Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Преобразование национальной экономики на рыночные основы, конкуренция, изменение форм собственности на средства производства, появление излишней рабочей силы, т. е. безработицы, существенно изменили подходы и принципы использования трудовых ресурсов. Для россиян безработица становится новым явлением в сфере занятости и естественным проявлением рынка труда.
Проблемы занятости и безработицы в условиях рыночной экономики относятся к числу наиболее острых проблем любого экономически развитого государства. Для России они еще более значимы, так как такое явление как безработица относительно молодо для российского общества. Безработица вызвала в обществе множество социальных проблем.
Во-первых, многие граждане даже не предполагали, что могут оказаться в роли безработного, что повлекло за собой стрессы, психологический шок, болезненную неуверенность в себе и даже депрессионное состояние.
Введение………………………………..……………………………………….…3
1. Проблемы занятости молодежи. Молодежный рынок труда…………….….5
1.1. Специфические особенности молодежного рынка труда……………….5
1.2. Социальный портрет молодежи России……………………………...…..7
1.3. Основные проблемы молодежной среды Тверской области……….......9
2. Молодежный рынок труда Тверской области. Современное состояние….13
3. Основные направления стабилизации обстановки на молодежном рынке
труда в Тверской области……………………………………………….......19
Заключение…………….…………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………...…28
От того, как в профессиональном плане будут сориентированы школьники, будет зависеть ситуация на рынке труда – это волнует службу занятости. Проведение профориентационных мероприятий с молодежью в областной службе занятости, направленных на обоснованный выбор профессии, получение профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда – одна из ключевых задач службы занятости, способствующая повышению конкурентоспособности, профессиональной мобильности и предупреждению безработицы среди молодежи
Поэтому особую актуальность сегодня имеет информирование школьников о содержании и характере конкретных профессий и специальностей, потребности и спросе на них на региональном и муниципальных рынках труда. Причем служба занятости, располагая достоверной, объективной информацией, достаточно большим объемом научно-методических профориентационных материалов и практическим опытом, призвана обеспечить предоставление этой информации учащимся – будущим участникам рынка труда.
Объективная и своевременная информация о процессах в экономике региона, потребностях рынка труда позволяет гражданам активно и грамотно вести себя на рынке труда и решать проблемы своей занятости. Причем роль информационной составляющей в содержании работы службы занятости по организации профориентации населения в условиях прогрессирующей информатизации общества будет возрастать.9
3. Основные направления стабилизации обстановки на молодежном рынке труда в Тверской области
1. Адаптированная к рынку труда система информирования и консультирования выпускников школ по выбору профессии и построению профессиональной карьеры (уроки занятости, информирование учащихся о состоянии рынка труда региона, реальной и прогнозируемой востребованности профессий, о содержании труда и требованиях профессий к способностям и личным качествам человека, профориентационные курсы по выбору профессии, разработанные специалистами службы занятости, мониторинги профессиональных предпочтений учащихся старших классов, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей службы занятости и др.). Последние два года профориентационные услуги службы занятости получают более 20 тысяч учащихся и выпускников школ.
2. Информирование и консультирование выпускников профессиональных учебных заведений об услугах службы занятости, о состоянии и конъюнктуре рынка труда, эффективном поведении при поиске работы, адаптации на рабочем месте (проведение занятий в рамках программы «Эффективное поведение на рынке труда», «Планирование профессиональной карьеры», тренинги, ролевые игры по отработке навыков самопрезентации, индивидуальное консультирование и др.).
3. Организация специализированных ярмарок рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования.
Так, традиционным стало ежегодное проведение ярмарок рабочих мест для выпускников Тверского государственного технического университета, на которых выпускники и студенты старших курсов могут познакомиться с ситуацией на рынке труда, встретиться с работодателями, обсудить возможности трудоустройства для молодых специалистов, получить консультации юриста, психолога-профконсультанта службы занятости.
Мини-ярмарки рабочих мест для выпускников профессиональных учебных заведений проводятся в большинстве территорий области.
4. Организация встреч выпускников профессиональных учебных заведений с работодателями, специалистами службы занятости, представителями органов власти муниципальных образований.
Центры занятости выступают посредниками между работодателями, учебными заведениями и ищущими работу выпускниками. С молодежью проводится подготовительная работа по формированию реалистичной картины рынка труда и возможностей трудоустройства, направленности на приобретение навыков работы для дальнейшей карьеры, мотивации к труду.
Работодателям разъясняются преимущества трудоустройства на первое рабочее место, возможности увидеть в работе молодого специалиста и выбрать для постоянной работы лучшего. Результатом работы по этому направлению является увеличение трудоустройства выпускников, у многих из которых «первое рабочее место» переросло в постоянную работу.
Специалисты службы занятости проводят встречи-семинары с учащимися выпускных курсов учреждений профессионального образования, на которых разъясняют положения закона о занятости, возможности трудоустройства выпускников на предприятиях своего региона, информируют о ситуации на рынке труда, профессиональной структуре безработицы, поведении молодежи при трудоустройстве .
5. Развитие сети информационно-ко
6. Разработка и тиражирование справочно-информационных материалов и методических пособий по рынку труда, возможностях трудоустройства, востребованных профессиях, поиске работы, выборе профессии. Обобщается опыт работы по профессиональной ориентации районных и городских центров занятости. Издаются буклеты и памятки для выпускников учебных заведений.
Ежегодно Управление ФГСЗН издает справочник для поступающих в учебные заведения области. Средства на финансирование справочника предоставляют негосударственные учебные заведения, информация о которых включается в справочник. Справочники бесплатно передаются в школы области, библиотеки, имеются в каждом центре занятости. Востребованность выпускниками данного информационного продукта велика, особенно в сельских районах.
7. Открытие кабинетов профориентации, оформление уголков и стендов профориентационной тематики в центрах занятости, образовательных учреждениях.
8. Обеспечение свободного доступа молодежи к областным информационным банкам вакансий, сайту Управления ФГСЗН, создание условий для эффективного функционирования информационных залов в центрах занятости, развитие автоматизированной системы консультирования населения. Эти инструменты коммуникационных технологий обеспечивают оперативность, открытость, доступность, достоверность, качество информации о рынке труда, услугах службы занятости, государственной политике занятости и ее законодательной основы.
9. Организация и проведение
Традиционным стало проведение информационных выставок учебных мест в районах области. Организаторами вставок являются Управление ФГСЗН по Тверской области, центры занятости, отделы образования. Средства на организацию и проведение выставок выделяются из местных бюджетов. Выставки посещают не только учащиеся выпускных классов, но и школьники 7-8 классов, учащиеся профессиональных учебных заведений, родители, педагоги, незанятая молодежь. На выставки приглашаются учебные заведения не только Тверской области и соседних территорий, но и представители органов местной власти, средств массовой информации, работодатели. В рамках выставок проводятся групповые и индивидуальные консультации учащихся по выбору профессии, тестирование по выявлению профессиональных интересов и склонностей школьников, семинары по организации профориентационной работы с учащимися для педагогов школ, проводимые специалистами службы занятости. Экспозиции учебных заведений рассказывают об условиях поступления, программах и уровнях обучения. Представители учебных заведений дают исчерпывающую информацию для посетителей выставки. Многие учебные заведения представляют свои презентации с помощью современных средств информирования, раздаточных информационных и методических материалов для абитуриентов.
Большой интерес к этим мероприятиям проявляют родители выпускников, особенно из сельских районов. Для них проводятся родительские конференции, встречи с представителями учебных заведений, которые отвечают на вопросы родителей, касающиеся условий поступления в профессиональные учебные заведения и всех изменениях в приеме.
Учитывая ситуацию, складывающуюся на региональном рынке труда, акцент в проведении выставок в 2012 году был сделан на презентацию учебных заведений начального профессионального образования, на рабочие профессии, наиболее востребованные на региональном рынке труда. Интересными и полезными для выпускников были встречи с представителями различных профессий, особенно в сфере сельскохозяйственного производства, строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства, а также знакомство с предприятиями, испытывающими потребность в кадрах, перспективами развития этих предприятий.
Необходимость в проведении подобных выставок очевидна. Об этом свидетельствуют результаты опросов посетителей выставок. Выставки полезны, информативны и востребованы учащимися, педагогами, родителями.
Для учащихся школ г. Твери проводятся презентации профессий. «Быть рабочим – призвание гордое!» – под таким названием прошли презентации профессий машиностроительного комплекса, деревопереработки, строительства, потребность в которых для города очень велика. Организаторами мероприятия выступили МОУ Межшкольный учебный комбинат, управление занятости и центр занятости населения г. Твери, Управление образования администрации г. Твери, Союз промышленников и предпринимателей Тверской области. Учащиеся смогли познакомиться с крупнейшими предприятиями этих отраслей, представители предприятий рассказали о перспективах развития, были показаны ролики-презентации. Учащиеся профессиональных училищ представили «визитные карточки» учебных заведений, проводящих подготовку специалистов для этих предприятий, рассказали об условиях поступления и обучения. В завершение мероприятия были организованы экскурсии школьников на эти предприятия.
С целью содействия молодежи в профессиональном самоопределении и привлечения внимания молодого поколения к проблемам осознанного выбора профессии проводилась областная деловая игра по профориентации
«Человек. Труд. Профессия». Учредителем игры выступил комитет по делам молодежи Тверской области. В экспертный совет и оргкомитет вошли специалисты управления ФГСЗН по Тверской области. В игре приняли участие учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений области.
Одной из главных задач игры было знакомство с современными профессиями, их презентация и защита, как наиболее востребованных на региональном рынке труда.
10. Повышение роли СМИ в
11. Оказание помощи в
12. Проведение совместных
Расширение информационного обслуживания в сочетании с возросшим спросом работодателей на рабочую силу позволяет молодежи, которая активна и заинтересована в построении своей профессиональной карьеры, решать проблемы своей занятости, а выпускникам школ выбрать профессию, соответствующую их интересам и склонностям и востребованную на рынке труда.
Профориентационная работа с молодежью необходима в условиях ухудшения демографической обстановки, старения экономически активной части населения, наличия дефицита рабочих кадров наряду с имеющейся безработицей, снижением престижа рабочих профессий. Развитие системы профориентационной помощи молодежи может быть реализовано через социальное партнерство школы, учреждений профессионального образования, службы занятости, органов власти, работодателей. Перед нами стоит задача объединить усилия всех вышеназванных организаций, распространять накопленный профконсультантами службы занятости опыт работы, внедрять новые, современные технологии оказания профориентационной помощи молодежи. Цивилизованно построенная межведомственная работа, взаимодействие с социальными партнерами позволяют решать многие насущные проблемы занятости молодежи.