Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа
Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам. Мотивация персонала как метод повышения эффективности деятельности организации.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и
зарубежных психологов ………………………………………… 5
1.1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности ………….5
1.2. Классификация мотивов, виды мотиваций ……………………6
1.3. Структура мотивации …………………………………………….9
1.4. Формирование мотива и мотивации труда …………………….15
2. Психологическая характеристика деятельности организации …………………………………………………….… 19
2.1. Теории организаций…………….……………………………… 19
2.2. Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам…………………………………………………..... 22
2.3. Проблемы построения эффективной организации……..……. 23
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности
деятельности организации………………………..…………… 27
Заключение …………………..………………………………………….… 37
Список литературы ………………………………………………...……… 38
Глоссарий…………………………………………………….………………39
Анализируя этот период развития представлений
о феномене организации, мы видим, что
первоначально внимание исследователей
организации привлекали в большей
мере социологические либо даже технологические
аспекты организации («бюрократическая
модель», «организация как трудовой
процесс», «организация как машина»).
Реальная практика применения этих теорий
показала, что они лишь приблизительно
отражают действительность и тем, кто
хочет лучше проникнуть в суть
феномена организации следует
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности деятельности организации
В результате теоретического анализа целого ряда философских, социологических и психологических исследований (Р. Ф. Абульханов, К. А. Абульханова-Славская, А. И. Вострокнутов, Л. Николов, Е. В. Семенов, Р. Штольберг и др.), посвященных учению о кооперации, были выделены основные ее признаки, которые и приняты за основание для описания специфики мотивационной деятельности. В итоге она может быть описана совокупностью следующих отличительных признаков.
Участники СД, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, т. е. должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать индивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).
Распределение функций СД не является чисто случайной, а характеризуется их взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников СД.
Объединение (или совмещение) индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование целостности СД и приводящее к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками СД. Таким объединением и порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы. СД осуществляется в условиях разной тесноты связей людей друг с другом, подвергавшейся специальным исследованиям (Коллинз, И. Лингарт, Н. Н. Обозов и др.).
Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников СД. Согласование предусматривает строгую последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т. д. Необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая СД. Именно последняя неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью которой является непосредственная направленность на участников СД, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда.
5. Наличие единого конечного результата, общего для участников СД. Она и возникает для того, чтобы вообще был достигнут этот результат (так называемый совокупный продукт) или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно.
Соотнесение единого конечного результата с общими целями СД позволяет определять ее целенаправленность, с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в СД.
Единое пространственно-временное функционирование участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления СД. Здесь возникают сложнейшие вопросы о соотношении, во-первых, индивидуальных и групповых мотивов в СД, а во-вторых, общих целей и мотивов СД. Подводя итог, можно заключить, что основными признаками, описывающими специфику СД, являются наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие управления (включая самоуправление), общих конечных результатов, единого пространства и одновременность выполнения разными участниками. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив — то, что побуждает общность индивидов к выполнению СД, т.е. общность индивидов к выполнению СД, т. е. непосредственная побудительная сила. Следующим компонентом в структуре СД являются совместные действия, направленные на реализацию текущих и перспективных задач СД и выполняемые с помощью многочисленных средств осуществления СД, причем как индивидуальных, так и групповых средств, способов, приемов. Структуру СД завершает общий результат, полученный группой участников СД. Важно подчеркнуть, что для раскрытия психологической структуры СД важное значение имеет не только, а нередко и не столько общий объективный результат, но и его субъективное отражение индивидуальными и коллективным субъектами. Здесь необходимо специально выделять идеально представленный конечный результат СД, который может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в СД. Общим положением по отношению ко всем структурным компонентам является следующее: важнейшим условием выполнения СД являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, т. е. все перечисленные процессы имеют отношение ко всем основным структурным составляющим деятельности. В связи с анализом структуры СД возникает важная методологическая проблема о