Модернизация управления коммунальным обслуживанием как фактор инновационной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:29, автореферат

Краткое описание

Разработка теоретических и методических положений по эффективному управлению кадровой составляющей инновационного потенциала российского предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Черновик автореферата для аспирантуры.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь основных терминов теории управления инновациями проявляется в том, что инновационная деятельность обеспечивает инновационный процесс комплексом организационно-управленческих мер. Инновационный процесс, в свою очередь, представляет собой длящийся во времени процесс реализации инновационного потенциала в форме инновационного проекта. Инновационный потенциал реализуется в конкретную форму инновации.

Сущность и структура инновационного потенциала предприятия. В диссертационном исследовании инновационный потенциал предприятия рассматривается в контексте разработанной О. В. Иншаковым эволюционной теории факторов производства, в соответствии с которой продукт экономической системы конкретного уровня может быть выражен в виде производственной функции:

Q = f(A, T, М, Ins, O, Inf),

где Q – произведенный продукт (в том числе инновационный),

А – человеческий, Т – технико-технологический, М – природно-ресурсный, Ins – институциональный, О – организационный, Inf – информационный факторы его создания.

Понятие «кадровый потенциал» (КП) близок по значению понятию «трудовой потенциал» с точки зрения «ресурсного подхода». Тем не менее, несмотря на близость этих двух понятий, «трудовой потенциал» не может быть заменен на понятие «кадровый потенциал». Под трудовым потенциалом, какой бы подход не рассматривался, подразумевается, прежде всего, способность к труду, индивидуальная или совокупная. Таким образом, категория «трудовой потенциал» может быть использована при характеристике отдельного индивида. Категория «кадровый потенциал» не может быть применена к отдельному индивиду. Это обобщенная характеристика системы формирования, распределения и использования кадров, куда включаются как занятые в общественном производстве, так и незанятые, но способные трудиться в силу своих возможностей. Установлено, что КП представляет совокупность персонала и его возможностей по достижению целей системы предприятия.

До того, как быть вовлеченными в процесс производства, факторы производства являлись образовавшимися из условий окружающей среды (1) потенциальными ресурсами (2 и 3). Субъект хозяйственной деятельности вовлекает необходимые ресурсы в производственные процессы (4), в результате чего происходит создание продуктов для удовлетворения конкретной потребности (5). Произведенный продукт меняет существующие условия (предметы и процессы) и ресурсы окружающего мира, переводя их в новое состояние или на новый уровень эволюции. Данный подход проиллюстрирован на рис. 1.

Рис. 1. Цикл трансформации условий производства

 

На рисунке 2 показана схема вовлечения базовых факторов производства (А, Т, М, Ins, O, Inf) в процесс реализации инновационного потенциала предприятия. Применительно к инновационной деятельности предприятия окружающие его объекты, процессы и условия будут составлять инновационный климат (1), в котором оно функционирует. Инновационный климат влияет на качественные и количественные характеристики ресурсов, доступных для производства инновационного продукта. Доступные предприятию ресурсы составляют общий потенциал предприятия (2), который включает в себя несколько компонентов: человеческие, природно-ресурсные, технико-технологические, институциональные, организационные и информационные ресурсы. Часть ресурсов, входящих в состав общего потенциала предприятия, интегрируется в инновационный потенциал предприятия (3) через постановку инновационной цели. В этой связи инновационный потенциал предприятия рассматривается как совокупность ресурсных возможностей, имеющихся у предприятия для достижения инновационных целей. Реализуясь в функциональных сферах деятельности предприятия (4), компоненты инновационного потенциала становятся факторами производства инновационного продукта (5).

Рис. 2. Схема реализации инновационного потенциала предприятия в процессе производства инновации

Визуальное уменьшение стрелок на рисунке 2 означает сокращение доли базовых факторов по мере их вовлечения в процесс производства инновационного продукта из-за потерь, диссипации ресурсов, оптимизации бизнес-процессов, последовательных технологических переделов и т.д.

 

Сущность и классификация инновационных барьеров. Сложность и многообразие факторов, препятствующих инновационной деятельности отечественных предприятий, диктует необходимость классификации инновационных барьеров. Инновационный барьер представляет собой причину, вызывающую нарушение в процессе реализации инновационного потенциала предприятия; это нарушение проявляется в несоответствии между возможностями предприятия достигать инновационные цели и фактическим достижением этих целей.

 

Автор предлагает классифицировать инновационные барьеры по таким признакам, как степень преодолимости, источник возникновения и функциональная сфера деятельности предприятия. По степени преодолимости инновационные барьеры могут быть разделены на легкопреодолимые, труднопреодолимые и непреодолимые. Непреодолимыми называются такие барьеры, при столкновении с которыми принимается решение об остановке инновационной деятельности по данному направлению и об использовании высвободившихся ресурсов в иных сферах деятельности предприятия. Труднопреодолимые барьеры требуют для своего преодоления привлечения большого количества дополнительных ресурсов из различных источников. Легкопреодолимые барьеры характеризуются возможностью разрешения возникших проблем при помощи использования предусмотренного для проекта набора ресурсов.

 

По источникам возникновения инновационные барьеры делятся на две большие группы: внешние (экономические, правовые, рыночные, инфраструктурные) и внутренние. Внутренние барьеры предлагается классифицировать по функциональным сферам деятельности предприятия на организационно-управленческие, научно-технические, производственные, кадровые барьеры.

 

Инновационный потенциал предприятия как объект управления. Управление инновационным потенциалом предприятия является совокупностью организационно-управленческих действий по формированию, наращиванию и реализации инновационного потенциала.

Управление инновационным потенциалом решает три основные задачи:

1. Формирование инновационного потенциала – первичное планирование и приобретение ресурсов, необходимых для достижения инновационных целей.

2. Наращивание инновационного потенциала – количественное и качественное улучшение показателей состояния инновационного потенциала на предприятии.

3. Реализация инновационного потенциала – процесс преобразования компонентов инновационного потенциала в конечный продукт – инновацию.

Первая из задач управления инновационным потенциалом предприятия – формирование – решается поэтапно:

1). Постановка инновационной цели.

2). Планирование потребности в ресурсах, необходимых для реализации инновационных целей.

3). Приобретение необходимых для достижения инновационной цели ресурсов. Частным случаем приобретения ресурсов как процедуры формирования инновационного потенциала предприятия является высвобождение (или внутреннее приобретение) ресурсов из рутинизированной операционной деятельности предприятия.

Последний этап формирования инновационного потенциала тесно связано с решением другой задачи управления инновационным потенциалом – его наращиванием. Необходимость решения такой задачи, как наращивание инновационного потенциала, продиктована возможностью того, что для производства инновации могут потребоваться дополнительные ресурсы.

 

Превышение величины наращенного потенциала над величиной потенциала, необходимого для производства инновации (первоначально сформированного в рамках решения первой задачи управления инновационным потенциалом), дает предприятию возможность преодолеть инновационные барьеры, и тем самым увеличить вероятность успешного внедрения инноваций на рынок.

Выделяется экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала (таблица 1).

Таблица 1 Экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала предприятия.

Компоненты инновационного потенциала

Мероприятия в рамках экстенсивного подхода

Мероприятия в рамках интенсивного подхода

Человеческий (А)

Увеличение количества рабочей силы, применяемой для производства инноваций

Улучшение качества рабочей силы через повышение уровня знаний, навыков, умений, компетенций.

 

Решение задачи реализации инновационного потенциала предприятия связано с применением в рамках инновационного проекта таких функций менеджмента, как организация, координация, мотивация, мониторинг, контроль и оценка действий сотрудников, вовлеченных в инновационную деятельность предприятия. Основные функции управления инновационным потенциалом представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Функции управления человеческим потенциалом предприятия в системе инновационных процессов

Компоненты ИПП

Функции управления ИПП

Планирование, прогнозирование

Организация, координация

Мотивация, стимулирование

Наблюдение, контроль, оценка

Человеческий (А)

Расчет потребности в человеческих ресурсах (количество занятых в производстве инноваций, фонд заработной платы)

Координация действий сотрудников в рамках выполнения инновационного проекта (создание отдельного подразделения, занимающего и нновационной деятельностью, «кружков качества», введение матричных структур управления и др.)

Стимулирование творческой и инновационной деятельности работников (например премии за внесенные рацпредложения)

Наблюдение и оценка действий сотрудников, занятых в реализации инновационного процесса

 

 

Рис. 3. Система управления ИР КП СЭС

Основной задачей этой системы является концентрация усилий, позволяющих целенаправленно выполнять мероприятия по эффективному использованию накопленного КП СЭС. Особенности реализации системы управления ИР КП СЭС связаны с принципами ее построения:

– построение системы управления ИР КП – сложная, динамичная и многофакторная деятельность;

– фактически в общей системе действуют две подсистемы: подсистема обеспечения эффективности использования КП и подсистема профессионального ИР КП;

– схемы элементов каждой из подсистем предложены в качестве примерных, при необходимости они могут уточняться и детализироваться;

– система управления ИР КП должна способствовать росту отдачи с каждого элемента управленческого звена;

– эффективность использования ИР КП СЭС напрямую зависит от затрат на его воспроизводство;

– применяемая методология при формировании отдельных подсистем должна быть совместима в рамках единой системы, в том числе через учет функциональных блоков ИР КП.

Основными критериями эффективности функционирования системы управления ИР КП СЭС являются следующие критерии:

1.     Профессиональный рост рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

2.     Уровень взаимозаменяемости персонала на рабочих местах.

3.     Повышение производительности труда работников.

4.     Возможность ротации.

5.     Повышение качества выпускаемой продукции.

6.     Состояние охраны труда, снижение травматизма на производстве.

Использование тех или иных методов оценки эффективности ИР КП имеет свои плюсы и минусы в зависимости от критерия выбора. К числу основных критериев относят степень вовлечения в процесс оценки самого работника и его руководства, затраты времени и денежных средств, точность оценки эффективности (исходя из имеющегося опыта). Однако существующий весьма значительный выбор средств и методов оценки эффективности ИР КП и разнообразие оценочных ситуаций все же не позволяют решить проблему обеспечения объективности оценки одного человека другим.

В идеале, оценка эффективности ИР должна быть дана:

– объективно – вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;

– надежно – относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, случайных);

– достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками (насколько успешно человек справляется со своим делом);

Информация о работе Модернизация управления коммунальным обслуживанием как фактор инновационной деятельности предприятий