Мотивация в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам. Мотивация персонала как метод повышения эффективности деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и
зарубежных психологов ………………………………………… 5
1.1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности ………….5
1.2. Классификация мотивов, виды мотиваций ……………………6
1.3. Структура мотивации …………………………………………….9
1.4. Формирование мотива и мотивации труда …………………….15
2. Психологическая характеристика деятельности организации …………………………………………………….… 19
2.1. Теории организаций…………….……………………………… 19
2.2. Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам…………………………………………………..... 22
2.3. Проблемы построения эффективной организации……..……. 23
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности
деятельности организации………………………..…………… 27
Заключение …………………..………………………………………….… 37
Список литературы ………………………………………………...……… 38
Глоссарий…………………………………………………….………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 14. Мотивация в системе управления..docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)




Анализируя этот период развития представлений  о феномене организации, мы видим, что  первоначально внимание исследователей организации привлекали в большей  мере социологические либо даже технологические  аспекты организации («бюрократическая модель», «организация как трудовой процесс»,  «организация как машина»). Реальная практика применения этих теорий показала, что они лишь приблизительно отражают действительность и тем, кто  хочет лучше проникнуть в суть феномена организации следует рассматривать  также и психологические аспекты. Только тогда вопросы структуры  и формы  эффективности организации  стали рассматриваться с учетом психологического фактора. Однако определенное влияние чисто социологического подхода сохранялось достаточно долго. В вопросе о взаимоотношениях социологии и психологии при изучении организаций определенное признание  среди психологов получила точка  зрения, выраженная Д.Катцем и Р. Каном (Katz, Kahn, 1966). Эти исследователи полагали, что социологический подход к рассмотрению организации является «макроподходом»: он более масштабен и учитывает лишь результаты взаимодействия элементов организации. В отличии от него психологический подход – это «микроподход» более детальный и исследующий процессы и механизмы  этого взаимодействия.  По мнению названных авторов, должны применятся комбинированно оба подхода, что позволит  переводить социологические макроконцепции в целый ряд психологических микроконцепций. В качестве практического инструмента для комбинированного инструмента применения обоих подходов Катц и Кан предложили принцип открытых систем.

 

2.4. Мотивация персонала,  как метод повышения  эффективности деятельности  организации

 

В результате теоретического анализа  целого ряда философских, социологических и психологических исследований (Р. Ф. Абульханов, К. А. Абульханова-Славская, А. И. Вострокнутов, Л. Николов, Е. В. Семенов, Р. Штольберг и др.), посвященных учению о кооперации, были выделены основные ее признаки, которые и приняты за основание для описания специфики мотивационной деятельности. В итоге она может быть описана совокупностью следующих отличительных признаков.

  1. Наличие общих целей для разных включенных в деятельность участников. Совместная деятельность, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или доступны лишь частично. Как и всякая человеческая деятельность, становится целесообразной в том случае, когда  заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс совместной деятельности (СД) подчинен их достижению.

Участники СД, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, т. е. должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать индивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).  

  1. Необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие (части), т. е. на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций (частей деятельности)и их распределение между участниками этого процесса. Распределение составляющих (частей) совместной деятельности в группе участников приводит к формированию функциональной структуры этой группы.

Распределение функций СД не является чисто случайной, а характеризуется  их взаимным дополнением  и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников СД.

Объединение (или  совмещение) индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование  целостности СД и  приводящее к возникновению  определяемых деятельностью  взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками  СД. Таким объединением и порождается  феномен совместности как особое качество деятельности группы. СД осуществляется в условиях разной тесноты связей людей друг с другом, подвергавшейся специальным исследованиям (Коллинз, И. Лингарт, Н. Н. Обозов и др.).

Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников СД. Согласование предусматривает строгую последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т. д. Необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая СД. Именно последняя неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью которой является непосредственная направленность на участников СД, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда.

5. Наличие единого  конечного результата, общего для   участников СД. Она и возникает для того, чтобы вообще был достигнут этот результат (так называемый совокупный продукт) или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно.

Соотнесение единого конечного  результата с общими целями СД позволяет определять ее целенаправленность, с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в СД.

