Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить мотивацию персонала на предприятии и выявить пути ее совершенствования.
Задачи:
изучить теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации;
рассмотреть особенности мотивации персонала;
исследовать мотивацию персонала на ЗАО «Очаково»;
выявить взаимосвязь мотивации труда и эффективности деятельности организации;
определить пути совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала.
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретический вопрос мотивации персонала в менеджменте…………..5
1.1. Сущность мотивации……………………………………………………13
1.2.Теории мотивации………………………………….…………………….13
1.2.1. Содержательные теории мотивации………………………………….14
1.2.2. Процессуальные теории мотивации…..……………………………...19
2. Анализ деятельности предприятия ЗАО «Очаково»…………………27
2.1. Общая информация о предприятии …………..……………………….27
2.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия за период 2009-2011гг…………………………………………………………………..29
2.3 Анализ системы управления на предприятии…………………………..31
3. Предложения по совершенствованию мотивации персонала на предприятии ЗАО «Очаково»……………………………………………38
3.1.Мероприятия по усовершенствованию мотивации персонала на предприятии.………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..47
Таблица 2.5 Анализ кадрового состава
Показатель |
1 января 2009 |
1 января 2010 | ||
Чел. |
Доля, % |
Чел. |
Доля, % | |
1.Численность работающих, всего: |
450 |
100 |
455 |
100 |
в том числе: |
||||
-административно- |
130 |
22,2 |
115 |
22,2 |
-обслуживающий персонал |
320 |
77,8 |
340 |
77,8 |
2. Категории персонала по уровню персонала: |
||||
-с высшим образованием |
390 |
86,6 |
410 |
90 |
-со средне специальным |
60 |
13,4 |
45 |
10 |
- со средним образованием |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Категории персонала по возраст |
||||
-до 30 лет |
370 |
82,2 |
390 |
85,7 |
-от 30 до 40 лет |
38 |
8,4 |
40 |
8,7 |
-от 40 до 50 лет |
42 |
9,4 |
25 |
5,6 |
-свыше 50 лет |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
4. Принято работников: |
- |
5 |
6 |
1,9 |
5. Выбыло работников, всего: |
- |
- |
- |
2,19 |
6. Пол |
||||
- женский |
280 |
61,5 |
300 |
66 |
- мужской |
170 |
38,5 |
155 |
34 |
Также составляющими
системы мотивации в ЗАО «
-отпуска и праздники - продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы;
-качество и условия самой работы - сотрудникам дается возможность развить в себе новые навыки и получить новые знания;
-предоставление
оборудования – ноутбук,
-ответственность
– персонал может считать
-продвижение
и рост – создание уровней,
чтобы сотрудники имели
-признание
и поощрение – выбор "
Первичный анализ системы мотивации проводится высшим руководством фирмы и носит, по существу, количественный характер.
Оценка качества действующей системы мотивации решает задачу определения её действенности и, следовательно, имеет чётко выраженный индивидуальный характер. Для её решения необходимо объективно выяснить, насколько система в целом и каждый отдельный её элемент способы оказывать стимулирующее воздействие на конкретного работника.
В целом
техника анализа действующей
системы мотивации должна строиться
на определении степени
В ходе анализа отдельно выясняется мнение исполнителя и руководителя по поводу того, насколько:
-реальные затраты труда на выполнение работы соответствуют ожиданиям;
- реальные результаты труда соответствуют ожидаемым;
-вознаграждение соответствует затратам, а насколько – результатам труда.
Мнения руководителя и исполнителя сопоставляются, определяется степень их обоснованности и согласованности решения по устранению рассогласования.
Конкретная методика анализа может быть разработана только с учётом специфики фирмы (профиля её деятельности, организационной структуры, профессионального, социального, возрастного состава кадров и других факторов), что определяет её адекватность постановленной задаче.
3. Предложения по совершенствованию мотивации персонала на предприятии ЗАО «Очаково».
3.1.Мероприятия по усовершенствованию мотивации персонала на предприятии.
Проанализировав мотивационную деятельность в ЗАО "Очаково", можно сказать, что ее уровень средний, поэтому мотивация труда персонала всегда будет оставаться тем необходимым фактором, который даст возможность всей команде выполнять то, что нужно. Однако, следует помнить, что какие бы особенности ни учитывались при разработке конкретной системы мотивации работников, но в любом случае необходимо обеспечение соблюдения важнейших принципов, таких как:
4.Отсутствие значительных различий в части предоставления различных социальных льгот для отдельных категорий работников (при прочих равных условиях). Недопустимо предоставление дополнительных благ (сверх преимуществ) для одних работников за счёт других;
5.Использование дополнительных мер стимулирования (материальных, натуральных, социальных, моральных) для всех работников, результаты деятельности которых превышают средние по организации;
6.Мотивационная система не должна допускать того, чтобы интересы работников входили в противоречие с целями развития организации в целом;
7.Мотивационная система должна быть гибкой и открытой для внесения корректировок в случае, если окажется, что она недостаточно эффективна.
Успех, как известно, – это командный результат. В одиночку практически невозможно добиться положительного эффекта. Он достигается в результате объединения с людьми, их поддержки, советов руководства, готовности прийти на помощь. Опыт российских и зарубежных компаний, которые добились существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности, подтверждает, что основную роль в них играют не личности, а рабочие группы, высшей формой проявления которых являются команды. По данным социологических опросов топ-менеджеров самым важным профессиональным качеством лидера и менеджера является умение формировать команду.
Поэтому для улучшения командного духа на ЗАО «Очаково» необходимо уделить внимание такому понятию, как team-building.
Тимбилдинг (от англ. «team building») в буквальном смысле означает «построение команды». Идея командных методов работы, заимствованная из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.
На сегодняшний день тимбилдинг позволяет затронуть следующие аспекты работы с персоналом:
Тимбилдинг может проходить в разных форматах, таких как:
Руководитель, для которого организация тимбилдинг игр не только развлечение, но и еще один инструмент управления персоналом – мудрый руководитель. И это вовсе не развлекательное мероприятие, хотя и развлечения для своих подчиненных хороший руководитель не упустит – был бы толк. Ведь сотрудники в компании – это основной фактор, от эффективности работы и сплоченности которого зависит не только успех, но и судьба компании. Слаженная команда – это колоссальный ресурс эффективности, инструмент к успеху.
Самое большое достижение – это потребность в самосовершенствовании.
Итак, можно предложить развитие системы управления деловой карьерой, как элемент развития системы мотивации трудовой деятельности персонала в ЗАО «Очаково»:
Карьерное стимулирование позволяет
задействовать внутренний потенциал
сотрудников, объединяя в себе целый
комплекс мер стимулирования эффективного
труда и развития профессионального
потенциала сотрудников. Предложение
организацией возможностей развития карьеры
сотрудникам может
Создаваемая программа должна включать в себя следующие услуги:
Общей целью программ развития карьеры является сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися в организации.
Расширение использования
Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе очень важно для любой организации. Это необходимо для того, чтобы люди были довольны своей работой и ходили на нее с радостью. При этом в идеале в отношениях между коллегами должны отсутствовать отношения любви или дружбы, т.к. это может приводить к конфликтам.