Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить условия и предпосылки для государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность и основные направления государственного регулирования;
рассмотреть альтернативные выбор и характер государственной поддержки.

Содержание

Ведение
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
1.1. Условия и предпосылки государственного вмешательства……………..5-7
1.2. Сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………8-11
2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
2.1. Основные направления государственного регулирования предпринимательства………………………………………………………..12-17
2.2. Альтернативный выбор и характер государственной поддержки…...18-22
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Ведение

1.  Государственное регулирование предпринимательской деятельности

1.1. Условия и предпосылки государственного  вмешательства……………..5-7

1.2. Сущность, виды и формы государственного  регулирования         предпринимательской деятельности…………………………………………8-11     

2. Механизм государственного воздействия  на предпринимательскую  деятельность

2.1. Основные направления государственного  регулирования              предпринимательства………………………………………………………..12-17                

2.2. Альтернативный выбор и характер государственной поддержки…...18-22

Заключение

Список литературы

 

Введение

Осуществляемые на протяжении 23 лет преобразования в российской экономике показали, что становление системы рыночных отношений в России требует определенного уровня экономической свободы субъектов экономики, а развитие предпринимательства выступает главным фактором достижения такой свободы.

По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия государства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе.

Для придания импульса в направлении устойчивого роста предпринимательство должно подвергаться разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке. Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, влияющие на развитие свободного рынка. Стихийное, нерегулируемое предпринимательство приводит к значительным диспропорциям в экономике страны, предпринимательская деятельность серьезно деформируется, в частности, концентрируется в спекулятивно-посреднической сфере, что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики.

Актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования мер государственного воздействия на рыночную экономику, направленного на создание благоприятных условий развития предпринимательства, путем ликвидации дублирующих функций федеральных 3 органов управления и уменьшения избыточности участия государства в ряде сфер предпринимательской деятельности.

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

  •  рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • изучить условия и предпосылки для государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность и основные направления государственного регулирования;
  • рассмотреть альтернативные выбор и характер государственной поддержки.

 

 

 

1.  Государственное регулирование предпринимательской деятельности

1.1. Условия и предпосылки  государственного вмешательства

Государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности должно применяться только в случае доказанности превышения потенциальных результатов над его потенциальными затратами. Цели регулирования и методы достижения этих целей следует избирать сообразно степени их соответствия общественным интересам. 

Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными.

Негативные условия - это всякого рода негативные явления и тенденции в различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.

Такими условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды.

Одна из серьезнейших функций государства - своевременное выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.

Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относятся инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения.

Безработица - это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный ее уровень - 4-6% численности рабочей силы - считается нормальным, или оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, сезонными перерывами, а также с изменениями спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно регулировать безработицу только в том случае, если она начинает превышать естественный уровень (4-6%), т.е. когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровне естественной безработицы.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление более сложное чем, безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, находятся в движении. Поэтому до определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности, а более высокий ее уровень может принести много бед для экономики и общества в целом. Ибо по силе негативного влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Поэтому различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10% в год галопирующая характеризуется ростом цен от 10 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее [1].

Противоинфляционные меры государства зависят не только от уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя, из этого различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому "лекарства" для их лечения тоже свои.

Дефицит бюджета - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому, чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого критерия выступают доля дефицита в валовом национальном продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенную и допустимую величину этого критерия [2].

 

1.2. Сущность, виды и формы  государственного регулирования  предпринимательской деятельности

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.[3]

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции: 
          1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

-  определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

-  создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

-  предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

-  защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

-   установление денежной системы;

-   установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое  планирование науки и научно-технического  прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем:

-  объем национального производства;

-  пропорциональность развития экономики;

-  темпы экономического роста;

-  внешнеэкономический баланс страны;

-  уровень занятости трудоспособного населения страны;

-  социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов. 
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений. 
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории: 
          -   характер рыночных отношений;

-   характер правовых связей между хозяйствующими субъектами; 
           -   общесоциальные факторы;

           -   общеэкономические условия;

           -   общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д. 
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции. 
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами: 
-    предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности; 
-    борьбой с криминализацией предпринимательских отношений; 
-    предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений; 
-    контролем за использованием общенациональных ресурсов; 
-    социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

 

2. Механизм государственного  воздействия на предпринимательскую  деятельность

2.1. Основные направления  государственного регулирования  предпринимательства

Государственное регулирование современного предпринимательства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Информация о работе Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность