Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Преобразование национальной экономики на рыночные основы, конкуренция, изменение форм собственности на средства производства, появление излишней рабочей силы, т. е. безработицы, существенно изменили подходы и принципы использования трудовых ресурсов. Для россиян безработица становится новым явлением в сфере занятости и естественным проявлением рынка труда.
Проблемы занятости и безработицы в условиях рыночной экономики относятся к числу наиболее острых проблем любого экономически развитого государства. Для России они еще более значимы, так как такое явление как безработица относительно молодо для российского общества. Безработица вызвала в обществе множество социальных проблем.
Во-первых, многие граждане даже не предполагали, что могут оказаться в роли безработного, что повлекло за собой стрессы, психологический шок, болезненную неуверенность в себе и даже депрессионное состояние.
Введение………………………………..……………………………………….…3
1. Проблемы занятости молодежи. Молодежный рынок труда…………….….5
1.1. Специфические особенности молодежного рынка труда……………….5
1.2. Социальный портрет молодежи России……………………………...…..7
1.3. Основные проблемы молодежной среды Тверской области……….......9
2. Молодежный рынок труда Тверской области. Современное состояние….13
3. Основные направления стабилизации обстановки на молодежном рынке
труда в Тверской области……………………………………………….......19
Заключение…………….…………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………...…28
Социально-психологическое качество молодежного ресурса достаточно высоко и именно от нас с вами зависит, удастся ли его использовать на благо России, или еще одна возможность возродить свое могущество с помощью молодого поколения будет упущена.
1.3. Основные проблемы молодежной среды Тверской области
Традиционная система образования и молодежная политика, сложившиеся в стране за последние полтора десятилетия, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, духовно зрелой, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. На решение этих проблем в первую очередь должна быть в настоящий момент направлена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые ценности и нормы поведения молодежи в общественных традициях.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставляют общество уже в самом недалеком будущем предъявить сегодняшним 10 - 25-летним гражданам повышенные требования. Согласно прогнозу Росстата количество школьников за период с 1999 года по 2010 год сократится на 41.06% (с 21500 человек до 12480). Тем не менее именно молодежь, численность которой сокращается ежегодно, является основным трудовым ресурсом страны.
В июле - августе 2012 года на территории Тверской области было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошено 1100 респондентов в возрасте 14 - 30 лет. Проведенное исследование показало, что в среде молодежи области растет престиж высшего образования. Получить его для жизненного успеха считают необходимым около половины опрошенных. Негативной стороной этой проблемы являются трудности с трудоустройством на работу по специальности после окончания вуза, сокращение выпуска по рабочим специальностям. Кроме того, около 60% молодых граждан не удовлетворены специальностью, которую они получили или получают в вузе.
Одной из главных социальных проблем, присущих сегодня молодым жителям как городской, так и сельской местности, согласно исследованию стала проблема пьянства и других видов зависимостей. В будущем она может стать самой серьезной проблемой общества. Необходим пересмотр системы мер по профилактике негативных явлений в молодежной среде и по пропаганде здорового образа жизни.
Еще одна доминантная проблема молодежи - скрытая или явная безработица. Предлагаемые вакансии представляют собой в основном низкооплачиваемую, непрестижную работу. В перспективе это может угрожать обществу разочарованием молодежи, падением в ее сознании ценности работы, службы вообще, ростом социальной нестабильности в обществе.
Едва ли не самой главной проблемой в современном обществе молодежь называет жилищную. При этом ценности, касающиеся семьи, дома, детей, отмечаются в качестве наиболее приоритетных. С другой стороны, данные статистики показывают, что молодые люди зачастую ориентируются на создание гражданских браков, однодетных семей. Острота демографического кризиса требует мер по поддержке молодых семей.
Еще одна категория, нуждающаяся в определенном внимании, - молодежь, испытывающая трудности интеграции в социум. Таким людям необходимо оказывать поддержку, но делать это адресно, в соответствии с профильными программами и комплексами мер.
