Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:20, статья
Оценка эффективности инвестиций в обучение персонала заключается в ценности знаний сотрудников для компании и определяется не просто их наличием, а конечным результатом работы, умением применить их на практике. Поэтому, чтобы оценить эффективность проведенного обучения, нужно установить взаимосвязь между изменением уровня знаний сотрудника и динамикой результативности его работы.
Оценка обучения и развития обычно включает один из двух аспектов: или оценка самого процесса развития, или конечный результат развития.
Модели оценки эффективности обучения и развития персонала организации
Выполнил: ассистент кафедры УПТП института права
Полищук Александр Игоревич
Введение
Оценка эффективности программ обучения является заключительным этапом управления развитием персонала в современной организации. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала. Эти инвестиции должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации.
Не секрет, что большинство руководителей и собственников бизнеса стремятся повысить производительность труда, иметь квалифицированный персонал, однако не все готовы вкладывать деньги в его развитие. С одной стороны, это обусловлено недостаточным качеством самого обучения и отсутствием системы управления знаниями на предприятии, с другой, тем, что специалисты, ответственные за организацию процесса обучения, не всегда способны оценить эффективность инвестиций в персонал.
Управление человеческим капиталом подошло к уровню, когда качественные методы оценки обучения не дают должного результата, а руководители все больше требуют экономических обоснований вложенных инвестиций в персонал, экономические модели оценки. Наступает необходимость выражения результатов обучения на понятном для руководителей и собственников бизнеса языке цифр.
Оценка эффективности инвестиций в обучение персонала заключается в ценности знаний сотрудников для компании и определяется не просто их наличием, а конечным результатом работы, умением применить их на практике. Поэтому, чтобы оценить эффективность проведенного обучения, нужно установить взаимосвязь между изменением уровня знаний сотрудника и динамикой результативности его работы.
Оценка обучения и развития обычно включает один из двух аспектов: или оценка самого процесса развития, или конечный результат развития. Акцент в оценке зависит от того, кого конкретно интересует оценка развития персонала. Для акционеров, руководителей компании ключевой вопрос – отдача от вложений в развитие персонала организации. Для проводивших развитие важен совершенно иной аспект – были ли достигнуты цели развития, насколько эффективном оказался сам процесс. Иначе будет оцениваться развитие самим участником, какие конкретно знания приобретает персонал, в чем ему будет способствовать развитие. Наиболее эффективной окажется модель оценки, учитывающая все три аспекта.
Четырехуровневая модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика.
В 1959 г. Дональдом Киркпатриком была предложена четырехуровневая модель оценки эффективности обучения, получившая широкое распространение и являющаяся классической. Для сегодняшних менеджеров по управлению персоналом эта модель — практически азбучная истина. Хотя, как признался сам Дональд Киркпатрик, его заслуга состоит в том, что он обобщил то, что предлагали разные специалисты.
Модель, предложенная Киркпатриком, затратная по времени, но помогает сделать выводы о том, продолжать или прекращать обучающую программу, как улучшить ее в будущем. К тому же она позволяет оценить вклад отдела обучения в достижение целей и задач организации.
Сам Киркпатрик выделяет основные причины проведения оценки обучения:
— Нужно ли продолжать программу?
— Как можно усовершенствовать программу?
— Как можно обеспечить постоянную согласованность?
— Как можно повысить эффективность обучения?
— Как быть уверенным, что обучение соответствует стратегии?
— Как показать ценность обучения?
Первый уровень — «Реакция»
На этом уровне выясняется реакция участников программы на обучение. Как правило, ее проводят все компании. Иногда для оценки этого уровня используется только листы реагирования или анкетирование с помощью smile sheet (англ. «лист улыбок»), которое несет информацию о симпатии (антипатии) аудитории к тренеру, но не дает практических результатов. Поэтому, при оценке первого уровня важно установить, какую информацию вы хотите получить и в соответствии с этим выбрать инструменты.
Инструменты для оценки первого уровня:
— листы реагирования;
Листы реагирования должны включать открытые вопросы и вопросы со шкалами.
Анкета 1. Лист реагирования |
Отлично |
Средне |
Слабо | ||||||||||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||||
1. Задачи курса соответствуют целям деятельности? |
|||||||||||||||||
2. Насколько эффективен тренер? |
|||||||||||||||||
3. Насколько эффективны методы применяемые тренером? |
|||||||||||||||||
4. Способствовали условия обучению? |
|||||||||||||||||
5. Оцените, на сколько процентов Вы достигли своей цели? |
|||||||||||||||||
6. Как на практике Вы будете применять то, чему сегодня научились? _______________________ | |||||||||||||||||
______________________________ | |||||||||||||||||
7. Обозначьте интересные
темы для будущего обучения. ______________________________ | |||||||||||||||||
______________________________ | |||||||||||||||||
8. Как можно улучшить
эту программу? ______________________________ | |||||||||||||||||
______________________________ | |||||||||||||||||
Это может быть формуляр, который даст количественную оценку (например, шкалы для оценки работы тренера, полезность, доступность предоставляемого материала, адекватность информации, качество оборудования и т. д.), а также открытые вопросы для получения информации.
— интервью;
Проводятся с каждым участником после обучения с целью получения обратной связи.
— фокус-группы;
Используются в основном для пилотных проектов. Фасилитатор проводит первую фокус-группу через неделю после прохождения программы, собирая мнения участников о реакциях после тренинга. Вторая фокус-группа проводится через 90 дней после завершения программы. Каждому участнику выдается копия плана курса обучения.
Анкета 2. Вопросы для фокус-группы (через неделю) | ||||||||||||||||
1. Какое ваше общее впечатление о программе? | ||||||||||||||||
2. Посмотрите списк целей программы - насколько полным было раскрытие? | ||||||||||||||||
3. Насколько цели программы соотв | ||||||||||||||||
4. Насколько вам понравились условия? | ||||||||||||||||
5. Насколько просто было работать с материалом? | ||||||||||||||||
6. Как, по-вашему, преподавался материал? | ||||||||||||||||
7. Насколько ясно вы понимаете, что делать с тем, чему вы научились? | ||||||||||||||||
8. Какие у вас есть предложения по улучшению программы? | ||||||||||||||||
Вторая фокус-группа проводится через 90 дней после завершения программы.
Анкета 3. Вопросы для фокус-группы (через 90 дней) | ||||||||||||||||
1. Если посмотреть назад, какое у вас общее впечатление о курсе? | ||||||||||||||||
2. Если оценить содержание курса, что было самым ценным знанием? | ||||||||||||||||
3. Какие компоненты курса были самыми нужными в вашей работе? | ||||||||||||||||
4. Какие модули курса кажутся наименее подходящими? | ||||||||||||||||
5. Какие тем, на ваш взгляд, должны быть ещё изучены? | ||||||||||||||||
6. Что в вашем поведении на работе сейчас является результатом обучения? | ||||||||||||||||
7. Каких предварительных результатов вы ожидаете от новых усилий? | ||||||||||||||||
В результате оценки первого уровня должны быть получены ответы на следующие вопросы:
— Что конкретно получил участник тренинга?
— Кому должен предоставляться тренинг?
— Какие методы лучше всего использовать?
— Когда лучше всего проводить тренинг?
— Как участник будет применять полученные знания и навыки на рабочем месте?
Оценка на этом уровне определяет, как участники программы реагируют на нее. Сам Киркпатрик называет это оценкой удовлетворенности потребителей и подчеркивает, что и в этом случае реакция участников является очень важным критерием успешности тренинга как минимум по двум причинам.
— Во-первых, люди так или иначе делятся своими впечатлениями от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно, она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.
— Во-вторых, если участники не будут реагировать позитивно, то у них не будет мотивации к обучению. По мнению Киркпатрика, позитивная реакция не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности обучения.
Второй уровень — «Обучение»
Основная задача данного уровня — оценить знания, навыки, полученные на тренинге. Оценка может проводиться как в рамках самого тренинга, так и сразу после него или отсрочено (например по электронной почте).
Для оценки уровня используют специально разработанные тесты, опросники и задания, цель которых — количественно измерить прогресс в полученных знаниях.
Инструменты для оценки второго уровня:
— тест на знание изученного материала;
— лист проверки умений;
— обучение других сотрудников;
— составление плана действий;
Тест на знание изученного материала. Участники программы проходят тестирование на знание изученного материала по теме обучения.
В ходе беседы наблюдатель определяет умения участников программы использовать отработанные навыки. В первой колонке выставляется оценка (1 — неправильное использование умения; 2 — адекватное использование; 3 — экспертное использование умения), во второй колонке записываются комментарии.
Анкета 4. Лист проверки умений | ||||||||||||||||
Умения |
Использование |
Комментарии | ||||||||||||||
Использования невербалики |
||||||||||||||||
Налаживание контакта |
||||||||||||||||
Конкретизирующие вопросы |
||||||||||||||||
Поддерживающие комментарии |
||||||||||||||||
Завершение беседы |
Информация о работе Модели оценки эффективности обучения и развития персонала организации