Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной практике развитие систем мотивации эффективной деятельности персонала приводит к повышению производительности в не меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления персоналом предпринимательской организации
1.1 Сущность мотивации деятельности персонала
1.2 Методические принципы мотивации деятельности персонала
2. Анализ мотивации деятельности персонала в ОАО «Сантехприбор»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ мотивации деятельности персонала
2.3 Причинно-следственный анализ выявленных недостатков в системе мотивации деятельности персонала
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.2 Экономическое обоснование необходимости проведения мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
Выводы и предложения

Вложенные файлы: 1 файл

пример по мотивации.1.1.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Персонал, как известно, является ведущим активом предприятия. Но именно реальный процесс мотивации  и стимулирования, в зависимости  от своего состояния, может или сохранять  и увеличивать этот актив, или превращать его в пассив [12.С.20].

Как показали исследования на ряде российских предприятий, по инициативе руководства проведены организационные  изменения и созданы отделы (группы) мотивации персонала. Это произошло  под влиянием различных факторов: командировок на зарубежные предприятия, знакомства с отечественным опытом активизации персонала, информирования со стороны специалистов о передовой практике, интуитивного ощущения необходимости изменений и пр. [12.С.24].

Необходимо знать, что  мотивы - это внутренние побудители отдельного человека-работника (индивидуальные мотивы), группы людей (групповые мотивы) или коллектива (коллективные мотивы).

Понятия «мотивация»  используются не только в смысле формирования индивидуальных, групповых и коллективных мотивов, но и обозначения процесса влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивированности [12.С.27].

В свою очередь, стимулы - это внешние побудители в труде, деятельности и работе, которые им адресует предприятие. А система  стимулирования определяется и конструируется на предприятии исходя из его возможностей, целей и уровня профессионализма руководителей.

Практика стимулирования на многих российских предприятиях базируется на некоем внутреннем ощущении руководителями мотивации своего персонала. Это ощущение основывается на следующих элементах:

- на видении отношения  работников к труду, выполнения  своих задач и трудовых функций;

- на оценке количественных  и качественных результатов труда;

- на восприятии различных  высказываний работников относительно существующей системы стимулирования, и прежде всего оплаты труда.

Различают следующие  методы мотивации персонала:

1. Методы материального  стимулирования - виды заработной  платы, доплаты, надбавки, премии, компенсации, материальная помощь  и (в акционерных обществах) дивиденды и корпоративные опционы.

2. Социальный пакет  - оплата предприятием в том  или ином процентном соотношении  различных услуг и/или выполнение  определенных социальных обязательств  перед своими работниками.

3. Методы морального  стимулирования, находящие выражение, в принципе, в различных средствах морального поощрения.

4. Методы организационного  стимулирования, для которых характерны  изменения в организации труда:  гибкий рабочий день или график; частичное выполнение работы  дома (так называемая телеработа); участие в совещаниях, заседаниях «не отходя от рабочего места» и др.

5. Условия труда - санитарно-гигиенические,  материально-технические, информационные, социально-бытовые, социально-психологические,  условия социальной защиты, помощи, пространственные, эстетические.

6. Стиль непосредственного  руководителя, находящий выражение  в проявлениях его индивидуальных  особенностей [12.С.22].

В создании подразделений  по мотивации персонала находит  отражение попытка руководства  предприятий перейти от ощущения мотивационной среды к ее систематическому изучению и в связи с этим - к совершенствованию системы стимулирования для повышения эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты мотивации  деятельности персонала, а также действующую систему мотивации в России на современном этапе, можно сделать следующие выводы:

  1. Сущность мотивации персонала заключена в о внутреннем побуждении человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей.
  2. Основными принципами мотивации персонала являются:
    1. принцип учета момента времени информирования объекта управления о последствиях осуществляемой им деятельности;
    2. принцип учета всей совокупности эффектов мотивационного воздействия субъекта управления на объект управления.
  3. Различают следующие методы мотивации персонала: материальное стимулирование, наличие социального пакета, моральное стимулирование, организационное стимулирование, условия труда, стиль руководства.
  4. Ключевой позицией в выборе системы мотивации персонала является действующая система стимулирования.

 

2. Анализ мотивации деятельности  персонала в ОАО «Сантехприбор»

 

2.1 Краткая  характеристика предприятия

 

Объектом исследования в данной дипломной работе является открытое акционерное общество «Сантехприбор» (далее ОАО «Сантехприбор»). ОАО «Сантехприбор» образовано 20 июня 1995 года и находится по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Клары Цеткин, д.18/20.

Для реализации своей  цели ОАО «Сантехприбор» осуществляет производство и реализацию санитарно-технического оборудования, медицинского оборудования, пластмасс и полимеров, конкурентоспособных товаров народного потребления. ОАО «Сантехприбор» также осуществляет организацию и осуществление различных форм оптовой и розничной торговли, сервисное обслуживание всей поставляемой продукции в гарантийный и постгарантийный периоды и многое другое.

Для того, чтобы дать оценку предприятию необходимо проанализировать его основные технико-экономические  показатели.

Для проведения анализа  используем данные ОАО «Сантехприбор» формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006-2008 гг.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Сантехприбор» за 2006-2008 гг.

Как видно из таблицы 1, собственный капитал ОАО «Сантехприбор» в 2006 году составлял 16734 тыс. руб., в 2007 году он увеличился на 722 тыс. руб. или на 4 % и составил 17456 тыс. руб. В 2008 году собственный капитал ОАО «Сантехприбор» возрос в 35 раз и составил 619877 тыс. руб. Причиной увеличения собственного капитала стало приобретение основных средств предприятия и увеличения добавочного капитала.

Заемный капитал предприятия  в 2006 году составил 97772 тыс. руб.В 2007 году он увеличился на 3 % и составил 100677 тыс. руб. В 2008 году заемный капитал возрос еще на 5 % и составил 106115 тыс. руб. Причиной увеличении заемного в 2006 году капитала стало увеличении суммы долгосрочного займа. В 2008 году заемный капитал увеличился в результате увеличения краткосрочного кредита и кредиторской задолженности. В итоге в ОАО «Сантехприбор» изменилась структура капитала.

 

Таблица 1.

Технико-экономические  показатели ОАО «Сантехприбор» за 2006-2008 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютные отклонения, +/-

Темп роста, %

2007 г. от 2006 г.

2008 г. от 2007 г.

2007 г. к 2006 г.

2008 г. к 2007 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Собственный капитал, тыс. руб.

16734

17456

619877

722

602421

104

3551

Заемный капитал, тыс. руб.

97772

100677

106115

2905

5438

103

105

Основные средства, тыс. руб.

43559

46607

643585

3048

596978

107

1381

Оборотные средства, тыс. руб.

61881

68628

74936

6747

6308

111

109

Дебиторская задолженность,

тыс. руб.

15285

17036

18358

1751

1322

111

108

Кредиторская задолженность,

тыс. руб.

38625

55747

65250

17122

9503

144

117

Выручка от продаж, тыс. руб.

209729

271959

301252

62230

29293

130

111

Себестоимость продаж,

тыс. руб.

170148

230573

257600

60425

27027

136

112

Коммерческие расходы, тыс. руб.

23914

25446

25946

1532

500

106

102

Прибыль от продаж, тыс. руб.

15667

15940

17706

273

1766

102

111

Рентабельность продаж, %

7,5

5,9

5,9

-1,6

0

79

100

Численность персонала, чел.

577

477

400

-100

-77

83

84

Среднемесячная заработная плата, руб.

5087

5974

7072

887

1098

117

118

Среднегодовая выработка  на 1 работающего,

тыс. руб./чел.

363

570

753

207

183

157

132


Источник: данные формы  №1 «Бухгалтерский баланс» и формы  №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006-2008 гг.

 

В 2006 году размер основных средств составлял 43559 тыс. руб., в 2007 году их размер увеличился на 3048 тыс. руб. или на 7 % и составлял 46607 тыс. руб. В 2008 году размер основных средств увеличился в 14 раз и составил 643585 тыс. руб. в результате приобретения технологического оборудования.

Оборотные средства в 2006 году составляли 61881 тыс. руб., в 2007 году они увеличились на 6747 тыс. руб. или на 11 % и их размер составил 68628 тыс. руб. В 2008 году оборотные средства также возросли на 6308 тыс. руб. или на 9 % и составили 74936 тыс. руб. Таким образом, в структуре активов ОАО «Сантехприбор» произошли изменения.

В 2006-2007 гг. в структуре активов основные и оборотные средства имели в среднем 40 % и 60 % соответственно, а в 2008 году в результате увеличения размера основных средств наибольший удельный вес приходится на основные средства – 89 % от стоимости активов ОАО «Сантехприбор».

Дебиторская задолженность  во всем периоде 2006-2008 гг. имела краткосрочный  характер. При этом динамика ее изменилась незначительно: в 2006 году размер задолженности  составлял 15285 тыс. руб., в 2007 году 17036 тыс. руб., в 2008 году – 18358 тыс. руб. как видим из табл. 1, рост в период 2006-2007 гг. составлял 111 %, а в период 2007-2008 гг. – 108 %.

Кредиторская задолженность  в отличие от дебиторской возросла в период 2006-2008 гг. почти вдвое: в 2006 году ее размер составлял 38625 тыс. руб., в 2007 году она увеличилась на 44 % и составляла 55747 тыс. руб., в 2008 году – на 17 % и составила 65250 тыс. руб. Очевидно, темп роста кредиторской задолженности превышает темп роста дебиторской задолженности. Причиной увеличения кредиторской задолженности стало увеличение в 2007 году задолженности поставщикам и подрядчикам, а в 2008 году – задолженности по прочим кредиторам.

Размер выручки от продаж в ОАО «Сантехприбор» в 2006 году составил 209729 тыс. руб., в 2007 году она  увеличилась на 62230 тыс. руб. или на 30 % и составил 271959 тыс. руб. В 2008 году рост выручка возросла на 29293 тыс. руб. или на 11 %. Себестоимость проданных товаров, работ и услуг в 2006 году составила 170148 тыс. руб. В 2007 году этот показатель увеличился на 60425 тыс. руб. или на 365 и составил 230573 тыс. руб. В 2008 году себестоимость возросла на 27027 тыс. руб. или 12 % и стала равна 257600 тыс. руб. В 2006 году прибыль от продаж составила 15667 тыс. руб., в 2007 году она возросла на 2 % и составила 15940 тыс. руб., в 2008 году – на 11% и составила 17706 тыс. руб.

В 2007 году рост себестоимости  превысил рост выручки от продаж, в  результате чего прибыль от продаж имела более низкий темп роста. В 2008 году рост выручки себестоимости  и прибыли от продаж имели пропорциональный рост. Эти выводы свидетельствуют о том, что ОАО «Сантехприбор» в 2008 году в отличие от 2007 года более эффективно управляло выручкой и затратами. В результате рентабельность продаж в 2006 году составила 7,5 %, в 2007 году ввиду увеличения расходов – 5,9 %, в 2008 году ввиду сдерживания роста затрат рентабельность осталась на уровне 2007 года.

Численность персонала  ОАО «Сантехприбор» во всем периоде  сокращалась. В 2006 году она составляла 577 чел., в 2007 году сократилась на 17 % и составила 477 чел., в 2008 году в результате сокращения штата на 77 чел. численность составила 400 чел. Среднегодовая выработка на 1 работающего в 2006 году составляла 363 тыс. руб./ чел., в 2007 году она увеличилась на 57 % и составила 570 тыс. руб./чел., а в 2008 году – 753 тыс. руб./чел. Сокращение численности персонала и увеличение выручки от продаж повлияло на рост производительности труда.

Несмотря на увеличение доходности и рост производительности труда в ОАО «Сантехприбор» среднемесячная заработная плата работников остается очень низкой. Если на конец 2007 года средняя заработная плата в Республике Татарстан составляла 12 тыс. руб., а в конце 2008 года – 16 тыс. руб., то можно сказать, что на данном предприятии уровень заработной платы ниже среднемесячной в Республике Татарстан вдвое, что отрицательно характеризует кадровую политику предприятия.

Таким образом, анализ основных технико-экономических показателей  ОАО «Сантехприбор» за 2006-2008 гг. показал, что в анализируемом периоде  изменилась структура капитала: возрос удельный вес собственного капитала и сократился удельный вес заемного капитала. В структуре активов также произошли изменения: в результате приобретения технологического оборудования в 2008 году размер основных средств увеличился в 14 раз, что привело к структурным изменениям: наибольший удельный вес приходится на основные средства, а наименьший – на оборотные. Дебиторская задолженность носит краткосрочный характер и во всем периоде возросла незначительно, что положительно характеризует финансовую политику ОАО «Сантехприбор». Кредиторская задолженность увеличилась в результате увеличения задолженности поставщикам и подрядчикам, а также прочим кредиторам. Выручка от продаж ежегодно увеличивается. Несмотря на превышение роста себестоимости над ростом выручки от продаж в 2007 году, в 2008 году предприятие смогло сдержать темп ее роста, что отразилось на показателе прибыли от продаж: темп ее роста увеличился на 9%. Изменения в финансовых результатах отразилось и на показателе рентабельности продаж: она сократилась с 7,5 % в 2006 году до 5,9 % в 2007 году и сохранила эту позицию до конца 2008 года. В ОАО «Сантехприбор» во всем периоде отмечено сокращение численности персонала, что на фоне роста выручки от продаж привело к росту производительности труда. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что ОАО «Сантехприбор» - доходное предприятие, имеющее хороший потенциал для своего дальнейшего развития.

 

2.2 Анализ мотивации  деятельности персонала

Информация о работе Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации