Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:31, контрольная работа
Целью работы является ознакомление с термином мотивация в менеджменте, и способы управления персоналом, которое идет бок о бок с организационной культурой предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 4
1.1 Виды мотивации труда 7
1.2 Связь мотивации и рабочих результатов 10
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 12
2.1 Содержательные теории мотивации 12
2.2 Процессуальные теории мотивации
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 21
3.1 Элементы и атрибуты и уровни организационной культуры 21
3.2 Кто влияет на организационную культуру 24
3.3 Схожесть и различие организационной культуры 25
3.4 Модели организационной культуры 27
3.5 ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
• модель Сате,
• модель Питерса и Уотермана,
• модель Парсонса,
• система Квина и Рорбаха.
Модель В. Сате
По модели Сате, можно влиять на организационную эффективность, вмешиваясь в организационные процессы, в частности:
• в поведение работников (что нужно делать, а что не нужно);
• в обоснование «нужного для организации» поведения зрелых работников;
• в коммуникационные процессы организации (кто с кем общается и по какому поводу);
• в процессы найма, оценки и увольнения работников.
Модель Т. Питерса и Р. Уотермана
По этой модели, можно влиять на
организационную эффективность
формированием следующих
• через взращивание веры в успех дела и ценности организации;
• внушением и обоснованием того, что потребитель диктует организации условия работы, а не наоборот («клиент всегда прав»);
• поощрением автономии и предприимчивости членов организации;
• формированием взгляда
на работников и их компетентность как
на главный источник
• взращиванием веры в эффективность простых структур (групп) управления с немногочисленным штатом;
• обоснованием выгодности оптимального сочетания жесткости и гибкости в управлении.
Модель Т. Парсонса
По модели Парсонса, можно влиять на организационную эффективность, меняя следующие функции социальной системы:
• повышая адаптивность (быструю приспосабливаемость) к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
• повышая целеустремленность членов организации;
• повышая интеграцию и синергию подразделений (подразделения организации и еечлены должны ощущать общую цель организации и выгодность эффективной работы в ней);
• повышая легитимность — признание людьми ценностей организации.
Система конкурирующих ценностей Р. Квина и Дж. Рорбаха
В данной модели конкурирующие между собой ценности влияют на взгляды и поведение индивидов и, как следствие, на организационную эффективность:
• интеграция — дифференциация.
Интеграция обеспечивает порядок, стабильность, предсказуемость работы. Дифференциация
обеспечивает адаптируемость, гибкость,инновационность
• интерес членов и руководства к внутренней среде — интерес к внешней среде;
• средства (инструменты) — результаты (показатели работы).
Успех в любом деле предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. Часто возникают следующие ситуации:
игнорируется культура, сильно препятствующая эффективному выполнению выбранной организацией стратегии;
• система управления подстраивается под существующую организационную культуру;
• организационная культура изменяется в соответствии с выбранной стратегией организации;
• стратегия организации подстраивается под существующую организационную культуру.
Что же еще влияет на организационную культуру? Зная переменные влияния, мы можем подстраиваться под нее и управлять ею.
Интересны в связи с этим следующие модели глобального влияния.
• В модели Н. Миллера на формирование организационной культуры влияют: семья, образование, экономика и политика, религия страны, система социализации (принципы группирования людей), система здравоохранения (забота о здоровье), система отдыха (забота государства об отдыхе).
• В модели Г. Хофстида факторы влияния — это переменные национальной культуры: взгляды на степень неравенства людей — дистанция власти, которую население считает допустимой или нормальной; взгляды на степень предпочитаемого индивидуализма; взгляды на степень мужественности (женственности) в делах; стремление людей избегать неопределенности; взгляды на долгосрочность (тяга к сбережениям и накоплению) или краткосрочность ориентации («живем сегодняшним днем»).
• В модели Г. Лэйн и Дж. Дистефано влияние на организационную культуру оказывают шесть переменных: отношение человека к природе (подчинение природе, гармония с ней или господство над ней), ориентация во времени (жить прошлым, настоящим или будущим), убеждения насчет природы человека (человека изменить нельзя — он изначально хороший, нейтральный или плохой; человека изменить можно), ориентация на деятельность (от работы важно получать удовлетворение, в работе важен сам процесс работы, в работе важен результат), отношения между людьми (на основе иерархических связей, на основе групповых связей, на основе индивидуальных связей) и
ориентация в социальном пространстве (доминирование в человеке коллективизма, смесь умеренного индивидуализма и коллективизма, доминирование индивидуализма). Согласно этой модели, зная мировоззрение работника, можно подстраиваться под него, изменяя систему контроля за работой, стиль управления и организационный климат (противостояние, компромисс, сотрудничество).
• В модели У. Оучи — семь переменных, влияющих на организационную культуру: обязательства организации по отношению к своим членам (пожизненный найм, долговременная или кратковременная работа), оценка выполняемой работы (с быстрым или с медленным продвижением по службе), планирование карьеры (широкоспециализированная, умеренная, узкоспециализированная), система контроля (неформальный, основанный на участии всех сторон, формальный), принятие решений (групповое, индивидуальное), уровень ответственности (групповая, индивидуальная), интерес к человеку (широкий, узкий).
3.5 ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
В основе формирования экономической модели на любом уровне организации общества и в каждом структурном подразделении должен быть индивидуальный подход, который базируется на организационной культуре. Необходимость такого подхода обусловлена невозможностью существования как единственной социально-экономической модели для всех стран, так и типичных моделей для отдельных производственно-хозяйственных механизмов что отличаются спецификой своего функционирования.
Процесс внешней адаптации («выживание») связан с поиском организацией своего места на рынке и ее приспособлением к постоянно переменчивому внешнему окружению. Внешнее окружение в управлении организацией рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
– макросреда, которая создает общие условия существования организации и на которое она не может влиять (см. табл. 1.3.1).
– микросреда, с которой
организация постоянно
Правильное понимание миссии организации и ее главных задач помогает сотрудникам сформировать понимание своего взноса в выполнение этой миссии, а также выбрать способы ее превращения в жизнь. От старика и привычного необходимо отказываться. Новое всегда связано с риском. Но такие проблемы разрешаются легче, если в превращениях все работники становятся сотрудниками. Речь при этом идет не об индивидуальных проблемах, а о главной задаче, миссии фирмы.
Средства, с помощью которых сотрудники организации связаны с внешней средой, в значительной степени признают характер взаимоотношений внутри нее, выработаны правила, предположения и нормы. Варианты внешней адаптации не записываются в справочниках и, формально, посторонняя оценка событий не может повлиять на ее характер. Отмеченное напоминает стрелку компаса, в котором неизвестные силы, запрограммированы в каждом из нас, указывают, какое направление надо избрать и какие задания необходимо решать в первую очередь.
На пути достижения основной стратегической
цели работники организации
Не менее важным для членов организации является изучение способов доведения информации о своих возможностях и имеющихся услугах к представителям внешней среды, которая включает маркетинговые исследования, в частности поездки сотрудников к заказчикам или поставщикам. Необходимо, также, чтобы коллектив знал, о том, когда неудача может иметь место, а когда - нет. Да, могут быть установлены конкретные рубежи, на которых через неудачи, проект приостанавливается.
Методы и средства используются для достижения целей; достижение согласия об используемых методах; решение по организационной структуре, системах стимулирования и подчинения.
Контроль. Установление критериев оценки достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы данных.
Коррекция. Типы действий, необходимых относительно индивидов и групп, которые не выполнили задания
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержкой эффективных рабочих отношений между сотрудниками, характером выполнения совместной работы и сосуществования в организации. начинается этот процесс из самооценки индивида и определения его отношения ко всему коллективу организации.
Человек - достаточно гибкое социальное существо и когда она входит в новую социальную группу, на работе или поза ею, начинает присматриваться, каким образом ведут себя окружающие. Впоследствии она подстраивается к новым обстоятельствам в силу своих возможностей и типа характера. Если человек на новом месте не может достичь успехов, или не хочет подстраиваться под действующие требования, то ее отношения, контакт с другими людьми, коллегами будет слабым. Как «социальное» существо человек не сможет уютно чувствовать себя при новых обстоятельствах и как «гибкая» - начнет искать себе более интересное занятие. Члены группы в свою очередь, «попрощавшись» с этим человеком, отметят, что она была не такой, которой им представлялась. Сотрудники организации пойдут на нововведение лишь тогда, когда поверят в свои возможности провести необходимые изменения и то, что раньше было непонятным и опасным вчера, в будущем сможет стать реальной возможностью достижения успеха всего коллектива.
В зависимости от взаимодействия организации
с внешним средой ее размеров и
структуры французский
Культура «оранжереи» - характерная
для государственных
Собиратели «колосков» - это преимущественно небольшие предприятия, стратегия которых зависит от фортуны. Как правило, такие организации находятся в непростом окружении и не могут мотивировать в полной мере персонал.
Культура «огорода» - типичная модель для французских предприятий, с пирамидальной структурой управления. Такие предприятия пытаются сохранить доминирующие позиции на рынке. При этом используются имеющиеся модели ведения хозяйства с минимальными изменениями. Мотивация персонала - низкая.
Культура «сада» - кое-что видоизмененный под воздействием американских новаций вариант культуры «огорода», который имеет место на больших предприятиях.
Культура «больших плантаций», которые имеют три-четыре ровных управления. Характерной чертой таких организаций являются постоянные новации, в приспособлении к внешней среде, гибкость работы персонала.
Культура «лианы» - это возведен к минимуму управленческий персонал, широкое применение информационных технологий, ориентация по требованиям рынка, высокая ответственность на всех уровнях, что обеспечивает значительную степень мотивации персонала.
Модель «косяк рыбы» - это предприятия, каким присущи высокая маневренность и гибкость относительно изменений рыночной конъюнктуры.
Культура «странствующей орхидеи» - типичная модель для разного рода рекламных агентств и консультационных фирм, которые, исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому. Цель - предложить единственный своего рода товар. Степень мотивации - низкая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек - существо трудно предсказуемое,
имеющее сложную
Признание, благодарность, заработная плата, награды, уважение, доверие, удовлетворенность работой, делегирование ответственности, продвижение по службе и многое другое относят к мотивации. Сам процесс мотивации однозначно описать сложно, но есть несколько концепций описывающих факторы, влияющие на мотивацию, а также процессы. А именно теория иерархии потребностей Маслоу, теория Альдерфера, двух факторов Герцеберга, и теория приобретенных потребностей МакКлеллана, процессуальные теории ожидания, справедливости, партисипативного управления.
В основе мотивации лежат потребности. Такие потребности как сон, голод, жажда, поняли давно и относят к генетически заданным. Но есть также и духовные потребности, а именно творчество, желание быть понятым, уважаемым, любимым, лидировать и т.д, которые удовлетворить и вроде бы легко, а с другой стороны сложно, это является своего рода загадкой.
Сам процесс мотивации несколько раскрывается в процессуальных теориях, объясняющих, почему люди готовы сделать большее, затрачивая большие или меньшие усилия, как следует воздействовать на людей, что бы побуждать их к результативной работе.
Люди могут добиться всего чего пожелают, когда у них будет сильная мотивация, вера в успех, и желание, стремление добиваться большего, чем сейчас. Грамотный руководитель взращивает такого рода стремление, и должен найти нужные средства, для его поддержания. Как именно, дело менеджеров и руководителей.