Учитывая субъективизм восприятия молодыми людьми окружающего общества, в социсследовании в Тверской области проводился анализ объективных проблем, существующих у данной возрастной категории населения. Как показали опросы, 42% тверской молодежи не рассчитывают на свои силы, в своих ожиданиях и надеждах на решение всех проблем намерены прежде всего опереться на помощь со стороны (родители, государственная поддержка).
Таким образом, почти половина молодежи демонстрирует иждивенческую, патерналистскую позицию ("Не я сам, а мне должны"). Помощь государства требуется в первую очередь незащищенным категориям молодежи, попавшим в трудную ситуацию (инвалиды, сироты, участники вооруженных конфликтов, переселенцы и мигранты, безработные, отбывающие наказание в воспитательных учреждениях, лица, страдающие от различных видов зависимостей, психически больные люди и др.). Помощь должна быть нацелена на то, чтобы молодые люди могли стать полноценными членами общества, приносящими реальную пользу. Работа в данном направлении должна минимизировать издержки, которые несут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвращать объединение молодых людей по признаку неуспешности.
Как показывают социологические исследования общественного мнения в молодежной среде, каждый третий молодой человек в России считает для себя общественный протест приемлемой формой борьбы за свои права. Скорее готовы, нежели нет принять участие в массовом выступлении в своем городе (поселке) 24% молодых жителей области.
Еще одной трудностью вхождения молодых во взрослую, зрелую жизнь является информационно-правовой вакуум, сформировавшийся в последние годы. Наряду с мощными потоками информации, носящими разнонаправленные векторы, в современном информационном поле проблематично выделить нужную информацию, которую можно реально применить в жизни молодого человека. Необходимо создание молодежных информационных ресурсов в СМИ, которые будут доступны, публичны и достоверно отразят для молодых людей адекватную информационную картину современного общества, помогут сориентироваться в юридически-правовой, культурно-досуговой, учебной, профессиональной и других сферах жизни.4
2. Молодежный рынок труда Тверско
Современное состояние рынка труда, изменения, происходящие в экономической жизни страны и региона, требуют от государственных органов содействия занятости активной и гибкой политики на рынке труда, и прежде всего, в сфере регулирования предложения рабочей силы. В последние несколько лет спрос на рабочую силу со стороны работодателей существенно изменился. Значительно возросла потребность в специалистах, имеющих рабочие профессии в различных отраслях промышленности, транспорта, строительства, сферы обслуживания. Понятно, что эти позитивные тенденции должны быть обеспечены соответствующим количеством работников для этих рабочих мест. Спрос и предложение рабочей силы должны быть сбалансированы.
Однако сравнение профессионально-
Молодежный рынок труда Тверской области находится под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике. И продолжают оставаться достаточно высокими уровень обращаемости молодежи в органы службы занятости по вопросам трудоустройства и уровень молодежной безработицы. (Таблица 2.1.) Среди этой категории безработных большинство (68%) – молодежь в возрасте 16-24 лет.9
Таблица 2.1 - Молодежь в числе граждан, обратившихся в службу занятости
Граждане |
2009 |
2010 |
2012 |
6 мес. 2013 |
Всего |
37549 |
44477 |
43306 |
22089 |
В т.ч. молодежь |
13070 |
17019 |
15084 |
7394 |
В настоящее время ситуация на областном рынке труда такова, что число имеющихся вакансий постоянно увеличивается. В структуре вакансий наибольшую долю (более 80%) представляют рабочие вакансии. При чем современное производство заинтересовано в квалифицированных рабочих кадрах. Преобладают вакансии на специалистов 3, 4, 5 разрядов.
