жесткому алгоритму  иерархического подчинения в современной  организации приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности  и единоначалия в управлении. Современная  концепция управления персоналом основана как на принципах и методах  административного управления, так  и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего  развития личности.

Исходя из этого, рассмотрим подробнее каждый из методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и принципы управления

 

Управление - циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления.

Функция управления - это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также  соответствующая организация работ.

1)Функция  планирования предполагает, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

2) Функция  организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Функции планирования и организации тесно связаны между собой. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация, как функция управления, создаст рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди.

3) Функция  мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда прививают работникам чувство цели. Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит, мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

4) Функция контроля вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). В некоторых организациях система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозируемыми данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.

 

Принципы управления - закономерности и правила поведения руководителей  по осуществлению управленческих функций.

 

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре  и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений  и правил, которыми руководствуются  менеджеры всех уровней. Эти правила  определяют «линию поведения» менеджера. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности, правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

 

Методы управления

 

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. В  практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Следует  отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления.

Направленность методов  управления всегда одна и та же - они  направлены на людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что  в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи  с этим можно выделить следующие  методы управления:

  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников;
  • самоуправление.

 

 

Организационно-административные методы

 

Организационно-административные методы управления представляют собой  совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей  в процессе выполнения ими возложенных  на них функций в рамках организаций  различных видов. 
 
            Основу организационно-административных методов составляют:

 
- система законодательных актов  страны и региона — федеральные  (государственные) законы, указы,  постановления, государственные  стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы,  утвержденные федеральными органами  для обязательного применения  на территории страны;

 
- система нормативно-директивных  и методических документов предприятия  и вышестоящей организации, обязательных  к применению;

 
- система планов, программ, заданий  (их срыв может нарушить стабильность  работы всего коллектива).

 

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание  (приказ, запрет и т.п.);

2) согласительные (консультация, разрешение компромисса);

3) рекомендации, пожелания  (совет, разъяснение, предложение,  общение и т.п.).

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие  на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем  организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического  инструктирования и проектирования.

Наибольший интерес для  нас представляет организационное  воздействие руководителя на процесс  управления (2-й элемент). По сути эти методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.

В зависимости от функционирующих  в коллективе методов руководства  формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что  в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызвать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает  всякое взаимопонимание между управляющей  и управляемой системами.

 

В практике управленческой деятельности административное воздействие  связано, как правило, с тремя  типами подчинения:

  1. Вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными, как нажим сверху.
  2. Пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

 

Организационно-административное воздействие включает в себя следующие  компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановку задачи и определение критерия ее выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

В организации эти методы служат средством прямого воздействия  на процесс производства товаров  и труд работников, что позволяет  координировать выполнение ими отдельных  функций или решение общей  задачи. Это создает благоприятные  условия для существования и  развития управляемой системы, оказывает  целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

 

Экономические методы управления

Экономический подход выражается в самом необходимом для существования каждого из нас. Работодатель стимулирует производительность нашего труда, повышая премии, ставя бонусы на выполнение определенных задач. Например, продавая неходовой товар или совершая рекордное для вас количество сделок, вы получаете обещанный бонус. Здоровая конкуренция в коллективе всегда только подталкивает сотрудников на результат. На выходе получается, что работодатель получил все, чего хотел, а сотрудник имеет премию и желании работать дальше. Хочешь жить, умей вертеться. Хочешь зарабатывать приличные деньги — работай! Совет для работодателя: используй трудовые ресурсы по максимуму, поощряя и подбадривая своих сотрудников.

К экономическим методам управления относят следующие:

  • коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;
  • цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;
  • финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики — это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;
  • кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;
  • налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.

Информация о работе Методы управления