Миссия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования и значение выбранной темы. Эффективное управление является основной задачей любого менеджера, особенно, когда речь идет о рыночных условиях существования фирмы. Управление предприятием предполагает определение целей деятельности – что является на сегодняшний день весьма большой проблемой для руководителей и владельцев. Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 254.18 Кб (Скачать файл)

Основная, главная цель организации  – это миссия. Все остальные цели предприятия должны представлять собой средства реализации его миссии. К таким средствам можно отнести службу маркетинга, производство, подбор и обучение персонала, проведение научно-исследовательских работ и многое другое. Естественно, что эффективно осуществить миссию фирмы можно лишь тогда, когда все, используемые для этого средства связаны в единую гармоничную систему. При этом каждое из средств, в свою очередь, тоже представляет собой систему, состоит из разных компонентов. Например, производство состоит из взаимосвязанных цехов, отделов, служб. Каждый цех - тоже система, включающая в себя станки, оборудование, обслуживающий персонал и многое другое. Можно сделать вывод, что совокупность средств, предназначенных для достижения какой-то цели, например миссии фирмы, или любой иной цели, представляет собой систему, содержащую в себе множество подсистем, как бы “вложенных” друг в друга, напоминая собой конструкцию “матрешки”. При этом любая из этих систем обладает двойственностью, являясь одновременно и целью, и средством: с одной стороны интегральное качество, роль этой системы представляет собой цель, для достижения которой предназначены компоненты системы в качестве средств, а с другой стороны, сама данная система является средством для достижения цели более высокого порядка. Например, производство моторов является целью для работников  моторного цеха, но средством для предприятия в целом.

В организации часто возникают  противоречивые цели. Причина всегда коренится в недостаточности, неуниверсальности  наличных средств, с помощью которых  могут достигаться эти цели. Противоречие между целями означает, что с помощью  имеющихся средств может быть достигнута или одна или другая цель, но не  обе вместе. Так, предприятие, располагающее некоторым капиталом, может иметь противоречивые цели: или выпустить наукоемкий товар, проведя дорогостоящие исследования и разработки, или же сделать товар изысканно привлекательным, потратив средства на улучшение его дизайна, внешнего вида. Ограниченность средств не позволяет предприятию в полной мере реализовывать обе цели и заставляет его выбирать одну из целей, или компромиссный вариант, т.е. когда удовлетворяются обе цели, но не полностью. Все искусство менеджмента будет в данном случае заключаться в поиске оптимального компромисса.

Каждый менеджер постоянно сталкивается с проблемой согласования целей, принадлежащим разным субъектам - коллективным и индивидуальным. Так, еще сравнительно недавно, находились в явном и  остром противоречии цели хозяев и  цели наемных работников. Разработки современной политической и экономической науки, в частности менеджмента, а также прогресс производительных сил общества позволили в значительной мере разрешить это противоречие, создав тип современного предприятия, с помощью которого достигнут разумный и взаимоприемлемый компромисс. На многих западных предприятиях реализована модель так называемого “участия работников в управлении”, которая позволяет выразить в значительном объеме их интересы, реализовать их потребности, как в материальной, так и в морально-психологической сфере. Большую роль играет и то обстоятельство, что многие рабочие становятся акционерами предприятий, приобретая тем самым черты так называемого “среднего класса”, являясь одновременно и работниками, и собственниками. Что же явилось компромиссной общей целью для хозяев предприятия и наемных работников, которая установила согласие между ними? Этой целью явилось успешное функционирование предприятия, ориентированного на интересы потребителя, т.е. такая миссия предприятия, когда и собственники, и наемные работники заботятся в первую очередь о реализации целей потребителя. Тогда предприятие имеет достаточную прибыль, быстро развивается во всех отношениях, что позволяет удовлетворять цели и рабочих, и хозяев.

Правило согласования противоречивых целей может быть сформулировано так: разрешение противоречия между целями осуществляется с помощью  определения компромиссной общей  цели. Важно осознать, что согласие достигается не “слиянием” целей различных субъектов, не совпадением их, не приведением их к единству. Цели различных субъектов различны потому, что объективно различаются лежащие в их основе потребности и интересы, и обеспечить их совпадение в общем случае невозможно. Согласие достигается на ином пути - строится общее средство, которое позволяет в определенной мере достигать и те, и другие противоречивые цели. Построение и использование общего средства и является общей целью субъектов, обладающих противоречивыми целями.

Частный случай этого правила: общей целью является совместная согласованная деятельность, в ходе которой каждый субъект использует часть своих средств для удовлетворения целей другого субъекта, образно говоря, служит ему.

    1. Состав целей организации. Миссия организации.

Целевое управление является центральным звеном процесса управления эффективностью деятельности, так как именно оно позволяет направить деятельность компании на достижение глобальных целей и управлять развитием предприятия.

Цели определяют направление  развития компании и обычно декомпозируются  сверху вниз — от общекорпоративных  ориентиров до конкретных нормативов и действий. В свою очередь, в показателях  выражаются результаты действий, предпринятых для достижения поставленных целей, и они агрегируются снизу вверх. Топ менеджеры, расположенные на самом верху управленческой пирамиды, определяют стратегию организации  и задачи, которые надо выполнить, чтобы реализовать существующую стратегию. Поставленные ими задачи распределяются между нижестоящими сотрудниками организации. С другой стороны, сотрудники выполняют действия, необходимые для решения поставленных задач и сообщают вышестоящим  менеджерам о фактических результатах  посредством показателей деятельности.

 
 
 
Рис. 1. Движение информации о целях и степени их достижения 

Традиционно, в целевом  управлении выделяют такие элементы, как миссия, видение, ценности, конкурентные преимущества. Миссия (mission) — выражение философии организации и смысла ее существования. Миссия обычно декларирует принципы работы предприятия в отношении ключевых групп влияния, она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Видение (vision) конкретизирует миссию организации и определяет ее будущий образ. Это краткая формулировка того, каким образом организация собирается выполнить свою миссию. Ценности (основные убеждения, разделяемые членами организации) и конкурентные преимущества (качества и характеристики организации, отличающие ее от конкурентов) помогают определить общий стиль работы и факторы, за счет которых компания будет продвигаться в выбранном направлении.

Итак, когда речь идёт о целевом начале в поведении организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть управления организацией.

Среди всех целей  фирмы необходимо выделить стержневую, базовую цель, которая будет ведущим стимулом деятельности фирмы; она должна играть не только организующую и интегрирующую роль, но выполнять и вдохновляющую, пропагандистскую функцию. Такая цель представляет собой миссию фирмы, ее предназначение для потребителей. Она, естественно, публично объявляется, рекламируется, а, главное, доводится до сознания каждого работника предприятия, побуждая его к активному служению на благо потребителя. Ясно, что максимизация прибыли не может служить миссией предприятия, поскольку является лишь его внутренней целью, в то время, как миссия представляет собой цель, выходящая за рамки предприятия.

При самом  обобщённом и в то же время при  самом углублённом понимании  роль миссии организации состоит  в том, что она как бы устанавливает  связку, ориентирует в едином направлении  интересы и ожидания тех людей, которые  воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию  извне.

В широком  понимании миссия - это философия  и предназначение, смысл существования  организации. Философия организации  определяет ценности, убеждения и  принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия  организации редко меняется. Что  касается второй части миссии, то она  может меняться в зависимости  от глубины возможных изменений  в организации и в среде  её функционирования.

В узком  понимании миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для  чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации  от всех других.

Каждая  организация осуществляет некую  деятельность, выполняет некую миссию: производит продукцию, предоставляет  кредиты, оказывает услуги и т.д. Со временем некоторые управляющие  могут потерять интерес к исполнению миссии компании либо сама она в  изменившихся условиях рынка утрачивает актуальность. Миссия компании может  утратить четкость, по мере того как  корпорация добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит  на новые рынки.

Если  менеджеры осознают, что организация  начинает отклоняться от когда-то принятой миссии, необходимо начать поиск ее новой роли, а значит, как говорит  Питер Друкер, наступило время  задуматься над некоторыми основополагающими  вопросами1: Что представляет собой ваш бизнес? Кто ваш клиент? Что представляет ценность для клиента? Чем будет ваш бизнес? Чем должен быть ваш бизнес?

Поиск ответов  на, казалось бы, простые вопросы  — одна из самых сложных задач, когда-либо встававших перед компанией. Преуспевающие корпорации постоянно  ставят перед собой эти вопросы  и старательно ищут на них ответ. Миссия каждой компании определяется пятью элементами:

  1. История. У каждой компании есть история ее целей, политики и достижений; организация не должна резко рвать со своим прошлым.
  2. Существующие предпочтения владельцев и управляющих. Если руководство компании посчитает необходимым прекратить производство каких-то товаров, это, вполне вероятно, негативно скажется на заявленной миссии компании.
  3. Рыночная среда. Если цель остается неизменной и не учитывает изменений во внешней среде, то в будущем организация едва ли сможет рассчитывать на успех.
  4. Ресурсы. Ресурсы организации определяют возможную миссию.
  5. Определенные деловые способности и возможности. Цели организации должны быть основаны на знании того, что она умеет делать наилучшим образом.

Организация разрабатывает  декларацию о своем предназначении, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и (во многих случаях) клиентов. Хорошо продуманная декларация о миссии предоставляет служащим компании возможность сознательно  идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Заявление о миссии компании — «невидимая рука», которая  направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах. Вот пример удачной декларации о миссии компании.

«Цель компании Motorola — достойное  служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг  высочайшего качества по доступным  ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста  предприятия, и предоставлять нашим  служащим и акционерам возможности  для достижения разумных личных целей».

Достойное заявление о  миссии компании отличается тремя основными  чертами. Во-первых, внимание концентрируется  на ограниченном количестве целей. Заявление: «Мы хотим производить продукцию  высочайшего качества, обеспечивать ее широчайшее распространение по самым  низким ценам» — пример явно завышенной цели. Вряд ли ею смогут руководствоваться  менеджеры, столкнувшиеся с необходимостью принятия серьезных решений. Во-вторых, в заявлении миссии подчеркиваются основные направления политики и приоритеты компании. Политика определяет отношения компании с заинтересованными группами, служащими, клиентами, поставщиками, дистрибьюторами. Политика компании ограничивает возможность индивидуального принятия ответственных решений, так что поиск ответов на важные вопросы ведется ее служащими коллективно. И в-третьих, миссия определяет основные поля конкуренции, на которых действует компания:

  • Промышленное поле. Диапазон отраслей, в которых оперирует компания. Некоторые компании работают только в одной отрасли; другие — в ряде связанных между собою отраслей; третьи производят только промышленную продукцию; четвертые — только потребительские товары или услуги, а кое-кто умеет вести дела с представителями любой отрасли. Например, компания «Forest» предпочитает работать на рынке продовольственных товаров, в то время как компанию Ultra привлекают рынок компьютерных технологий. А для другой компании специфика отрасли безразлична, лишь бы она приносила доход.
  • Поле продукции и направлений деятельности. Диапазон выпускаемой компанией продукции и направления ее деятельности.
  • Поле основных деловых навыков и способностей. Диапазон постоянно совершенствуемых технологических и других навыков и способностей компании. Так, основные деловые способности японской компании NEC относятся к области компьютерного обеспечения, коммуникационных систем и узлов связи, что позволяет ей успешно производить портативные компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и т. д.
  • Поле рыночного сегмента. Тип рынка или клиентов, которые пользуются услугами компании. Некоторые компании обслуживают только рынки элитных товаров. Например, компания Porsche специализируется на производстве престижных и дорогих автомобилей, солнцезащитных очков и других аксессуаров. Компания же Gerber производит в основном товары для новорожденных.
  • Поле вертикальной интеграции. Количество звеньев цепочки создания стоимости, начиная с добычи сырья до производства конечного продукта и его распределения, в которых задействована компания. Пример одной крайности — высоко интегрированные компании; в истории компании Ford был период, когда она занималась выращиванием каучуконосных растений (для производства шин), разведением овец (ткань для обивки салона), производством стекла и стали. Другая крайность — компания с низким уровнем интеграции или вообще не имеющая собственного производства. Подобные «оболочечные корпорации» или «чисто рыночные компании» состоят из человека с телефоном, факсом, компьютером и письменным столом, которому приходится заключать договоры на каждую услугу, включая дизайн, производство, маркетинг и распределение продукции.
  • Географическое поле. Диапазон регионов, стран или групп стран, в которых работает компания. Географическим полем может быть определенный город или государство, континент. Деятельность мультинациональных корпораций, например, распространяется практически на все страны мира.

Информация о работе Миссия организации