Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников. Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности. При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе менеджмента
1.1 Роль и значение мотивации персонала……………………………………..5
1.2 Методы стимулирования персонала………………………………………..9
1.3 Теоретические основы стимулирования персонала………………………12
Глава 2. Анализ мотивации как функции менеджмента в конкретной
организации
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «ВАШ ДОМ»………………20
2.2 Анализ стимулирования персонала на ООО «ВАШ ДОМ»……………..21
Глава 3. Стратегия повышения эффективности методов мотивации.
3.1 Рационализация общефирменных методов управления………………..…27
3.2 Совершенствование мотивации труда на ООО «ВАШ ДОМ»…………………32
Заключение…………………………………………………………….…….….37
Литература…………………………………………………..…………………..42
уровня на основе его научной организации.
. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)" [6].
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый
рядом авторов, рост роли
зачастую приводит к снижению внимания к социально - психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная
схема классификации методов
классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки,
беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив
понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере
соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и
предусматривает установление для личности или группы цепи целей,
способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более
содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала.
1.3 Теоретические
основы стимулирования
По нашему
мнению для эффективного
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
Второй
подход к мотивации базируется
на процессуальных теориях.
Рассмотрим эти теории подробнее:
Содержательные теории мотивации.
Теория мотивации по А. Маслоу первая из рассматриваемых теорий называется иерархией, потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп1: (Рис. 3)
Первые
две группы потребностей
Самая высокая
потребность - потребность самовыражения
и роста человека как личности
- никогда не может быть
Рис. 3 Иерархия потребностей по А. Маслоу.
В самовыражении
В уважении
В общении с людьми
В безопасности и социальной
Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.
С развитием экономических
отношений и совершенствованием
управления значительная роль в
теории мотивации отводится
Согласно
теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к
Управлять
такими потребностями можно,
подготавливая работников к переходу по иерархии
на новые должности с помощью
их аттестации, направления на курсы
повышения квалификации и т.д.
Такие люди имеют широкий круг
общения и стремятся его расширить.
Их руководители должны способствовать
этому.
Теория
мотивации Фредерика Герцберга
Таблица 1
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой. |
Возможность творческого и делового роста. |
Первая группа факторов
(гигиенические факторы) связана
с самовыражением личности, ее внутренними
потребностями. а также с окружающей
средой, в которой осуществляется
сама работа. Вторая группа факторов
мотивации связана с характером
и сущностью самой работы. Руководитель
здесь должен помнить о необходимости
обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы
Ф. Герцберга, как видно, соответствуют
физиологическим потребностям, потребности
в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных
теориях следующая: по мнению А.
Маслоу, после мотивации рабочий
обязательно начинает лучше работать,
по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того,
как решит, что мотивация неадекватна.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Процессуальные теории мотивации.
Теория ожиданий В. Врума.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают,
что поведение сотрудников определяется
поведением:2
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.