Но свободные рабочие места зачастую не могут удовлетворить запросы молодых людей с точки зрения уровня заработной платы, условий труда. Остается достаточно большим количество молодежи, получившей профессиональное образование, но ни дня не проработавших по избранной специальности. Они часто трудоустраиваются не по специальности, и полученные ими знания и навыки практически не используются. В то же время выпускаемые учебными заведениями специалисты нередко оказываются неконкурентоспособными в силу отсутствия стажа, опыта работы, требуемой квалификации. Многие выпускники не владеют навыками грамотного поиска работы, ведения переговоров с работодателями, не всегда активны при решении вопросов своего трудоустройства.
Следует отметить и «перепроизводство» некоторых специалистов, приводящее к дисбалансу на рынке труда. Ежегодный выпуск одних и тех же специалистов на локальные рынки труда, недостаток работодателей, способных предоставить рабочие места, – характерная ситуация для сельских районов.
Отсутствие представления о выбираемой профессии и слабая профессиональная мотивация при выборе учебного заведения выпускниками школ становятся также причинами незанятости дипломированных специалистов.
Молодые люди разочаровываются в полученной профессии, так как их профессиональный выбор был случайным.
Все это и является причинами проблем, с которыми сталкиваются молодые люди на рынке труда (табл. 2.2).9
Таблица 2.2 - Распределение безработных из числа выпускников учебных заведений по типам учебных заведений
Учебное заведение |
Безработных, % |
Высшее профессиональное |
9,5 |
Среднее профессиональное |
14,3 |
НПО |
29,3 |
Школы |
46,9 |
С целью определения соответствия профессионально-
Опросы учащихся школ свидетельствуют о том, что у многих отсутствует достаточная информация о профессиях, о путях получения профессионального образования. Основная мотивация при выборе профессий для большинства школьников – это престижность. Причем при выборе профессии учащимися главную роль играют не востребованность этой профессии на рынке труда, не личные склонности и способности, а некий престижный социальный стереотип, заманчивый социальный статус, которого хотят достичь и которому хотят соответствовать выпускники школ. Престижные в массовом сознании профессии зачастую не имеют связи с реальными потребностями рынка труда, причем представления подростков о той или иной профессии не всегда совпадают с ее реальным содержанием. Это подтверждает тот факт, что по профессиям юриста, экономиста, бухгалтера имеется реальное перепроизводство специалистов, риск безработицы выпускников в этом случае высок. Однако в профессиональные учебные заведения, готовящие этих специалистов, по-прежнему большой приток желающих.
Опросы школьников констатируют незаинтересованность молодых людей в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Молодежь не информирована о том, что на многих предприятиях внедряется новая, современная техника, повышается культура труда, и оплата труда высококвалифицированных специалистов достаточно высокая.
Анализ профессиональных намерений выпускников школ 2012 года показал, что большинство сориентированы на поступление в высшие учебные заведения (80% одиннадцатиклассников желают получить высшее образование). Учащиеся по-прежнему останавливают свой выбор на получении профессий юридического и экономического профилей, считая эти профессии престижными, высокооплачиваемыми (причем материальное вознаграждение за труд является одним из главных критериев при выборе профессии учащимися). А выбор рабочих профессий остается очень незначительным. Особо следует отметить непривлекательность для молодежи профессий сельскохозяйственного профиля. Большинство выпускников сельских школ мечтают уехать из своих мест проживания и не планируют возвращаться обратно после получения профессионального образования.
Переход школы на профильное обучение предполагает более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования учетом реальных потребностей рынка труда.
Это означает, что профориентационную работу с учащимися необходимо активизировать, создавать новые подходы к профессиональной ориентации, насыщать новыми технологиями, обогащать лучшим опытом. А это требует обязательного введения в штат образовательного учреждения должности педагога-организатора профориентационной работы. Сегодня профориентационная работа с учащимися в ряде территорий области держится на энтузиазме социальных педагогов, школьных психологов, завучей, директоров. Эта работа (целенаправленная, систематическая) должна объединять усилия службы занятости и образовательных учреждений.