Мотивация деятельности в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного решения проблемы мотивации качественное управление невозможно в принципе. Многократный рост капитала возможен только благодаря капитализации компании. Он может быть многократно увеличен именно путём решения проблемы мотивации труда, создания необходимой модели трудовых отношений.

Содержание

Понятие мотивации
1.1Процесс мотивации
1.2. Потребность, мотив, мотивация, задачи мотивации
1.3. Стадии процесса мотивации
1.4. Факторы мотивации
Теории потребностей
Иерархия потребностей А. Маслоу
Теория Альдерфера
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Двухфакторная модель Герцберга
Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В.Врума
Теория справедливости
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера

Задание. Охарактеризовать теорию иерархии потребностей, их форм проявления и средств удовлетворения (на реальном примере).

Заключение.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по менеджменту 3 семестр.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра информационные технологии в управлении

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «Основы менеджмента»

На тему «Мотивация деятельности в менеджменте»

 

 

 

Студентка 2-го курса                                                     Кариэр Ольга Васильевна

Группа № 41705112

Специальность 1-25 01 07

Зачётная книжка № 4170511208

Вариант № 8

 

 

Проверила:                                                                            Семашко Юлия Владимировна                                                                                           

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

Содержание

 

  1. Понятие мотивации

1.1Процесс мотивации

1.2. Потребность, мотив, мотивация, задачи мотивации

1.3. Стадии процесса мотивации

1.4. Факторы мотивации

  1. Теории потребностей
    1. Иерархия потребностей  А. Маслоу
    2. Теория Альдерфера
    3. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
    4. Двухфакторная модель Герцберга
  2. Процессуальные теории мотивации
    1. Теория ожидания В.Врума
    2. Теория справедливости
    3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера

 

  1. Задание. Охарактеризовать теорию иерархии потребностей, их форм проявления и средств удовлетворения (на реальном примере).

 

  1. Заключение.
  2. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако не достаточно простого материального вознаграждения, деньги не всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны.

   Овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

   Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для  решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного решения проблемы мотивации качественное управление невозможно в принципе. Многократный рост капитала возможен только благодаря капитализации компании. Он может быть многократно увеличен именно путём решения проблемы мотивации труда, создания необходимой модели трудовых отношений.

   Мотивация не только является одной из ведущих и специфичных функций управления, она органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.

   Итак, почему люди работают? Почему для одних людей работа – удовольствие, а для других – тяжкая повинность? Что нужно сделать, чтобы люди работали производительнее? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают, когда происходит управление людьми.

   Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его действовать, можно так построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом с точки зрения достижения организацией своих целей.

   Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны. Многочисленные теории мотивации – яркое тому подтверждение.

 

Процесс мотивации.

   Что такое мотивация? В основе мотивации лежит сложный и непрерывный процесс психологического выбора человеком того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение.

   На основании чего человек делает выбор, действует в жизни тем или иным образом? В основе человеческого поведения лежат потребности. Первоначально изучение поведения людей базировалось на наблюдении их реакций на различные внешние воздействия (стимулы). Однако выяснилось, что одни и те же факторы вызывают разное поведение и наоборот, одинаковое поведение вызывается разными факторами. Подобная неопределенность привела к необходимости исследовать внутренние причины действий людей в различных ситуациях. Что движет человеком?

   Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать – можно наблюдать только поведение людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

   Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

   Например, если человек ощущает потребность в сложной работе, это может побудить его попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, он может обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как он предполагал. Это может заставить его работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором эта потребность будет удовлетворена.

   Мотив – это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

В этом плане мотивами могут быть:

1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;

2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений;

3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;

4) сильная потребность в чем-то;

5) достаточно сильное чувство;

6) действенные моральные убеждения;

7) привычки;

8) подражание.

   То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом».

   Различают внутренние и внешние мотивы. Мотивы характеризуют волевую сторону поведения. Особенности мотивационной сферы:

- мотив порождается определенной потребностью;

- имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;

- мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.

   Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

   Основными задачами мотивации являются:

- признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;

- демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;

- популяризация качественного труда сотрудников;

- применение различных форм признания заслуг;

- поднятие морального состояния через признание;

- обеспечение процесса повышения трудовой активности.

 

Стадии процесса мотивации.

Процесс мотивации включает пять основных стадий:

1.Возникновение потребности. Потребность проявляется в виде нехватки чего-либо. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности условно можно разбить на три группы: физиологические; психологические; социальные.

2.Поиск пути устранения (удовлетворения) потребности. Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.

3.Определение направления действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чтобы устранить потребность:

- «что я должен получить, чтобы устранить потребность»;

- «что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю»;

- «в какой мере я могу добиться того, чего желаю»;

- «насколько то, что я могу получить, может устранить потребность».

4.Осуществление действия. Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

 

5.Удовлетворение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает удовлетворение потребности, ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.

 

Факторы мотивации

   Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом.

  Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться о том, какие мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.

   Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

   Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на разных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

   Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Основными функциями мотивации являются:

- побуждение к действию,

- направление деятельности,

- контроль и поддержание поведения.

   Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

  Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

   Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.

 

Иерархия потребностей Маслоу.

   Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте