Но это не делает проблему
мотивации работников в современном
мире менее актуальной и важной.
На первый взгляд парадоксально,
но подобные вопросы совсем недавно
приобрели особую остроту в государственном
секторе. Падение доверия общества
к государственной службе и к
ее представителям оставляет негативный
отпечаток на взаимодействии двух сторон.
Государство как «организация»
с немотивированными работниками
и, как результат, недовольными «клиентами»
перестает эффективно функционировать.
Но какой должна быть эффективная
система мотивации на государственной
службе?
Поэтому изучение проблемы
мотивации государственных гражданских
служащих в данной работе заключалось
в анализе связи между мотивацией
и оценкой служебной деятельности,
при том что оценка выступает в роли механизма
обратной связи и важного инструмента
мотивации.
В работе было показано, что
в связке «мотивация-оценка результативности»
мотивация играет первостепенную роль.
Поэтому наличие эффективной
мотивации гарантирует действенность
механизмов оценки. Был введен новый
механизм оценки – оценка мотивации
государственных гражданских служащих.
Так, в первой главе, посвященной
изучению научно-теоретических аспектов
мотивации и оценки служебной
деятельности, были изучены основные
подходы к мотивации в рамках
рациональной модели бюрократии М. Вебера,
New Public Management, модели Public service motivation и др.
Было выявлено, что теории
мотивации, применяемые в частном
секторе, не дают единого подхода
к пониманию мотивов работников.
Однако адаптация данных
теории с целью изучения мотивации
на государственной службе позволила
создать комплекс наиболее общих
мотивов (потребностей) современных
чиновников.
Для того, чтобы понять, что
же движет людьми, идущими на государственную
службу, и какие мотивы у них появляются
во время работы в государственной органе,
во второй главе работы были изучены результаты
опросов российских и зарубежных чиновников.
Также целью выяснения того, что отталкивает
студентов от такого потенциального работодателя
как государственная служба, нами был
проведен опрос выпускников (3-4 курсы ФГиМУ)
НИУ-ВШЭ.
Такие исследования оказались
достаточно любопытными, так как
позволили сделать несколько
важных в рамках данной работы выводов:
- Материальные мотивы оказались доминирующими у большинства российских государственных гражданских служащих. Большинство нематериальных мотивов приобрело «корыстный оттенок».
- Влияние социокультурного и других факторов на состояние мотивации зарубежных чиновников обусловило преданность государственной службе и привлекательность нематериальных стимулов, предоставляемых ею.
- Студенты, потенциальные гражданские служащие, между двумя наиболее значимыми для них мотивами, касающимися будущей карьеры: интересное содержание деятельности и высокая оплата труда, отдают предпочтение первому.
Третья глава была посвящена
соотнесению теоретических «идеальных»
конструкции с реальной практикой
мотивации и оценки деятельности
государственных служащих. Анализ показал,
что закрепленные в законодательстве
оценочные процедуры, такие как
конкурс, квалификационный экзамен, аттестация
и текущая (ежегодная) оценка, являются
крайне неоперативными средствами мотивации
и не позволяют дать полноценную
информацию о гражданском служащем
и, как следствие, искажают систему
мотивации на практике. Было также
выявлено, что мотивация в органах
власти, по мнению гражданских служащих,
часто сводится к возможности
получения дополнительного профессионального
образования. Однако даже этот способ
развития человеческого капитала не
в полной мере отвечает потребностям
как самих гражданских служащих, так и
государственной службы в целом.
И, наконец, в заключительной
главе представлена модель, которая
описывает систему оценки служебной
деятельности, включающую оценку мотивации
(оценка персонала при приеме на
государственную службу) и мотивирующую
оценку (оценка персонала во время
работы в государственном органе).
Такой новый подход основывается
на развитии ответственности, самоорганизации,
само-менеджменте и инициативности государственных
служащих. Отмечается особая роль руководителя
и «кадровой службы», в компетенции которых
должно входить составление «мотивационных
карт», оценивание мотивации как на этапе
отбора, так и внутри организации, а также
внедрение подходов из бизнеса, которые,
как было показано, могут использоваться
на всех этапах «жизни» государственного
служащего в организации.
