Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель работы – изучение современных механизмов мотивации. Для до-стижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, функции и основные принципы мотивации трудо-вой деятельности, экономические и неэкономические методы стимулирова-ния;
- рассмотреть систему внутренней и внешней мотивации;
- проанализировать основные теории мотивации трудовой деятельно-сти;
- рассмотреть методы мотивации;
- понять сущность мотивации персонала в современных организациях.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы системы мотивации персонала………5
1.1 Система мотивации персонала, понятия и основные элементы……….6
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация………………..….………...………..9
1.3 Классические теории мотивации трудовой деятельности ....................11
Глава 2Мотивация в менеджменте современных организаций…….20
2.1 Методы мотивации персонала………………………………………….20
2.2 Мотивация персонала в современных организациях………………….21
Заключение………………………………………………………………….33
Библиографический список………………………………………………35
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Факультет ВВПО
Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»
Дисциплина «Теория менеджмента»
Кафедра менеджмента организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Мотивационный механизм в менеджменте
современных организаций»
Саратов 2013г.
Содержание
С
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы системы мотивации персонала………5
1.1 Система мотивации персонала,
понятия и основные элементы………
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация………………..….………...………..
1.3 Классические теории мотивации трудовой деятельности ....................11
Глава 2 Мотивация в менеджменте современных организаций……. 20
2.1 Методы мотивации персонала………………………………………….20
2.2 Мотивация персонала в современных организациях………………….21
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Создавшаяся в нашей стране в 90-е годы сложная социально экономическая ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, для устойчивости ее существования, вносят значительную неопределенность в жизнь практически каждого человека.
Человеческий фактор выходит на определяющие позиции в сфере эффективного государственного управления и успешного предпринимательства. Известная, всем фраза «Кадры решают все!» стала «головной болью» руководителя любого уровня. Весь спектр формирования и управления человеческими ресурсами крайне проблематичен и трудно структурируем. Работа с людьми всегда сопровождается множеством проблем, затрагивающих слабо предсказуемые черты характера индивида. Мотивация труда - одна из важнейших задач управления, решение которой тесно связано с социологией и психологией управления. Ее важность определяется, с одной стороны, тем постоянством, с каким она возникает в деятельности руководителя, а с другой стороны, тем значением, которое она приобрела в условиях происходящих радикальных социально-экономических изменений. Грамотный учет закономерностей мотивации является залогом эффективной реализации функции мотивации и, следовательно, решающим фактором эффективности управленческой деятельности в целом. Ключевую роль мотивирования подчеркивают практически все ведущие теоретики и практики управления. Например, А. Якокка отмечает: «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей»[5с.25].
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.[11с.240]
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.[7с.58]
Цель работы – изучение современных механизмов мотивации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, функции и основные принципы мотивации трудовой деятельности, экономические и неэкономические методы стимулирования;
- рассмотреть систему
внутренней и внешней
- проанализировать основные теории мотивации трудовой деятельности;
- рассмотреть методы мотивации;
- понять сущность мотивации
персонала в современных
Объектом курсовой работы является - система мотивации персонала.
Предметом курсовой работы являются - системы элементов мотивации персонала в современных организациях».
Глава 1 Теоретические основы системы мотивации персонала
Человека побуждает к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта). Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.[1с.120]
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.[2с.28]
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно ,интерес к тому, что позволит это сделать. Это - внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, что достичь желаемое ему по силам.
Конкретные причины того или иного типа поведения людей упираются в конечном счете в их интересы.
Интересы классифицируются следующим образом:
- по содержанию - материальные, духовные, профессиональные и проч.;
- по направленности - на деятельность или на результат;
- по широте - концентрированные и распределенные;
- по устойчивости - длительные и кратковременные. [3с.89]
Интересы могут быть обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него вследствие неудобств, которые приносит обладание им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.
Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. stimuli - заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных).[4с.48]
Речь идет о мотивации и стимуляции. В свете сказанного различие между ними вполне очевидно.
Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности). Здесь необходимо различать два понятия, которые часто смешиваются. Стимулы - это и есть набор средств, которыми располагает руководитель для решения проблемы мотивации. Мотивы - это стимулы, приобретшие характер внутренних побуждений личности, ставшие личностно значимыми в результате их включения в систему мотивов личности.[19с.27]
1.1 Система мотивации персонала, понятия и основные элементы
Одним из факторов успешного развития организации является эффективная система стимулирования труда. Она интегрирует хорошо продуманные и неукоснительно используемые (особенно на крупных и крупнейших предприятиях) формы и методы повышения трудовой активности персонала, которые по своему характеру подразделяются на две тесно связанные между собой группы экономических и психологических стимулов.[20с.23]
Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в определенных случаях. В частности, индивидуальную премию целесообразно выплачивать один раз в год, поскольку это более заметно, иначе она превратится в заработную плату и лишится исключительности. Исследования показали, что премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.[21с.28]
Современной формой стимулирования являются участие в предпринимательстве, которое включает участие в управлении, в прибыли, в собственности. В этом случае доход делится на две части и заработная плата устанавливается минимальной.
Эффективным стимулом является предоставление работникам материальной помощи в виде различных единовременных пособий - на жилье, некоторые виды коммунальных услуг, питание, одежду, транспорт, культурные и медицинские нужды. Эти пособия носят разовый характер и выплачиваются лишь в исключительных случаях, являясь, по сути, своеобразной благотворительной помощью.[15с.189]
Как уже отмечалось, к неэкономическим способам мотивации относятся организационные и морально-психологические.
Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.[16с.123]
Мотивация обогащением заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.[23с.358]
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
-создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то;
-присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя;
-признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране широкого распространения оно еще не получило. Публичное признание знакомо нам намного лучше.
- к морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и само-отверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.[9с.345]
Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе. И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).[10с.248]
В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.[6с.19]
Информация о работе Мотивационный механизм в менеджменте современных организаций