Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

В процессе управления субъект воздействует на объект управления для достижения определенных целей. При этом даже вид и характер воздействия для достижения одной и той же цели могут существенно различаться. Так, если перед предприятием торговли поставлена задача увеличить объем товарооборота, то ее решение может быть обеспеченно различными способами: внедрением прогрессивных форм торгового обслуживания населения и оказанием дополнительных услуг покупателям, расширением ассортимента и повышениями цен на товары и услуги, использованием материального и морального поощрения лучших работников торговой фирмы и т.д.
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.
Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Содержание

1.Сущность и классификация методов управления……………….2-6
2.Экономические методы…………………………………………..6-16
3.Организационно-распорядительные методы………………….16-19
4.Социально-психологические методы………………………….19-23
5.Список используемой литературы……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по основам менеджмента.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

         ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

                ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Тема: Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

 

 

 

 

 

 

                                                          ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                  СТУДЕНТ 2 КУРСА 11 ГРУППА

                                             ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

                                                    ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

                                                    НАПРАВЛЕНИЕ 080500.62

                                                           «МЕНЕДЖМЕНТ»

                                                    СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ №20376

                                                    Иванов Николай Сергеевич

                                                         РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

 

                                       2011 год

                              СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.Сущность и классификация методов управления……………….2-6

2.Экономические методы…………………………………………..6-16

3.Организационно-распорядительные  методы………………….16-19

4.Социально-психологические  методы………………………….19-23

5.Список используемой  литературы………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ 

                          МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ:

      В процессе управления  субъект воздействует на объект  управления для достижения определенных  целей. При этом даже вид  и характер воздействия для  достижения одной и той же цели могут существенно различаться. Так, если перед предприятием торговли поставлена задача увеличить объем товарооборота, то ее решение может быть обеспеченно различными способами: внедрением прогрессивных форм торгового обслуживания населения и оказанием дополнительных услуг покупателям, расширением ассортимента и повышениями цен на товары и услуги, использованием материального и морального поощрения лучших работников торговой фирмы и т.д.

      Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.

 Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал  предприятия в целом и на  каждого отдельного работника  опосредовано мотивацией.

      В поведении людей  важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических.

       Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с сформированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

     Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).

      Властная мотивация  создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации. Эти методы охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство и контроль. К организационно-распорядительным методам на макроуровне можно отнести законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления и создают рамочные условия для функционирования предприятий. Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.

     Однако, как показывает  практика, применение только материальных  и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобилизовать творческую активность персонала и каждого работника на достижение целей организации.

     Для достижения максимальной  эффективности управления необходимы  духовные мотивации, на которые  опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

     Методы управления  воздействуют обычно комплексно  на все перечисленные виды  мотивов, поэтому не следует  противопоставлять эти методы  друг другу, подразделяя их на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей.

                          Система методов менеджмента

№ п/п

Наименование 

группы методов управления

Специфика группы

Наименование подгруппы 

Наименование методов

    1

         2

          3

          4

          5

    1

Экономические методы управления

Воздействия на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение 

1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Экономические методы, применяемые на уровне предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника

Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика; инвестиционная политика

 

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование

Коммерческий  расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование

 

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, начеты и др.)

2

Организацион-

но-распорядительные методы управления

Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективно-

сти работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений 

2.1.Методы организационно-

го воздействия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Методы распорядительного воздействия  

Регламентирова-ние (правовые методы: законодательные акты, устав, положения о подразделениях и т.п.)

Организационное нормирование (стандарты, типовые схемы управления и др.)

Организационное стимулирование (перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций и т.п.)

Инструктирова-

ние (инструктаж, методические указания, инструкции)

 

Приказы; резолюции; указания; разъяснения

3

Социально-психологические  методы управления

Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения 

3.1. Методы, широко применяемые  в кадровом менеджмента 

3.2. Методы исследования  специалистами для решения экстренных  проблем 

3.3. Методы активного  обучения

Тестирование; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос

 

Открытое наблюдение; эксперимент

 

 

 

Деловые игры

Управленческие ситуации


         

                         ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

                                        УПРАВЛЕНИЯ.

      Экономические  методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики в целом, на микроуровне, т.е. на уровне предприятия (организации), и на уровне индивидуума, отдельного работника.

     Экономические  методы управления на макроуровне  выступают как государственное  регулирование экономики.

     Государство  в современных условиях вынуждено  регулировать экономическое развитие  страны. Этого требует уровень  развития производства, научно-технический прогресс, охрана природы. Поэтому государство привлекает крупные научные центры и университеты к разработке прогнозов на перспективу (15-20 лет) по наиболее актуальным проблемам. Данные этих прогнозов имеют ориентировочный характер, но они позволяют выработать стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке и реализации национальных программ, которые в отличие от прогнозов имеют четко выраженную целевую ориентацию, директивный характер, определенность во времени.

       Принимая  государственную программу, правительство  страны обычно определяет цели  и приоритеты экономического  развития и стимулирует их  достижение с помощью государственных  заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного кредитования, дотаций и цен.

      Главным  инструментом государственного  регулирования можно считать  госзаказы, выдаваемые в рамках  национальных программ. Они гарантируют,  как правило, высокие цены, сбыт  продукции, обеспечивая при этом  достаточно высокий уровень прибыли.

       Разработка  прогнозов, национальных программ  и государственных заказов свидетельствует  об использовании элементов планирования  на макроуровне.

      Логика  планирования предусматривает определение  потребностей общества в продукции  и услугах, определение ресурсов, необходимых для их производства, и увязку потребностей и ресурсов. Увязка ресурсов и потребностей осуществляется при помощи балансового метода планирования, когда формируются и поддерживаются натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции. Плановый баланс представляет собой обычно экономическую таблицу, в которой показатели сгруппированы в два раздела – «ресурсы» и «распределение», причем между этими частями баланса должно быть достигнуто равенство. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить главный финансовый баланс страны – государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства.

      Наряду  с балансовым методом в планировании  широко используется нормативный метод. Суть этого метода в обосновании плановых заданий и показателей нормами и нормативами. При этом сами понятия «норма» и «норматив» по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма – это, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности).

        Важным инструментом государственного  регулирования являются инвестиции, т.е. совокупность затрат, реализуемых  в форме долгосрочных капиталовложений  в промышленность, сельское хозяйство,  транспорт и другие отрасли  хозяйства.

        Существенным экономическим рычагом, используемым на всех уровнях управления, является кредитование. Кредитование выражает отношения между кредитором и заемщиком. Кредит, как известно, представляет собой ссуду в денежной или товарной форме, которая выдается на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

        Применение экономических методов  на макроуровне имеет определенную  специфику. В частности, внутрифирменное  планирование имеет следующие  особенности:

1.оно должно иметь  системный характер, т.е. рассматриваться как система, все элементы которой должны быть ориентированы на достижение общей цели;

2.должно быть партисипативным,  т.е. в плановой работе должны  принимать участие все работники  предприятия;

3.должно быть непрерывным,  т.е. планы предприятия должны систематически приходить на смену друг другу;

4.должно быть гибким, т.е. оно должно быстро и  адекватно реагировать на изменения  во внутренней и внешней среде,  а для этого на предприятии  должны предусматриваться резервы.

      Механизм  планирования на уровне предприятия предусматривает следующие направления практической деятельности:

- разработка планов-целей,  которые представляют собой набор  количественных и качественных  показателей, характеризующих желаемое  состояние предприятия через  определенный период времени;

- разработка планов  для повторяющихся ситуаций, которые  исходят из стабильного состояния  внутренней и внешней среды;

- разработка планов  для решения специфических проблем  (например, планы перепрофилирования  предприятия, планы реконструкции, планы осуществления новых проектов).

Информация о работе Методы управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические