Мотивация в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам. Мотивация персонала как метод повышения эффективности деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и
зарубежных психологов ………………………………………… 5
1.1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности ………….5
1.2. Классификация мотивов, виды мотиваций ……………………6
1.3. Структура мотивации …………………………………………….9
1.4. Формирование мотива и мотивации труда …………………….15
2. Психологическая характеристика деятельности организации …………………………………………………….… 19
2.1. Теории организаций…………….……………………………… 19
2.2. Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам…………………………………………………..... 22
2.3. Проблемы построения эффективной организации……..……. 23
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности
деятельности организации………………………..…………… 27
Заключение …………………..………………………………………….… 37
Список литературы ………………………………………………...……… 38
Глоссарий…………………………………………………….………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 14. Мотивация в системе управления..docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Менеджмент

по теме: «Мотивация в системе управления»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление: Региональная экономика

Группа РЭ-11 НУ

Желнина Оксана Ахнафовна

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………     3

  1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и

     зарубежных  психологов …………………………………………   5

    1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности   ………….5
    2. Классификация мотивов, виды мотиваций   ……………………6         
    3. Структура мотивации …………………………………………….9
    4. Формирование мотива и мотивации труда   …………………….15
  1. Психологическая характеристика деятельности                      организации …………………………………………………….…  19
    1. Теории организаций…………….………………………………   19
    2. Типы организаций в зависимости от отношения к     сотрудникам………………………………………………….....    22
    3. Проблемы построения эффективной организации……..…….    23
    4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности

деятельности  организации………………………..……………    27

Заключение  …………………..………………………………………….…  37

Список  литературы  ………………………………………………...………  38

Глоссарий…………………………………………………….………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная, экономическая ситуация, задает на сегодня новые рамки и критерии деятельности бизнес – структурам, в которые вовлекаются все большие и большие составляющие современного общества. Организации, занимающиеся бизнес продуктами с каждым новым поступательным движением, приходят к выводу о том, что основным двигателем эффективной, успешной и процветающее-долговечной деятельности являются кадры – персонал. Все чаще организации не только задумываются, но и делают необходимые шаги по повышению продуктивности деятельности, посредством работы с персоналом.

Имея  достаточно устойчивое положение на бизнес – рынке, организации ставят сложные, на наш взгляд задачи, смыслом которых, является  работа с персоналом. Цель данной деятельности – привести организацию к стабильности не только относительно «ниши бизнес деятельности», но и к кадровой стабильности.

Анализ  литературных источников по проблеме показал, что основным побудителем эффективной деятельности является мотив. В нашей работе за основу взяты позиции, концепция Х. Мюррея. Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции.

Рассматривая структуру мотивации, а мы подходили к ней относительно деятельности предприятия, были взяты  работы В.Г. Асеева.

В.Г.Асеев  считает, что важной особенностью мотивации  человека является двумодульное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (лишение премии).

К определению доминирующей мотивации  ее деятельности целесообразно также  подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой  сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности  человека могут быть представлены как  потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные, 2) морально-этические мотивы, и 3) эмоционально-эстетические мотивы.

Е.И.Савонько, Н.М.Симоновым установлено, что а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности; б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость; в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.

Объектом исследования явилась психология личности

Предметом исследования – мотивация персонала бизнес-структуры

Цель исследования: определить особенности мотивации персонала.

Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме;
  2. Изучить мотивацию персонала бизнес-структуры.

 

 

 

1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и зарубежных психологов

    1. Мотив и мотивация - детерминанты   деятельности

 

Мотивация является одной из фундаментальных  проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

    Сложность и многоаспектность  проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее. Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения, интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности и динамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.

   В отечественной психологии мотивация  рассматривается как сложный  многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение».(8) Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

 

    1. Классификация мотивов, виды мотиваций

 

Общее системное представление  мотивационной сферы человека позволяет  исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

- от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально  действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву);

- от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову);

- от социальной значимости (социальные  – узколичные, по П.М.Якобсону);

- от факта включенности в саму  деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович);

- мотивы определенного вида деятельности, например, учебной, трудовой деятельности, и т.д.

В качестве классификационных основ  могут рассматриваться и схемы  Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Продолжая эту линию исследования, согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом.

К определению доминирующей мотивации  ее деятельности целесообразно также  подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой  сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности  человека могут быть представлены как  потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.».(37) Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные, 2) морально-этические мотивы, и 3) эмоционально-эстетические мотивы.

Рассматривая мотивацию трудовой деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано  с понятием цель и потребность. В  личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

«Трудовая» мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае, трудовую деятельность.  Как и любой другой вид, трудовая мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой рабочей системой, учреждением; во-вторых, - организацией трудового процесса; в-третьих, - субъектными особенностями трудящегося; в-четвертых, - субъективными особенностями руководителя и прежде всего системы его отношений к работнику, к делу; в-пятых, - спецификой деятельности.

Важным для анализа мотивационной  сферы является характеристика  отношения к труду. Так А.К.Маркова, определяя три типа отношения: отрицательное, нейтральное, и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в трудовой процесс. Связь устойчивости мотивационной структуры (ориентаций на процесс – результат – вознаграждение – давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочивании с тенденцией к устойчивости структуры. При этом такие характеристики мотивационных структур, как ускоренная динамика внутриструктурных изменений, движение компонентов внутренней мотивации (процесс – результат) к упорядочиванию, четко выраженная тенденция к дифференцированности, являются показателями устойчивости структур с мотивационной ориентацией на процесс. Это позволяет предполагать, что абсолютное доминирование процессуальной мотивации придает структуре большую устойчивость. Процессуальная мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности ее изменчивости. В тех случаях, когда процессуальная и результативная мотивационная ориентация занимают первое и второе места в структуре, уровень ее устойчивости еще выше – это первый по силе влияния фактор (44). Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:

- исходный тип мотивационной структуры;

- личностная значимость предметного  содержания деятельности;

- вид  задания;

- наиболее сильными являются внутренние  факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.

Информация о работе Мотивация в системе управления