Кроме того, показано, как
при некоторой модификации стимулирующий
характер приобретают социальный пакет,
вертикальная мобильность, развитие персонала
(ДПО) и режим работы государственного
служащего.
Такой подход подтверждает
поставленную в работе гипотезу о
действенности оценки служебной
деятельности только при наличии
эффективной системы мотивации.
Таким образом, были достигнуты
следующие результаты:
- переход на новый уровень
оценки эффективности деятельности
государственного служащего: не
по показателям результативности,
а в зависимости от использования
им своего творческого потенциала,
его способности планировать
и организовывать свою деятельность;
- введение нового показателя:
оценка эффективной мотивации:
оценка мотивации с точки зрения
способности эффективной самоорганизации.
Как результат, предложенная
в работе система мотивации и
оценки служебной деятельности позволит
на порядок повысить результативность
и эффективность деятельности государственных
гражданских служащих и дать новый
импульс развитию государственной
службы в России.
Список литературы
Нормативно-правовая
база
- Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
- Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Научная и учебная
литература
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер.с англ. Под ред. С.К. Мордвина. –СПб.: Питер, 2010. -848 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);
- Акимова Е.Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе/Акимова Е. Ю.//Ярославский педагогический вестник. – 2011. - № 1 –Том II. – с.235-240;
- Базаров Т. Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора. - М.: ИПКгосслужбы, 1995. 141 с.;
- Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М.: ИПКгосслужбы, 1995. 112 с.;
- Бальсевич А., Подколзина Е. Влияние административных регламентов на стимулы чиновников, их начальников и получателей услуг. Препринт WP/2011/05. – М.: НИУ ВШЭ, - 24 с.;
- Барабашев А.Г., Клименко А.В. Ретроспективный анализ основных направлений модернизации системы государственного управления и государственной службы. // Вопросы государственного и муниципального управления, № 3. – 2010. – с.36-72.;
- Бояркин М.Ю. Ценностно-мотивационная типология личности в сфере государственной службы: автореф.дис. кандидата псих. Наук: 19.00.01/М.Ю. Бояркин; Волгоградская акад. гос. службы. – Москва., 2008. – 24 с.;
- Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М., Крутова В.В., Романенко Е.В., Субочев Н.С., Юнда А.В. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. – 216 с.;
- Божья- Воля А.А. Организация оценки результативности деятельности российских госслужащих с учетом особенностей административной модели. //Вопросы государственного и муниципального управления, №3. – 2011. – с. 62-73.;
- Божья-Воля А.А. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы.//Вопросы государственного и муниципального управления, № 2. – 2009. – с. 81-103.;
- Брежнева А.П., Данькова Е.В. Организация личного труда государственного служащего: Учебно-методическое пособие: - М.: РАГС, 2007. – 103 с.;
- Вагина Л.В., Горбачев А.И., Иларионова Т.С. и др. Управление персоналом: Учебник/Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 488 c.;
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов/Б.М. Генкин. – 7-е изд., доп. –М.: Норма, 2007. – 448 с.;
- Гимпельсон В.Е., Магун В.С. На службе государства российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников. Препринт WP/2004/07. – М.: ГУ ВШЭ, - с. 33.
- Гимпельсон В.Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества: Препринт WP3/2002/05. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. -40 с.;
- Государственная служба: комплексный подход: ученик/ Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 512 c.;
- Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учеб. пособие/ под ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС; Статус, 2006. – 333 с.;
- Гэри С. Беккер. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. к.э.н. Р.И.Капелюшникова. URL: http://igiti.hse.ru/data/056/314/1234/1_1_2Beck.pdf;
- Додлова М.Ч., Юдкевич М.М. «Обмен дарами» в отношениях государственных служащих. Препринт WP/2006/01. – М.: ГУ ВШЭ, - 34 с.;
- Ирхин Ю.В. Роль этических кодексов госслужащих в решении современных управленческих задач: сравнительный и экспертный анализ//Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.6., 4.2./Под ред. акад. Ю.С. Пив<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: 14pt;"