Механизмы принятия стратегических решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории разработки и принятия решений, а также возможностей их практического применения. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: исследование генезиса понятия "управленческое решение";
изучение основных сущностных характеристик стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
провести анализ внешней и внутренней среды ОАО "Восход" - КРЛЗ и определить основные проблемы предприятия;
разработать стратегические решения для ОАО "Восход" - КРЛЗ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации........................................................................................6
1.1 Понятие стратегии и стратегического решения……...…………..6
1.2 Методологические основы принятия стратегических решений...8
1.3 Этапы разработки и выбора стратегии………………………..….11
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений на предприятии ОАО «Восход»……………………………...14
2.1 Характеристика предприятия………..………………….....……..14
2.2 Анализ деятельности предприятия……………………………....17
2.3 Деятельность совета директоров предприятия…………............22
2.4 Процесс выбора стратегии ОАО «Восход»………….……….….23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию существующей стратегии ОАО «Восход»………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………….………....31
Список использованной литературы..……………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

statist_men.docx

— 61.36 Кб (Скачать файл)

              

               Рассмотрим вторую составляющую системы принятия решений - возможных вариантов распределения интересов, учитываемых в этом процессе. В значительной степени организационный механизм принятия решений определяет и учет интересов в системе принятия решений. Вместе с тем здесь возможны разные сочетания организационных и ценностных вариантов. В зависимости от того, чьи интересы в наибольшей степени учитываются в ходе процесса принятия решений, можно выделить следующие варианты целевой структуры системы принятия решений:

  • эгоистический - решения направлены на обеспечение личных интересов дирекции (управляющей олигархии) или лично руководителя предприятия;
  • коллективистский - основным субъектом интересов является трудовой коллектив в целом;
  • экстернальный - решения принимаются в интересах внешних для предприятия людей или органов (собственников, спонсоров, смежников и др.);
  • функциональный - главной целью является наиболее полная реализация социально-экономического и технико-технологического потенциалов предприятия как функционального элемента в системе общественного разделения труда[2; c. 48].

               Каждому типу структуры учитываемых интересов соответствует один или несколько организационных механизмов принятия решений. Рассмотрим на примере таблицы 1.

Таблица 1.

Варианты  соответствий между вариантами учета  интересов и типами организационных  механизмов принятия решений.

Тип механизма принятия решений

Варианты учета интересов

Совместим

Несовместим

Эгоистический

Авторитарный

Демократический

Олигархический

 

Коллективистский

Демократический

Олигархический

Авторитарный

 

Экстернальный

Авторитарный

Демократический

Олигархический

 

Функциональный

Олигархический

Демократический

Авторитарный

 

 

 

1.3 Этапы разработки и выбора стратегии.

 

               Стратегический анализ предприятия носит сложный характер и требует учета множества факторов. Вместе с тем он позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием и некоторый набор различных способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему[4; c. 114].

               С учетом полученных в ходе стратегического «анализа» результатов осуществляется «планирование» стратегии. Этап «планирования» стратегии позволяет ответить на вопрос о том, каким наиболее эффективным способом можно достичь поставленной цели и что для этого необходимо сделать. И так как к одной и той же цели можно двигаться различными способами, то этап «планирования» стратегии по-другому можно определить, как выбор маршрута и средства движения к одному и тому же пункту назначения. Здесь принимаются важные стратегические решения по вложению средств в перспективные направления развития предприятия и выделяются бизнес-области, которые подвергнутся временному сокращению инвестиций или закрытию, как нерентабельные.

               Связующим звеном между этапами «планирования» и «реализация» служит «постановка задач». Роль этого шага в общем процессе стратегического управления следует усилить. Речь идет о том, что при необходимости внесения корректив в стратегическое поведение, не требующих пересмотра миссии и проведения анализа внутренней среды, процесс управления целесообразно ограничить постановкой дополнительных (корректирующих) задач.

               Этап «реализации» позволяет ответить на вопрос: при помощи каких ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены цели организации? Для этого предполагается осуществить распределение финансово-экономических ресурсов, а также согласовать по срокам и исполнителям основные мероприятия.

               Этап «реализации» стратегии создает основу в форме планов, структуры и бюджетов с целью выполнения поставленных целей и задач.

               Этап «оценки и контроля» замыкает процесс стратегического управления в непрерывный цикл. Основные цели контроля заключаются в обеспечении единства решения и исполнения, предупреждении возможных ошибок и недоработок, своевременном выявлении отклонений от заданного направления, эффективном достижении поставленных задач в установленные сроки и т.п[1; c. 69].

 

               Главной же целью контроля следует назвать выявление внутренних резервов, позволяющих улучшить действующую систему принятия решений и поиск путей повышения эффективности управления предприятием в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений на предприятии ОАО «Восход».

 

2.1 Характеристика  предприятия.

 

Полное  фирменное наименование:

Открытое  акционерное общество "Восход" - Калужский радиоламповый завод.

Сокращенное наименование:

ОАО «Восход» - КРЛЗ.

Место нахождения, почтовый адрес и контактные телефоны:

248009, Россия, г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, 43       

E-mail: info@voshod-krlz.ru

Тел. (4842) 56-29-33

Факсы: (4842) 73-58-70, 73-58-63, 55-12-50.

ОАО «Восход» — Калужский Радиоламповый Завод (ОАО «Восход» - КРЛЗ) — российская компания, является разработчиком и  одним из крупнейших производителей электронных компонентов специального назначения в России.

ОАО «Восход» ведет свой отсчет с 22 декабря 1960 г., когда была изготовлена первая радиолампа 6Ж1П.

В 1971 году началось освоение производства изделий полупроводниковой электроники. В 1978 году производство изделий микроэлектроники составило 51% от общего объёма.

В 1993 году решением общего собрания работников Калужский радиоламповый завод  преобразован в акционерное общество открытого типа - ОАО "ВОСХОД".

С 1977 года ведётся процесс реструктуризации основного производства. В 1999 году восстановлено  прежнее имя предприятия - ОАО "ВОСХОД" - Калужский радиоламповый завод.

  ОАО "ВОСХОД"-КРЛЗ, являясь преемником Калужского радиолампового завода, начало свое становление с производства приёмно-усилительных радиоламп, а сегодня выпускает интегральные микросхемы, термопечатающие головки, полупроводниковые лазеры, медицинскую аппаратуру и другие изделия.  
 Отвечая современным требованиям, постоянно обновляется номенклатура выпускаемой продукции, широко применяемая в различных отраслях промышленности и товарах народного потребления.

  • 1971 год, начало освоения изделий полупроводниковой электроники;
  • 1977 год, награждение коллектива завода орденом Трудового Красного Знамени;
  • 1978 год, изделия микроэлектроники в общем объеме производства составили более 50%;
  • 1981 год, выпущена 10-миллионная микросхема и у 70% отечественных телевизоров блок цветности комплектуется микросхемами завода;
  • 1983 год, начало освоения и серийного производства импульсных полупроводниковых лазеров и других изделий квантовой электроники;
  • 2004 год, ОАО «Восход»-КРЛЗ включено в Перечень стратегических предприятий государства;
  • 2009 год, начало сосредоточения на промплощадке ОАО «Восход» - КРЛЗ смежных предприятий (ОАО «КБ «Сектор», ЗАО «Аметист-Стан», ОАО «Биметалл», ООО «Аметист-М», ОАО «НИИ материалов электронной техники», ООО «Восход-Эколюм»);
  • 2010 год, учреждение на правах государственно-частного партнерства научно-инновационного центра компонентов радиоэлектроники «Восход» имени А.И. Шокина («НИЦ КР «Восход» им. А.И. Шокина») и создание совместного научно-образовательного центра (НОЦ) «Вакуумная и микросистемная техника для радиоэлектроники» между ОАО «НИЦ КР «Восход» им. А.И. Шокина» и КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

  В настоящее время ОАО "Восход"-КРЛЗ является одним из крупнейших производителей электронных компонентов специального назначения в России. Сегодня предприятие объединяет в себе более девяти производственных направлений.

               Основная продукция:

В номенклатуру выпускаемой продукции входят: цифровые микросхемы, операционные усилители, наборы транзисторов, микросхемы для счетчиков  электроэнергии, систем автоматического  управления и измерения, полевые  транзисторы, оптопары транзисторные, микросхемы для автомобильной электроники  и вторичных источников питания, термопечатающие головки, полупроводниковые  лазеры, ИК-светодиоды и фотодиоды. Также производятся материалы для  электронной промышленности: эпитаксиальные структуры GaAlAs, аморфные ленты, многослойные плакированные ленты, микропроволоки, псевдосплавы. ОАО "Восход" - КРЛЗ выпускает микросхемы категорий  качества "ВП", "ОСМ", "ОТК".