Единое  пространственно-временное  функционирование участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых  условий осуществления СД. Здесь возникают сложнейшие вопросы о соотношении, во-первых, индивидуальных и групповых мотивов в СД, а во-вторых, общих целей и мотивов СД. Подводя итог, можно заключить, что основными признаками, описывающими специфику СД, являются наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие управления (включая самоуправление), общих конечных результатов, единого пространства и одновременность выполнения разными участниками.      Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив — то, что побуждает общность индивидов к выполнению СД, т.е.    общность индивидов к выполнению СД, т. е. непосредственная побудительная сила. Следующим компонентом в структуре СД являются совместные действия, направленные на реализацию текущих и перспективных задач СД и выполняемые с помощью многочисленных средств осуществления СД, причем как индивидуальных, так и групповых средств, способов, приемов. Структуру СД завершает общий результат, полученный группой участников СД. Важно подчеркнуть, что для раскрытия психологической структуры СД важное значение имеет не только, а нередко и не столько общий объективный результат, но и его субъективное отражение индивидуальными и коллективным субъектами. Здесь необходимо специально выделять идеально представленный конечный результат СД, который может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в СД. Общим положением по отношению ко всем структурным компонентам является следующее: важнейшим условием выполнения СД являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, т. е. все перечисленные процессы имеют отношение ко всем основным структурным составляющим деятельности. В связи с анализом структуры СД возникает важная методологическая проблема о необходимости и достаточности перечисленных выше структурных компонентов. Наши эмпирические исследования СД разных видов групп (производственных, управленческих, учебных, лабораторных и др.) показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой (или «неполная СД»). Причем «выпадение» или отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой СД, например: а)СД может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности; б)процесс СД может проходить без достижения общего конечного ее результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, по этому не осознается; в) СД может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участников, интегрируясь из относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных деятельностей через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты. Опираясь на результаты эмпирических исследований, мы пришли к следующему выводу: если конкретный вид деятельности группы не отвечает какому-то признаку или у него отсутствуют отдельные структурные компоненты СД, то это еще не означает, что у этого вида деятельности полностью отсутствуют свойства СД (13, 18). Деятельность с неполной структурой, по нашему мнению, остается при этом разновидностью СД. Подводя итог, можно заключить, что рассмотрение СД в категориях общей теории деятельности (и индивидуальной и совместной) является необходимым и целесообразным. Однако в этом проявляется и некоторая ограниченность, если подходить к анализу СД только с позиций психологии деятельности. Эта ограниченность становится наиболее очевидной при рассмотрении места и роли взаимодействия индивидов в СД и в процессе образования коллективного субъекта.  Роль взаимодействия в совместной деятельности. В процессе СД имеет место единство двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т. п.); во-вторых, это взаимные воздействия участников СД, которые порождаются отношениями производства и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе СД новых элементов. Такими составляющими компонентами СД, по нашему мнению, являются взаимодействия между участниками СД, однако не всякие, а именно те, которые детерминированы направленностью на общий предмет СД, т. е. предметно-направленные взаимодействия. Под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников СД, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком СД по сравнению с индивидуальной. Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействий между участниками деятельности, сколько характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.

Таблица 2.

Основные  признаки и динамические свойства совместной деятельности и ее коллективного субъекта

Признак

совместной

деятельности

(СД)

Социально

-психологический

процесс СД

Характеристика (свойство)

СД  и коллективного

субъекта

1. Наличие единой  цели

Целеобразование

(целеполагание)

Целенаправленность

2. Побуждение

работать  вместе

(общая  мотивация)

Мотивообразование

(мотивирование)

Мотивированность

3. Разделение

деятельности на

функционально

связанные составляющие

Распределение

функций

между участниками

Структурированность

(распределенность)

4. Объединение

индивидуальных

деятельностей

Объединение

(совмещение)

Интегрированность

(объединенность)

5. Согласованное

выполнение

распределенных и

объединенных 

индивидуальных

деятельностей

Согласование

(координация)

Согласованность

(координированность)

6. Наличие управления  как

атрибутивной  функции

совместной  деятельности

Управление

(регулирование)

Организованность  и

управляемость

(регулируемость)

7. Единый

конечный  результат

Оценивание

групповых

  результатов

Продуктивность

(результативность)

8. Наличие единого

пространства и

одновременность

выполнения 

индивидуальных 

деятельностей

Функционирование

  в Едином

пространстве и

времени

Условия

(пространственные и

временные)

совместной

деятельности  группы


Таблица 3.

Основные  свойства совместной деятельности и их эмпирические проявления (референты)

 

Характеристика 

(свойство)

СД  и

коллективного субъекта

Эмпирические проявления свойств

СД  и коллективного  субъекта

1 .  Целенаправленность

Соотношение индивидуальных

  и групповых целей:

соответствие, взаимное дополнение,

расхождение, противоречие и т. п.

2. Мотивированность

Активное, заинтересованное выполнение

совместной  деятельности, напряженность

  работы, сходства-различия  в направленности

участников  совместной деятельности,

интенсивность включенности

участников  совместной деятельности и т. д.

3. Структурированность

(распределенность)

Характер распределения  функций,

строгость, четкость,

наличие/отсутствие дублирования,

частичное наложение функций, страхование

4.Интегрированность

(объединенность)

Уровень взаимосвязанности  участников,

степень их зависимости друг от друга,

плотность функциональных связей

Согласованность

(координированность)

Последовательность  выполнения

деятельности,

ритмичность, соответствие индивидуальных

деятельностей друг другу,

наличие связанности между этапами работы,

дисциплина  деятельности

  1. Организованность и

управляемость

(регулируемость)

Следование управляющим  воздействиям,

содействие  управлению,

противодействие ему, уклонения от

управляющих воздействий, самоуправление

7. Продуктивность

      (результативность)

Показатели конечных совместных

результатов (количественные, качественные)

  1. 8. Условия

(пространственные

и временные)

совместной

деятельности группы

Расположение рабочих  мест

  участников деятельности,

особенности территории (зоны работы),

распределение во времени выполняемых

индивидуальных  деятельностей

Информация о работе Мотивация в системе управления