необходимости и достаточности перечисленных выше структурных компонентов. Наши эмпирические исследования СД разных видов групп (производственных, управленческих, учебных, лабораторных и др.) показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой (или «неполная СД»). Причем «выпадение» или отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой СД, например: а)СД может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности; б)процесс СД может проходить без достижения общего конечного ее результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, по этому не осознается; в) СД может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участников, интегрируясь из относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных деятельностей через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты. Опираясь на результаты эмпирических исследований, мы пришли к следующему выводу: если конкретный вид деятельности группы не отвечает какому-то признаку или у него отсутствуют отдельные структурные компоненты СД, то это еще не означает, что у этого вида деятельности полностью отсутствуют свойства СД (13, 18). Деятельность с неполной структурой, по нашему мнению, остается при этом разновидностью СД. Подводя итог, можно заключить, что рассмотрение СД в категориях общей теории деятельности (и индивидуальной и совместной) является необходимым и целесообразным. Однако в этом проявляется и некоторая ограниченность, если подходить к анализу СД только с позиций психологии деятельности. Эта ограниченность становится наиболее очевидной при рассмотрении места и роли взаимодействия индивидов в СД и в процессе образования коллективного субъекта. Роль взаимодействия в совместной деятельности. В процессе СД имеет место единство двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т. п.); во-вторых, это взаимные воздействия участников СД, которые порождаются отношениями производства и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе СД новых элементов. Такими составляющими компонентами СД, по нашему мнению, являются взаимодействия между участниками СД, однако не всякие, а именно те, которые детерминированы направленностью на общий предмет СД, т. е. предметно-направленные взаимодействия. Под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников СД, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком СД по сравнению с индивидуальной. Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействий между участниками деятельности, сколько характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.
Таблица 2.
Основные признаки и динамические свойства совместной деятельности и ее коллективного субъекта
Признак совместной деятельности (СД) |
Социально -психологический процесс СД |
Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта |
1. Наличие единой цели |
Целеобразование (целеполагание) |
Целенаправленность |
2. Побуждение работать вместе (общая мотивация) |
Мотивообразование (мотивирование) |
Мотивированность |
3. Разделение деятельности на функционально связанные составляющие |
Распределение функций между участниками |
Структурированность (распределенность) |
4. Объединение индивидуальных деятельностей |
Объединение (совмещение) |
Интегрированность (объединенность) |
5. Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей |
Согласование (координация) |
Согласованность (координированность) |
6. Наличие управления как атрибутивной функции совместной деятельности |
Управление (регулирование) |
Организованность и управляемость (регулируемость) |
7. Единый конечный результат |
Оценивание групповых результатов |
Продуктивность (результативность) |
8. Наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей |
Функционирование в Едином пространстве и времени |
Условия (пространственные и временные) совместной деятельности группы |
Таблица 3.
Основные свойства совместной деятельности и их эмпирические проявления (референты)
Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта |
Эмпирические проявления свойств СД и коллективного субъекта |
1 . Целенаправленность |
Соотношение индивидуальных и групповых целей: соответствие, взаимное дополнение, расхождение, противоречие и т. п. |
2. Мотивированность |
Активное, заинтересованное выполнение совместной деятельности, напряженность работы, сходства-различия в направленности участников совместной деятельности, интенсивность включенности участников совместной деятельности и т. д. |
3. Структурированность (распределенность) |
Характер распределения функций, строгость, четкость, наличие/отсутствие дублирования, частичное наложение функций, страхование |
4.Интегрированность (объединенность) |
Уровень взаимосвязанности участников, степень их зависимости друг от друга, плотность функциональных связей |
Согласованность (координированность) |
Последовательность выполнения деятельности, ритмичность, соответствие индивидуальных деятельностей друг другу, наличие связанности между этапами работы, дисциплина деятельности |
управляемость (регулируемость) |
Следование управляющим воздействиям, содействие управлению, противодействие ему, уклонения от управляющих воздействий, самоуправление |
7. Продуктивность (результативность) |
Показатели конечных совместных результатов (количественные, качественные) |
(пространственные и временные) совместной деятельности группы |
Расположение рабочих мест участников деятельности, особенности территории (зоны работы), распределение во времени выполняемых индивидуальных деятельностей |