Модели процесса принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что принятие правильных управленческих решений в области маркетинга сегодня обеспечит минимальные потери и максимальные прибыли на пути к успеху компании.
Предметом исследования является управленческие решения, принимаемые на предприятие.
Цель работы – исследовать процесс принятия управленческих решений в маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

Ведение 3 1. Природа процесса принятия решения. 5 2. Показатели качества и эффективности управленческих решений. 10
3. Основные факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 13
4.Технология принятия управленческих решений 19
4.1. Структура принятия управленческих решений в организации 27
4.2. Модели процесса принятия управленческих решений 27
5. Модели процесса принятия решений в организациях 31
6. Использование моделей процесса принятия решений 37 Заключение 42 Список используемой литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

Использование  моделирования  процесса  принятия  управленческих  решений  позволяет  поднять  его  на  качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные  технологии.

Профессиональное  использование  моделей  процесса  принятия  решений  позволяет  менеджеру,  с  одной  стороны, контролировать  интуитивные  соображения  при  принятии  решений,  в  частности  обеспечивать  большую  степень непротиворечивости,  согласованности  и  надежности  принимаемых  управленческих  решений,  с  другой – более  полно реализовать интуицию, опыт и знания.

Однако  надо  понимать,  что  модель  позволяет  найти  рациональное  решение  лишь  для  того  упрошенного  варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели. Ни в коем случае нельзя акт принятия решения перекладывать  только на заложенные в компьютер  модели ситуации и полученные с их помощью альтернативные варианты управленческих решений. Они носят лишь рекомендательный характер и способствуют  разработке  эффективного  управленческого  решения.  В  то  же  время  отказ  от  их  использования  в  сложных ситуациях, как показывает опыт, снижает эффективность принимаемых управленческих решений.

Решение,  найденное  с  помощью  моделирования  ситуации  причин  решения,  нужно  обязательно  проанализировать  и осуществлять  контроль.  Проблема  контроля  управленческих  решений  весьма  актуальна,  особенно  для  крупных  бюрократических организаций. Можно  принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они  останутся в «недрах делопроизводства»  и не дадут ожидаемого эффекта.

5.Модели процесса  принятия решений в организациях.

Термин "модель" различными авторами толкуется неодинаково. Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Но нам более удачным представляется определение понятия "модель", данное Медоузом и другими в монографии "Пределы роста", в которой анализируются различные возможные сценарии развития экономики и человечества. Согласно этому определению, модель — это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе. Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме. Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая  в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих  перед ней проблем. Не менее важен  для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения. Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:

-выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при   изменении внешних и внутренних условий;

-соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;

-анализ проблем и подготовку управленческих решений;

-определение механизма реализации решений;

-определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.

Если же среди существующих структурных подразделений организации  отсутствуют подразделения, способные  эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации  или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.

Примером массового создания новых структурных подразделений  на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности.

Модель решения проблем  в организации — это прежде всего представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.

1. Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.

Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному  взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и "бюрократическая  модель" организации.

2. Модель "естественной " организации предполагает, что организации,  возникающие естественным образом,  развиваются по собственным законам.  Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

3. Организация-община. В соответствии  с этой моделью главным регулятором  в организации являются принятые  в группе нормы поведения. Особое  значение придается межличностным  отношениям, отношениям между отдельными  членами организации, взаимным  привязанностям, общим интересам. 

4. Социотехническая модель. Согласно этой модели особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

7. Конфликтная модель. При  использовании конфликтной модели  предполагается, что внутри организации  сталкиваются и противодействуют  друг другу противоположные цели  и институции. Основной задачей  при управлении взаимодействием  организации с внешней средой  является максимальная адаптация  организации к внешней среде,  снижение неопределенности положения  организации, достижение ее стратегических  целей. В зависимости от адаптивности  организации к внешней среде  различают два типа управления  организацией.

1.Механистический тип:

-консервативная, негибкая структура;

-четко определенные, стандартизованные задачи;

-сопротивление изменениям;

-власть проистекает из иерархических уровней в организации;

-иерархическая система контроля;

-командный тип коммуникаций (сверху вниз);

-содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.

2.Органический тип:

-гибкая структура;

-динамичные, не жестко определенные задачи;

-готовность к изменениям;

-власть базируется на знании и опыте;

-самоконтроль и контроль коллег;

-многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);

-содержание коммуникаций: информация и советы.

Каждый из типов имеет  определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько  динамичны изменения во внешней  среде организации. Непосредственное управление деятельностью организации  — это процесс взаимосвязанных  действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей. В этой связи целесообразно также вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом.

В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким  к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру. Согласно этой модели, каждая часть  общества выполняет свою функцию, и  чем больше они различаются, тем  менее они являются взаимозаменимыми. Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества. Поэтому общество не является устойчивым и постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к изменениям внутренней и внешней среды.

Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение  положительных и отрицательных  функций различных частей общества в единое органическое целое.

Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели. Согласно этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед  ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны, достижение целей, а с другой — устойчивое развитие и выживание организации.

6.Использование  моделей процесса принятия решений.

Моделирование собственно процесса принятия решений позволяет сделать  существенный шаг в сторону количественных оценок и количественного анализа  результатов принимаемых решений. Это ни в коем случае не означает, что принижается роль качественного (неколичественного) анализа результатов  принимаемых решений.

Однако создание и использование  моделей процесса принятия решений  позволяет даже качественно оцениваемые  управленческие ситуации оценивать  количественно, с помощью специально вводимых вербально-числовых шкал. Использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии.

Профессиональное использование  моделей процесса принятия решений  позволяет менеджеру, с одной  стороны, контролировать интуитивные  соображения при принятии решений, в частности обеспечивать большую  степень непротиворечивости, согласованности  и надежности принимаемых управленческих решений, с другой — более полно  реализовать интуицию, опыт и знания.

Однако надо понимать, что  модель позволяет найти рациональное решение лишь для того упрощенного  варианта ситуации принятия решения, которое  используется в модели. Ни в коем случае нельзя акт принятия решения  перекладывать только на заложенные в компьютер модели ситуации и  полученные с их помощью альтернативные варианты управленческих решений. Они носят лишь рекомендательный характер и способствуют разработке эффективного управленческого решения. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

В то же время отказ от их использования в сложных ситуациях, как показывает опыт, снижает эффективность  принимаемых управленческих решений. Решение, найденное с помощью  моделирования ситуации принятия решения, нужно обязательно проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости  внести соответствующие коррективы.

Если в процессе проведения анализа обнаружатся дополнительные факторы, влияющие на развитие ситуации принятия решения, то необходимо соответствующим  образом уточнить используемую модель. Как при разработке модели, так  и непосредственно в процессе принятия управленческого решения  нельзя недооценивать нередко определяющую роль, которую играет получение и  использование экспертной информации.

При принятии особо важных решений могут использоваться независимо несколько моделей, описывающих  ситуацию принятия решения с разных сторон. Окончательное решение принимается  на основании сопоставления результатов, полученных с использованием различных  моделей ситуации. На завершающей  стадии решающее значение приобретает  искусство принятия решения.

Однако не следует забывать, что выдающийся художник создает  свои произведения, опираясь на блестяще отточенную и совершенную технику.

Наибольший эффект при  принятии важных управленческих решений  дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и современных технологий выработки и принятия управленческого  решения. Отметим также, что использование  моделей процесса принятия решений  позволяет привнести в практику принятия управленческих решений элемент системности, обеспечить эффективное взаимодействие различных этапов принятия решений.

Использование моделей целесообразно  при принятии не только особо важных управленческих решений, но и гораздо  менее важных решений в часто  повторяющихся или многократно  возникающих ситуациях принятия решений. При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах  таких моделей, которыми являются:

-ситуация принятия решения,

-время для принятия решения,

-ресурсы, необходимые для реализации решения,

-ресурсы, которыми располагают организация или ЛПР,

-система управляемых факторов,

-система неуправляемых факторов,

-система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами,

-альтернативные варианты решений,

Информация о работе Модели процесса принятия управленческих решений