Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.
Введение ………………………………………………………………… ..3
Теоретические аспекты мотивации персонала ………………………5
1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов ………5
1.2 Теории мотивации персонала ……………………………………….12
2. Основы стимулирования труда………………………………………..21
3. Практика мотивации и стимулирования персонала………………….29
3.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в отечественных организациях……………………………………………………….29
ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет
Кафедра Региональной экономики и ГМУ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: Теория управления
на тему «Мотивация и стимулирование персонала»
Выполнила
студентка 3 курса ГМУ
Ухтверова Евгения
Проверил
к. э. н., доц. каф. РЭГМУ
Лабзин А. В.
Самара 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов ………5
1.2 Теории мотивации персонала ……………………………………….12
2. Основы стимулирования труда………………………………………..21
3. Практика мотивации и стимулирования персонала………………….29
3.1 Отличительные особенности
систем мотивации персонала в
отечественных организациях………………………………………………
Введение
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности – это сложные, многоаспектные процессы, имеющие отношение ко многим сторонам человеческой жизни. Они являются базовыми для управления поведением человека на рабочем месте.
Актуальность данной работы состоит в том, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.
Существует много моделей мотивации, различающихся по форме, по содержанию, но даже, несмотря на это, в российской практике управления человеческими ресурсами проблема мотивации остается одной из самых острых и неразрешенных.
Целью курсовой работы является исследование теоретико-методологических основ мотивационного комплекса и выявление рекомендаций для его более эффективного воздействия на персонал.
Для достижения указанной цели в работе рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и виды мотивации;
- сущность и виды
- основные теории мотивации и стимулирования труда;
- факторы, влияющие на мотивацию и стимулирование;
- особенности мотивационного комплекса в России;
- практические рекомендации для повышения эффективности мотивационных действий в управлении человеческими ресурсами организации.
В качестве объекта изучения выступают мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.
Предмет – основные понятия, теории, модели и методы мотивации и стимулирования персонала.
Методологическую основу работы составляет:
- описание;
- анализ отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме;
- системный анализ объекта курсовой работы;
- классификация;
- сравнение;
- моделирование и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Первый раздел раскрывает теоретические аспекты мотивации персонала. Второй раздел посвящен сущности стимулирования, факторам и основным концепциям мотивации и стимулирования персонала. В третьем разделе рассмотрена практическая реализация мотивационного комплекса в России, а также пути повышения ее эффективности.
1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов
Руководитель, чтобы эффективно
двигаться навстречу цели, должен
координировать работу и заставлять
людей выполнять ее. Менеджеров часто
называют исполнительными
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.1 Но это лишь точка зрения на определение мотивации Майкла Мескона. Существует множество других трактовок этого понятия и среди отечественных ученых. Ниже приведен ряд определений мотивации, показывающий, что взгляды на мотивацию существенно различны. (Табл. 1)
Таблица 1
Определение мотивации персонала в трудах российских ученых
Определение мотивации |
Авторы |
Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения |
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. |
Мотивация - совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенного результата |
Виханский О.С., Наумов А.И. |
Мотивация может быть определена как процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения |
Занковский А.Н. |
Мотивация - это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных интересов |
Генкин Б. М. |
Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации |
Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. |
Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации |
Мазманова Б. Г. ! Определение практически дублирует определение М. Мескона |
Мотивация - воздействие на поведение человека для достижения общественных, групповых и личных целей посредством материальных и моральных побудительных средств, а также организационных (административных) мер |
Савченко П. В., Кокина Ю. П. |
Мотивация — структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта. |
Спивак В. А. |
Сущностные аспект мотивации изображены на рис. 12.
Рис. 1 Сущностные аспекты мотивации персонала.
Мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребности — побуждения — вознаграждения. Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Мотивы, или побуждения, — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают каждого из нас вести себя по-своему. Вознаграждения замыкают цепочку и, если это удается, приводят нас в состояние удовлетворенности 3. Рассмотрим названные элементы поподробнее.
Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения и основа любого процесса жизнедеятельности человека. Мотивацию как процесс, направленный на удовлетворение потребностей, схематично можно представить в виде последовательных этапов. (Рис. 2)
Рис. 2 Схема мотивационного процесса4
Таким образом, потребности человека являются движущей силой и отправной точкой процесса мотивации и определяют, какие усилия приложит человек для того, чтобы обладать благом, удовлетворяющим его потребность.
Следующим элементом мотивации являются мотивы (побуждения). С психологической точки зрения, мотив – это побуждающий и определяющий выбор направления деятельности, это психологическая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотив - внутренние психологические двигатели поведения человека. Мотивация - динамический процесс формирования мотива как основания для поступка (действия).5
Можно провести дифференциацию мотивов по следующим критериям, как в таблице 2.
Таблица 2
Классификация мотивов6
Признак мотивов в зависимости от: |
Вид мотива |
Классификации различных видов потребностей человека |
|
Направленности личности |
|
Убеждений личности, ее мировоззрения, нравственных норм и принципов поведения |
|
Видов активности, проявляемой человеком |
|
Временной характеристики |
|
Структуры мотива |
|
Значимости для жизни развития субъекта |
|
Социальной адекватности |
|
Места в иерархической
структуре потребностно- |
|
Источника побуждения к решению определенной задачи |
|
Отношения к сознанию |
|
Мотивы трудовой деятельности – часть всей совокупности мотивов человека.
К мотивам трудовой деятельности относят:
- побуждения общественного характера;
- получение определенных материальных благ для себя и семьи;
- удовлетворение потребностей в самоактуализации, самовыражении, самореализации;
- удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
К мотивам выбора профессии относят:
- общественный престиж профессии в обществе;
- возможность обеспечить материальное благополучие;
- склонность к определенному типу деятельности;
- соответствие профессии способностям человека и др.
К мотивам выбора места работы относят:
- оценку внешней ситуации
(положительные и
- оценку своих возможностей, включающую состояние здоровья, наличие способностей;
- оценку выбираемого места
работы с учетом возможности
карьерного и
Среди мотивов ухода (увольнения) с работы выделяют:
- объективные: слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, рождение и уход за ребенком;
- объективно- субъективные: условия труда, невозможность профессионального роста;
- субъективные: психологический климат в коллективе.7
Итак, огромное количество потребностей порождает большое разнообразие мотивов и внутренних побуждений человека и личности, четкая классификация которых поможет определить, какие именно механизмы мотивации нужно применить в той или иной ситуации.
Результатом успешной мотивации работника является получение им вознаграждения. Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным. «Вознаграждение определяется как нечто, что приглушает потребность и снижает побуждение. Таким образом, достижение вознаграждения приведет к восстановлению физиологического и психологического баланса и уменьшит или совсем устранит побуждение8», - пишет Д. А. Аширов. Существует несколько видов вознаграждения. (Рис. 3)
Рис. 3 Виды вознаграждения9
Мотивация — структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта.10
Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта — потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения). Внешние побуждающие факторы могут приводить к немедленному и мощному воздействию, но оно не всегда продолжается в течение длительного времени. Внутренние мотиваторы, которые связаны с качеством трудовой жизни, имеют тенденцию воздействовать более глубоко и длительно, поскольку они присущи самим людям, а не навязаны извне11. Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием). Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством пробуждения в нем мотивов. (Рис. 4)