Руководство:

Шмаков  Николай Викторович - генеральный директор.

Миссия  организации отражает предназначение организации в экономике и  обществе она является философией и  смыслом существования организации. В ней как правило детализируется статус предприятия, определяется основное ее предназначение и отражаются ориентиры  на цены организации.

Миссией ОАО "Восход" является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка. В миссию организации также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку предприятия в будущем.

Целями  и приоритетными направлениями  производственной деятельности ОАО  «Восход» является:

-получение прибыли для удовлетворения  социальных и экономических интересов  работников;

- сохранение производства продукции не имеющей конкурентов в России;

-обеспечение устойчивого и рентабельно  работающего производства;

-соблюдение законодательства РФ;

-обеспечение  экологически безопасного производства.

 

 

2.2 Анализ деятельности предприятия.

 

Приоритетные  направления деятельности общества.

Преобладающим видом деятельности Общества явилось производство продукции производственно-технического и специального назначения:  

    • интегральных микросхем;                   
    • термопечатающих головок;
    • приемно-усилительных радиоламп;
    • проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ.

        

  Полученный доход без НДС  от общей коммерческой деятельности составил  в отчётном  году  563 796 тыс. руб., в том числе:

 

 

 

Таблица 2.

выручка от реализации товаров ( услуг) собственного

производства   

489 327тыс.руб.;

выручка от продажи энергетики субабонентам

2 722тыс.руб.;

выручка от продажи основных фондов

1 145тыс.руб.;

выручка от продажи материальных ценностей

37 274тыс.руб.;

выручка от аренды помещений

2 818тыс.руб.;

выручка от аренды автотранспорта

143 тыс.руб.;

выручка от прочих видов деятельности

30 367 тыс. руб.


Доли доходов от приоритетных направлений производства в общем объеме выручки от продажи продукции, работ, услуг в тыс. руб. и  в процентах:

Таблица 3.

№ п/п

Направление производства

Объем выручки (в тыс. руб.)

Объем выручки  по направлению в % от общего объема выручки

1.

От производства интегральных микросхем

389 620

79,6

2.

От производства деталей и узлов

19 085

3,9

3.

От производства приемно-усилительных ламп

4 417

0,9


        

 Объем товарной продукции стратегического назначения за 2011 год составил 94,2 % от общего  объема продукции, выпущенной Обществом.

 Доли, акции, паи хозяйственных товариществ и обществ в отчетном году Обществом не приобретались.

 

Рассмотрим экономические показатели ОАО «Восход» 2009-2010 гг. (Таблица 4).

 

Таблица 4.

Экономические показатели ОАО «Восход» 2010-2011 гг.

№ п/п

Показатели

2011 год

2010 год

Изменение

 

1

Выручка от реализации товаров (услуг) собственного производства тыс. руб.

489 327

469 677

+4,1%

2

Себестоимость проданных  товаров,  в тыс. руб.

366 084

330 100

+11%

3

Доля себестоимости в  выручке, в %

0,75

0,7

+7%

4

Производительность труда, в тыс. руб.

560,9

623,1

-10%

5

Прибыль от продажи реализованной  продукции, в тыс. руб.

+24 849

+37 369

-33,5%

6

Чистая прибыль,  в тыс. руб.

+23 785

+14 345

Увеличение в 1,65 раз

7

Рентабельность товарной продукции,  в %

3,6

9,3

-38,7%

8

Кредиторская задолженность  на конец  отчетного года, в тыс. руб.,

 в том числе:

 

Задолженность по авансам

 

Задолженность перед поставщиками

 

Задолженность перед акционерами

174 339

 

 

 

34 331

 

21 956

 

88 452

185 889

 

 

 

15 086

 

31 482

 

88 452

 

9

Налоговые платежи, в тыс. руб.

121 272

93 353

+29,9%

10

Уровень исполнения налоговых платежей, в %

100

99,0

+1,0%

11

Краткосрочные кредиты в Сбербанке, в тыс. руб.

107 917

84 801

+27,3%

12

Долгосрочные кредиты в Сбербанке, в тыс. руб.

-

15 969

-

13

Дебиторская задолженность на конец  отчетного года, в тыс. руб.

50 864

34 760

+46,3%

 

в т.ч., покупатели и заказчики

35 669

25 170

+41,7%

14

Стоимость чистых активов на конец  отчетного года,  в тыс. руб.

88 400

63 361

+39,5%

Информация о работе Механизмы принятия стратегических решений в организации