Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – изучить мотивацию персонала в системе менеджмента
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации персонала как элемента системы менеджмента
2. Дать характеристику предприятия и существующей системы мотивации персонала
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала как элемента системы менеджмента стр. 4
1.1 Мотивация как специфическая функция менеджмента: сущность и основные положения стр. 4-9
1.2 Основные теории мотивации стр. 9-16
2. Характеристика предприятия и существующей системы мотивации персонала стр. 17
2.1 Характеристика предприятия стр. 17-21
2.2 Анализ действующей системы мотивации персонала стр. 22-24
3. Совершенствование системы мотивации труда на рассматриваемом предприятии стр. 25
3.1 Анализ существующей ситуации с применением метода опроса персонала стр. 25-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 31-32
СПИСОК ИСПУЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала как элемента системы менеджмента стр. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 31-32
СПИСОК ИСПУЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обуславливается тем, что от эффективности работы сотрудников определяется эффективность компании в целом, тогда как сотрудники не в достаточной степени мотивированные на эффективный труд не обеспечат компании конкурентного преимущества, что в конечном итоге может привести к краху всей организации.
Практическая значимость работы обуславливается возможностью применения руководством ООО “Компания Модный Путь” предложенных изменений системы мотивации на предприятии.
Объект работы – предприятие ООО “Компания Модный Путь”.
Предмет работы – система менеджмента.
Цель работы – изучить мотивацию персонала в системе менеджмента
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты мотивации персонала
как элемента системы
2. Дать характеристику
предприятия и существующей
Теоретической основой работы
послужили дидактическая и
В работе использованы следующие методы исследования – анализ дидактической и методической литературы связанной с темой работы, а так же анализ материалов интернет источников. Кроме того была проанализирована внутренняя документация предприятия ООО “Компания Модный Путь” и проведен социологический опрос.
В первую очередь рассмотрим значение понятие мотивации и основных терминов связанных с данным элементом системы менеджмента.
Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. 1
Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. 2
Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. 3
Известно, что стимулирование
человека непосредственно связано
с удовлетворением его
Потребность - осознанное отсутствие
чего-либо, вызывающее побуждение к
действию. Различают первичные и
вторичные потребности. Первичные
заложены генетически, а вторичные
вырабатываются в ходе познания и
опыта. Потребности можно
Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теории «кнута и пряника» и ей подобных. С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
На формирование потребностей влияют следующие факторы: пол; возраст; профессия; семейное положение; экономическая ситуация; политическая ситуация; уровень образования; воспитание; социальная принадлежность.
Применяемые в современной
хозяйственной практике системы
стимулов достаточно разнообразны и
зависят от множества условий
как объективного характера (экономическое
положение в стране, уровень безработицы,
цены, состояние социального
Между тем, жизнь не стоит на месте и «…тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает».4 Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Особое внимание заслуживает
подход к управлению персоналом, принятый
в стратегическом управлении, основанный
на ролевом подходе к
По мнению авторов, все
перечисленные теории можно применять
в российских условиях, только необходимо
анализировать особенности
Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется тем же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы, оказывающие демотивирующее воздействие.5
Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска.
Определяющими причинами
в ситуациях недобросовестного (криминального)
отношения персонала к
Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации
может быть разделена на организационно-
В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
2. Организационно-
3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизировать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.7
Отмеченный рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономические методы стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.8
Таким образом, мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
В теоретическом плане существует два основных подхода к мотивации персонала:
1. Содержательные теории мотивации.
2. Процессуальные теории мотивации.
Рассмотрим виды содержательных и процессуальных теорий.
В первую очередь рассмотрим содержательные теории, держащие историческое первенство.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Наиболее известные теории в этой группе: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга. 9
Рассмотрим теорию иерархии потребностей А. Маслоу
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
- физиологические потребности,
необходимые для выживания
- потребности в безопасности
и уверенности в будущем –
защита от физических и других
опасностей со стороны
- социальные потребности – необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
- потребности в уважении,
в признании окружающих и
- потребность самовыражения,
т.е. потребность в
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три – вторичные.
Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. 10
Информация о работе Мотивация как специфическая функция менеджмента: сущность и основные положения