Моделирование бизнес-процессов СК «РОСНО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – моделирование, анализ и оптимизация бизнес-процессов страховой компании.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать важные факторы страховой отрасли экономики страны;
идентифицировать и структурировать основные бизнес-процессы страховой компании;
построить модели бизнес-процессов страховой компании при помощи средств AllFusion Process Modeler и Erwin Data Modeler;
провести анализ модели бизнес-процесса «Урегулирование убытков»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности страховой деятельности……………………………….5
Отличительные черты и особенности сектора страхования…………...5
Организационно-правовые формы субъектов страхового дела...9
Государственное регулирование страхового дела………….……10
Описание структуры и деятельности страховой компании «РОСНО»..15
Глава 2. Моделирование бизнес-процессов СК «РОСНО» …………………...18
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 430.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Моделирование бизнес-процессов СК «РОСНО»

Одним из эффективных методов прогнозирования и исследования процессов в социально-экономических системах является построение моделей. Практика менеджмента показывает, что использование разнообразных моделей дает возможность описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Взяты во внимание темпы изменений, происходящих в новом информационном обществе потребителей, требуются новые подходы к рассмотрению организации как системы, включающие интеграцию всех элементов управления предприятием и процессов, происходящих в нем, в единое целое, работа которого сосредотачивается на достижении лучших результатов. Таким подходом представляется построение бизнес-модели организации.

Одна из основных целей бизнес-моделирования-анализ и совершенствование деятельности организации или предприятия. Всем известно, что производительность труда в России, определяемая как валовой внутренний продукт на одного занятого в несколько раз меньше производительности труда в развитых странах. Другими словами, ту же самую работу, которую в российских компаниях выполняют несколько человек, в развитых выполняет один.

Эта ситуация определяется низким уровнем применяемых российскими компаниями производственных, информационных и управленческих технологий. Одна из причин этого- недостаточная организация труда.

Специалисты считают внедрение российскими компаниями современных технологий организации и управления бизнесом сможет повысить их производительность труда от полутора и выше раз.

Чтобы провести анализ и совершенствовать деятельность компании необходимо построить и использовать ее бизнес-модель.

Вручную невероятно трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать строгую систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима. Если участники проекта пытались прибегнуть к ручной разработке, то перед ними возникнут следующие проблемы:

    • неадекватная спецификация требований,
    • неспособность обнаруживать ошибки в проектных решениях,
    • низкое качество документации, снижающее эксплуатационные качества,
    • затяжной цикл и неудовлетворительные результаты тестирования.

Современные средства моделирования процессов организации – системы автоматизированного проектирования моделей по средствам CASE-технологий (Computer – Aided Software Engineering). Данные системы позволяют построить модели процессов и проводить их взаимоувязку, разбивать на составляющие процессы. В качестве данного средства в данной работе используется программный продукт All Fusion Process Modeler (известный как BPwin) фирмы Computer Associates, позволяющий строить различные модели по стандартам IDEF0, IDEF3 и DFD.

  • Моделирование бизнес-процессов (IDEF0) позволяет выполнять систематический анализ деятельности предприятия, фокусируя внимание на стандартных, каждодневных функциях и средствах управления, поддерживающих эти функции.
  • Моделирование потоков работ (IDEF3), также известное как моделирование технологического процесса, используют для графического описания и документирования процессов путем сбора информации о последовательности их выполнения, отношениях между ними и о важных объектах, которые являются частью этих процессов. Диаграммы технологического процесса используются в качестве вспомогательного средства при модернизации бизнес-процессов, разработке показателя, определяющего завершенность поставляемых продуктов и услуг, а также для сбора информации о политиках и процедурах внутри самой компании.
  • Моделирование потоков данных (DFD) фокусирует внимание на потоке данных между различными задачами. Обеспечивает максимальную доступность данных в организации при минимальном времени отклика.
  • Прежде чем приступить непосредственно к моделированию, необходимо определить ресурсы организации и сами бизнес-процессы, протекающие в ней.

Ресурсы СК «РОСНО» можно разделить на следующие категории:

  1. Трудовые ресурсы – персонал, сотрудники компании. Критериями оценки данного вида ресурсов может служить уровень квалификации и профессионализма сотрудников, «текучести» кадров.
  2. Финансовые – уставной капитал, нераспределенная прибыль и привлеченные средства. Страховая компания аккумулирует денежные средства физических и юридических лиц и использует для осуществления финансовой деятельности. Этот же вид ресурсов определяет эффективность деятельности предприятия
  3. Материальные ресурсы – материальные ресурсы компании представлены материально-техническим обеспечением:

Офисные помещения

Оргтехника

Компьютеры

Периферийное оборудование

Мебель

  1. Информационные ресурсы – результаты маркетинговых исследований, анализа страховых рынков, информация о клиентах, потенциальных векторах развития и существующих рисках, данные конкурентных разведок и др.
  2. Временные ресурсы – ресурсы рабочего времени, сроки реализации проектов и др.

Ранее нами было выделено и рассмотрено 9 отделов СК «РОСНО»: страхования, перестрахования, андеррайтинга, урегулирования убытков, кадров, юридический отдел, IT-отдел, финансово-экономический отдел и отдел маркетинга. Анализируя существующие отделы, можно выделить следующие бизнес-процессы страховой компании:

  1. Осуществление страховой деятельности

Бизнес-процесс «Осуществление страховой деятельности» объединяет деятельность сотрудников отделов страхования, андеррайтинга. Сюда входит оказание услуг по личному страхованию, имущественному страхованию, сопровождению страховых договоров. Подпроцесс страхования имущества включает в себя несколько схожих процессов, а именно таких, как автострахование, страхование ответственности и непосредственно страхование имущества физических и юридических лиц. Аналогичным образом, процесс личного страхования был сформирован путем объединения процессов добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев, страхования выезжающих за рубеж. Подпроцесс перестрахования объединил все процессы, описывающие мероприятия по передаче рисков в перестрахование, с их последующим распределением по другим компаниям. Этот подпроцесс взаимодействует с партнерами и является кросс-функциональным в рамках предприятия – процесс передачи рисков от вида страхования меняется не сильно.

  1. Урегулирование убытков

Процесс отображает деятельность отдела урегулирования убытков. Осуществляет рассмотрение заявок клиентов на осуществление страховых выплат. Связан с деятельностью юридического отдела.

  1. Учет и отчетность

Отражает деятельность бухгалтерского отдела. В процессе аккумулируется и систематизируется отчетность различного вида.

  1. Управление персоналом

Представляет отдел кадров. Управление персоналом обеспечивает компанию квалифицированными кадрами, а также занимается мониторингом эффективности сотрудников, их стимулированием и мотивацией.

  1. Финансово-аналитическая деятельность

Отражает деятельность финансово-экономического отдела. Содержит мероприятия по финансовому анализу деятельности предприятия, мониторингу бизнес-процессов, инвестиционной деятельности, стратегическому планированию.

  1. Маркетинговая деятельность

Представляет маркетинговый отдел. Основными задачами является продвижение страховых продуктов компании, а также анализ внешней среды – конкурентная разведка, исследование рынка, поиск потенциальных покупателей

Во всех перечисленных бизнес-процессах присутствует доля работы и сотрудников IT-отдела.

Теперь, когда основные бизнес-процессы компании определены, можем перейти непосредственно к их моделированию.

 

Рисунок 2. Контекстная диаграмма деятельности СК "РОСНО" в методологии IDEF()бизнес процесс страховой

На контекстной диаграмме (рисунок 2) мы видим основные составляющие деятельности страховой компании. Клиенты обращаются в компанию с целью осуществить страхование, либо по появлению страхового случая. В ходе прохождения обращения через систему на выходе получаем либо страховой продукт (оказание услуг страхования клиенту), либо страховую выплату соответственно. Функционирование системы происходит под воздействием Министерства финансов РФ (а именно, полученной от него лицензией), действующего законодательства РФ, касающегося страховой деятельности, а также внутрифирменными нормативно-правовыми актами и документами. Функционирование таких бизнес-процессов, как «Управление персоналом» и «Учет и отчетность» определяет результаты деятельности фирмы – различные отчеты, информация об открытых вакансиях или сокращение штата. Вся деятельность СК «РОСНО» осуществляется с использованием финансовых и нефинансовых ресурсов.

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции деятельности СК "РОСНО" в методологии IDEF()

 

На диаграмме декомпозиции представлены бизнес-процессы, реализующиеся в ходе деятельности СК «РОСНО». Они подразделяются на основные и вспомогательные. К основным бизнес-процессам относятся «Страховая деятельность» и «Урегулирование убытков». Эти процессы возникают в момент обращения клиента и регулируются законодательной базой РФ, корпоративными нормативно-правовыми актами и осуществляются по лицензии Министерства Финансов РФ. На их осуществление используются финансовые и нефинансовые ресурсы компании. Процессы завершаются либо оказанием услуг страхования (продажа страхового продукта), либо страховыми выплатами (при возникновении страхового случая в процессе «Урегулирование убытков»).

К вспомогательными бизнес-процессам относятся «Финансово-аналитическая деятельность», «Маркетинговая деятельность», «Учет и отчетность», «Управление персоналом». Данные бизнес-процессы необходимы для обеспечения основной деятельности страховой компании и осуществления основных бизнес-процессов.

 

Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции процесса "Урегулирование убытков" в нотации IDEF3

 

На диаграмме декомпозиции (рисунок 4) в нотации IDEF3 описаны процессы, обеспечивающие деятельность страховой компании по осуществлению «Урегулирования убытков». На первом этапе по поступлению обращения клиента проводится сбор и изучение информации о страхователе, его страховом продукте и условиях его предоставления. Далее назначается экспертиза для проверки присутствия страхового случая и оценки суммы страховой выплаты. Возможны два варианта развития событий: страховой случай имеет место или страхового случая нет.

Соответственно, происходит либо согласование суммы страховой выплаты с клиентом, либо отказ в страховой выплате. При отказе в выплате страховки нередки случаи несогласия клиента с принятым решением, поэтому важную роль играет этап «Урегулирование юридических вопросов», который может осуществляться вплоть до судебного разбирательства. При присутствии страхового случая производится согласование суммы страховой выплаты с клиентом. Здесь так же возможны 2 варианта: клиент соглашается с назначенной экспертом суммой – тогда производится выплата, оформляются документы и делается запись в реестр. В случае, если клиент не согласен с назначенной суммой, он может прибегнуть к услугам независимых экспертов (либо просто других экспертов). В таком случае данный бизнес-процесс завершится при достижении согласия между страховщиком и страхователем.

 

Рисунок 5. Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса "Урегулирование убытков" в нотации DFD

 

На диаграмме декомпозиции (рисунок 5) бизнес-процесса «Урегулирование убытков» в нотации DFD описаны потоки работ, совершаемых в процессе осуществления страховых выплат. Первая функция – «Собрать и изучить информацию о страхователе». Она связана с внешней сущностью «Обращение клиента» и получает из неё информацию. Далее проводится экспертиза причиненного ущерба и, как следует, суммы страховой выплаты. Основываясь на заключениях экспертизы, принимается решение имеет ли место страховой случай. Также используются данные о страховых продуктах, в которых указаны типовые страховые случаи. По принятию решения клиенту либо отказывают в выплате, либо сообщают сумму страховой выплаты. Если клиент согласен с размером выплаты, то производится выплата, оформляются документы и данные о выплате заносятся в архив и на этом процесс заканчивается. Если клиент не согласен с принятым решением, то проводится повторная экспертиза (возможно, с привлечением сторонних экспертов).

Информация о работе Моделирование бизнес-процессов СК «РОСНО»