Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение основ института социального партнерства в России и зарубежный опыт. Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику социального партнерства.
2. Выделить цели, задачи, формы и органы социального партнерства.
3. Определить субъектов социального партнерства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные понятия и принципы социального партнерства…………….5

1.1 Теоретические основы социального партнерства………………………..10

1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства…………….13


2. Формы, задачи и цели социального партнерства……………….….….18

2.1 Органы социального партнерства………………………………………...21

3. Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства……………………………………………………..22

3.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве 22

3.2 Роль профсоюзов в системе социального партнерства……………………23

3.3 Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений………………………………………………………………………..28

3.4 Коллективные переговоры……………………………………………….....29


Заключение………………………………………………………………...……33

Список использованной литературы………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

социальное партнерство.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

Если в ходе коллективных переговоров не было принято согласованное решение по отдельным вопросам, составляется протокол разногласий, служащий основанием для возникновения коллективного трудового спора. Урегулирование спорных вопросов производится в порядке, установленном ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

  Социальное партнерство – часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание "социальной стойкости", то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.

 

Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм.

 

Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

 

В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.

 

После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядке договор или соглашение, чаще всего это коллективный договор.

 

В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего обслуживания и оздоровления работников.

 

Контроль за выполнением коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.

 

Более тесное взаимодействие социальных партнеров в условиях экономического кризиса необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

 

- на федеральном  уровне - путем проведения консультаций  в рамках Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений и на двусторонней  основе;

 

- на региональном  и территориальном уровнях - путем  участия социальных партнеров  в разработке планов антикризисных  мер регионов и муниципальных  образований.

 

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках проведения консультаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.

 

В России социальное партнерство, по существу, являет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия,сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена "директора"на "работодателя" мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмами регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с "вымиранием" старых, отлаженных связей. Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали "предприятие-регион-центр" проблем больше, чем между социальными партнерами одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с целью "выбить" из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые льготы и т.п. для "своего" предприятия. Это дополняется "региональным лоббированием" интересов в РТК, через "своих"депутатов в Госдуме и "своего" представителя в Совете Федерации.Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся. Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации: принята всенародным  голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Юрид.лит., 1993. - 64 с.(в последней редакции)

2. Трудовой  Кодекс Российской Федерации: Федеральный  закон от 30.12.2001 №197 - ФЗ: (в ред.ФЗ от 30.06.2006№90) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №1 (1 часть) (в последней редакции)

3. Закон РФ  О коллективных договорах и  соглашениях. Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. М., ЮРАЙТ, 2008

4. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях // Федеральный закон  от 30 декабря 2001 года 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012.)

5. Федеральный  Закон О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 года 2490-1 (ред. от 30.12.2001)

6. Федеральный  закон О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений от 1 мая 1999 года 92-ФЗ

7. Указ Президента  РФ О социальном партнерстве  и разрешении трудовых споров (конфликтов) от 15 ноября 1991 года 212 // Опубликован: «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 47, 1991 г.; «Российская газета», 19.11.91

 

8. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая на 86-й сессии Международной конференции труда 18 июня 1998 г. Женева, 1998

 

 

9. Конвенция 154 (1981) "О содействии коллективным переговорам" // Международная организация труда, Женева, 22 июня 1981 г.; Список ратификаций Конвенции по состоянию на 31 декабря 1991 г.

 

10. Конвенция 98 "О праве на организацию и ведение коллективных переговоров" //Подписана в Женеве 1 июля 1949 г.; Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 г"

 

11. Конвенция МОТ 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация".Женева, 26 июня 1978 г. // Список ратификаций Конвенции о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация (по состоянию на 31 декабря 1991г.)

 

12.Аверин А.Н.,Берестова Л.И .,Бобков В.Н. под об. ред. д.э.н., профессора Волгина Н.А. " Социальная политика" М.  КНОРУС-2011г.

 

13. Басаков М.И. Трудовое право. Сто экзаменнационых ответов: Экспресс-справочник для студенто вузов М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2003. - 240 с.

 

14. Беляникова Ю.В. Трудовое право: Учебное пособие для ссузов.-М.: Профиздат, 2005. - 224 с

15. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социлогия и психология управления: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.- 164с.

 

16.Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.: Дело, 2006. – 233с.

 

17. . Социальное партнерство. – М.: Издательство "Экономика", 1999 – 236 с.

 

 18. 2021. Трудовое право: Учебник/ Под ред. С.П Маврина., Е.Б Хохлова. - М.: Высшее образование, 2005. - 410 с.

 

19. Лозовский Л.Ш, Райзберг Б.А. Словарь по экономике и праву. - М.: Омега, 2004. - 608 с.

 

20. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.:Проспект, 2006.- 245с

 

21.Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство "Мысль",1996 – 206с.

 

22. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. –344с.

 

23.Борисов А.Б. "Полный сборник законов РФ 2011-2012"  Книжный мир 2011г. (интернет-версия)

 

 

 


Информация о работе Механизмы правового регулирования взаимоотношений участников социального партнерства