Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение персонала, функции набора, отбора персонала, как главного ресурса современной организации.
Задачи, которые были поставлены для реализации поставленной цели следующие:
• Изучение персонала организации, как объект управления;
• Рассмотреть использование персонала
• Изучить функции набора и отбора персонала
• Изучить практику реализации функций набора и отбора персонала в конкретной организации
• Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию набора, отбора и адаптации персонала на предприятии АОЗТ «Тиротекс»

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Набор, отбор и адаптация персонала как факторы эффективной работы организации.
1.1Набор персонала и его источники………………………………………… 6
1.2 Отбор персонала: критерии и методы……………………………………. 8
1.2.1 Критерии отбора………………………………………………………… 11
1.2.2 Методы отбора………………………………………………………….. 13
1.3 Адаптация персонала в организации…………………………………… 23
1.3.1 Цели и необходимость адаптации……………………………………… 23
1.3.2 Виды адаптации…………………………………………………………. 25
1.3.3 Этапы процесса адаптации персонала…………………………………. 27
Глава 2 Практика набора, отбора и адаптации персонала организации на предприятии (на материалах АОЗТ «Тиротекс»).
2.1 История основания предприятия…………………………………………. 29
2.2 Организационная структура предприятия……………………………….. 32
2.3 Сфера деятельности и анализ рынков сбыта предприятия……………... 34
2.4 Основные показатели проищзводственно-хозяиственнои деятельности..37
2.5 Анализ кадрового состава предприятия…………………………………. 41
2.5.1 Количественный состав…………………………………………………. 41
2.5.2 Качественный состав……………………………………………………. 42
2.6 Практика набора и отбора персонала на АОЗТ «Тиротекс»…………… 44
2.7 Анализ процесса адаптации персонала………………………………….. 45
Глава 3. Пути совершенствования набора отбора и адаптации персонала на предприятии
3.1 Совершенствование методов набора персонала………………………… 49
3.2 Совершенствование критериев и методов отбора персонала………….. 50
3.3 Совершенствование процесса адаптации персонала…………………… 53
Заключение…………………………………………………………………… .55
Список литературы…………………………………………………………… 57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.-Тиротекс.-Набор-отбор-и-адаптация-персонала..doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Предприятием постоянно проводятся мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Внедрен метод калькулирования затрат по Директ-костингу, что дало возможность проводить анализ безубыточности и возможность более гибкого ценообразования с целью более оперативного принятия управленческих решений проводится ежедневный анализ выполнения планового баланса предприятия, отработан механизм формирования ежегодного бизнес-плана по АОЗТ «ТИРОТЕКС» в целом и по каждому объединению в отдельности.  Необходимо отметить слаженную работу всех структур, непрерывный процесс их экономического обучения, знание и использование новых методов управления.

Реорганизация производства повлекла за собой значительную консолидацию производственных площадей, устранение большинства устаревшего оборудования, снижение численности персонала (таким образом, что уровни продуктивности немедленно возросли) и значительное снижение постоянных затрат. Наряду с этими шагами были созданы пять самостоятельных объединения (действующих как прибыльные центры), с ориентацией каждого на своего основного потребителя и рынки сбыта. Центральным направлением является концентрация всех звеньев компании на увеличении выпуска готовой продукции на экспортные рынки, и расширение рынков готовых тканей и швейных изделий из них – на местные рынки (в Молдавии, Украине, России).

      1. Анализ структуры рынков сбыта предприятия

 

 

 

 

            Вся деятельность АОЗТ  "ТИРОТЕКС" направлена на выполнение общих  поставленных задач:

    • постоянно иметь объём продаж;
    • расширять ассортимент выпускаемой продукции;
    • переходить от продаж суровых тканей к продаже готовых тканей;
    • постоянный рост  объёмов производства швейных изделий;
    • постоянный анализ цен и ассортимента.

           В 1997 г.  отгрузка товара в ассортименте  составила 19 млн. 189 тыс. долларов.

Если отгрузку брать как 100%, то из них 70% было отгружено тканью. Только 30% - это швейные изделия. Причём удельный вес суровых тканей составлял – 50% от объёма тканей.

Основными рынками были Италия - 49%; Бельгия - 15%; Швейцария - 7%; Румыния -   8%; Россия  - 11%;  Греция - 5%; Германия - 1%.

Чтобы укрепиться на рынке, "ТИРОТЕКС" необходимо было максимально срочно уменьшить отгрузку суровых тканей, а увеличить отгрузку готовых тканей и швейных изделий.

В 1998 году АОЗТ "ТИРОТЕКС" удалось немного изменить это соотношение.

Всего было отгружено товара на сумму 37 млн. 050 тыс. долларов, из них  ткани  на 63% и швейные изделия  на 37%.

Основными рынками являлись Италия - 61%; Австрия - 19%; Румыния - 6%; Россия -   5%; Голландия -   5%;  Греция -   3%.

На протяжении 1999 года "ТИРОТЕКС" планировал увеличение объёмов производства, но в этот период произошла девальвация российского рубля. Россия имеет текстильное производство. И только в одном месяце Россия выбросила в пределах 30 млн. метров идентичных тканей на европейский рынок. В результате произошло резкое снижение цен. АОЗТ "ТИРОТЕКС" не могло продавать товар по тем же ценам, что продавала Россия, из-за разности курса при определении себестоимости 1 м. ткани.

Россия применяла в себестоимости все затрат по курсу 6,2.  Фактически получив валюту в расчёт провода её по курсу - 26÷28 рублей. И так, при продаже идентичного товара, при одной и той же цене в долларах АОЗТ "ТИРОТЕКС" имело прямой убыток более 30% в сравнении с российскими производителями.

На предприятии было проведено техническое совещание, отработаны возможности производства нового ассортимента, специалисты отработали новые образцы. И только благодаря нашим настойчивым действиям и нашему упорству мы внедрились в рынок и закрепились на нём. Но для этого потребовалось много времени. Только спустя пол года мы увидели результат.

Итак, в 1999 году отгрузка составила всего 29 млн. 421 тыс. долл.

Произошло падение объемов отгрузки, но при этом  АОЗТ "ТИРОТЕКС" внедрило новый ассортимент.

Основным рынком осталась Италия – 53%.  Дополнительно освоили новый рынок – США, Англия, Венгрия, Болгария.

Предприятию удалось на итальянском рынке войти в государственные структуры – это больницы, госпитали, гостиницы, прачечные. Ассортимент товара для дома, вырабатываемый ранее, особых требований не предъявлял. Новый ассортимент имеет особые более жёсткие требования. Кроме этого предприятие старается удержаться уже на завоеванном рынке.

Именно в этот период перед АОЗТ «Тиротекс» стала новая задача: развитие новых ширин, а именно - производство широких тканей.

Ранее предприятие было спроектировано на выпуск тканей бельевой группы. На Европейском рынке существует 4 основных размера постельного белья: односпальное; полутороспальное; двуспальное; королевские размеры. Последнее подразумевает большой размер. Ширина и длина около 3 метров. После приобретения широких ткацких станков и широкой печатной машины АОЗТ "ТИРОТЕКС" смог внедрить этот ассортимент.

В 2000 году отгрузка составила уже 38 млн. 585 тыс. долл.

Изменилось соотношение  ткани (57%) и швейных изделий  (43 %). В два раза уменьшилась отгрузку суровых тканей. АОЗТ "ТИРОТЕКС" закрепился на итальянском рынке (53% объема отгрузки).

Поставленную задачу "по уменьшению продаж суровых тканей (убыточного ассортимента), и обеспечению роста объёмов готовой продукции  АОЗТ "ТИРОТЕКС" выполнило.

На этот период предприятие становится известно в Европе, поступают предложения со скандинавских стран. Чтобы остаться и занять нишу на германском, австрийском и голландском рынках было принято решение: освоить выпуск тканей с эффектом сжатости. И АОЗТ "ТИРОТЕКС" удалось произвести это внедрение в производство, несмотря на значительные трудности. Данный ассортимент не выпускался ни на одном предприятии бывшего Советского Союза.

В этот период параллельно велась работа по разработкам жаккардовых тканей. Идей и предложений было много, но внедрить в производство и реализовать фактически удалось только около 50%. АОЗТ «ТИРОТЕКС» совместно с  Бендерской текстильно-ткацкой фабрикой и Бендерским шёлковым комбинатом осваивал новое направление, новый ассортимент. Это 100 процентная хлопковая жаккардовая ткань.

За 2001 год было отгружено товара на сумму 38 млн. 087 тыс. долларов. И снова АОЗТ "ТИРОТЕКС" шло по пути уменьшения продаж тканей (53%) и увеличению продаж швейных изделий (47%).

Предприятию удалось закрепить свои позиции на европейском рынке, а также снова войти в российский рынок. Россия имеет свой текстиль, но предприятию удалось достичь,  за счёт ассортимента, ширин разнообразия рисунков, быстрого его обновления.

В 2002 году было отгружено товара на 39 млн. 600 тыс. долл. Основными покупателями "ТИРОТЕКС" являлись Италия - 61%, Румыния  - 3%, Хорватия - 5%, Голландия - 2%, Россия - 11%, Украина - 2%, Германия - 6%, Швеция - 3%, Австрия - 3%.

В 2002 году АОЗТ "ТИРОТЕКС" внедрило диагоналевую группу тканей для спецодежды. Эта ткань должна быть хорошего качества и выдерживать все требования этой группы одежды. Работа по данному ассортименту  начата ещё в 2000 году и только в 2002 г. фирмы европейского рынка одобрили образцы.

АОЗТ "ТИРОТЕКС" начал внедрять трикотажный ассортимент. Этот ассортимент достаточно  новый для предприятия, и то, что выпускалось раньше на внутреннем рынке нельзя применить для продажи на экспорт. В течение двух лет проводится работа по отработке данного ассортимента и технологии разработано около 50-ти артикулов и только два артикула соответствуют требованиям рынка.

 

 

 

 

 

 

 

2.5.   Анализ кадрового  состава предприятия

 

2.5.1.   Количественная  характеристика

 

 

 

   Количественная  характеристика  персонала дает не просто количественную  оценку численности персонала, а  отражает полный объем информации  о персонале; общую численность  работников на предприятии, отдельно  данные о производственных и  не производственных  работников, работников администрации и т.д.

       Данная характеристика  является неотъемлемой частью  любого управленческого решения  касающегося персонала от стратегического  управления персоналом кадровой  политики до формирования временной рабочей бригады.

     Анализируя количественную  характеристику персонала АОЗТ  «ТИРОТЕКС», используя математические  количественные оценки, получим  данные, в которых представлена  общая численность работников. На сегодняшний день на АОЗТ «Тиротекс» трудится 6 тысяч 261 человек, в том числе 735 руководителей и специалистов, из них с высшим образованием - 479 чел, в возрасте от 25 до 45 лет

- 334 человека.   Старение кадров и уменьшение притока молодежи 
ведет  к  потере  квалификации  в  работе,   замедлению  передачи 
накопленного      (в      ряде      случаев      уникального),      научно- 
производственного, технологического опыта.

Персонал предприятия разделен на четыре категории: рабочие специалисты, служащие, руководители и в каждой из категории отдельной строкой определим пол работника. Таким образом,  можно проанализировать количество мужчин и женщин, занятых в  каждом из представленных категорий. Количественная характеристика, в данной таблице отражающая количество работников отдельно по категориям, полам и по уровню  количественного образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. (Приложение 2)

   Сведения о численности персонала в данной таблице, сформирована строго по заданным параметрам (категории, пол и т. д.), они могут быть использованы при планировании кадровых продвижений, повышения квалификации, расчета постоянных затрат, сопоставление сведений за прошедший и текущий периоды, отражают характер текущей кадровой политики, могут принести изменения в стратегию  управления персоналом и на АОЗТ «ТИРОТЕКС».

                   

                   2.5.2.    КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

 

Процессом управления персонала на АОЗТ »ТИРОТЕКС» занимается отдел кадров. К его основным задачам относятся: организация работы по обеспечению предприятия кадрами  рабочих специалистов и служащих, требуемых специальностей в соответствии с планами по труду и заработной плате.

      Весь рабочий персонал  на АОЗТ «ТИРОТЕКС» разделен  на четыре категории:

   1.Рабочие - самая многочисленная группа, включающая как рабочих женского, так и мужского пола. Количество рабочих с высшим образованием в этой группе не велика. С развитием различных технологий в швейной области АОЗТ «ТИРОТЕКС» приходиться обучать своих рабочих в специальных учебных заведениях для более усовершенствованной работы предприятия.

     2.Специалисты – достаточно  многочисленная характеристика. В  более высоких должностях имеют  высшее образование ,но имеются  специалисты со средним образованием. 

     3. Служащие – не многочисленная группа, в которой занят только женский пол, в основном со средним образованием.

     4 Руководители -  большая  категория работников мужского  и женского пола. Преимущественное  большинство руководителей имеют  высшее образование, но имеются и руководители со средним образованием, а также специалисты, которые еще обучаются в ВУЗах на заочном отделении.

За период с 1995 по 2004 год  не принято на работу ни одного выпускника с высшим или средним специальным текстильным образованием. По состоянию на 1.12.2004 года мы имеем дипломированных текстильщиков:

  • с высшим образованием - 65 человек;
  • со средним специальным образованием - 268 чел.

 

   Итак, в процентном соотношении  на АОЗТ «Тиротекс»:

  • Высшее образование имеют 7,7 %
  • не завершенное высшее 0,1%
  • среднее специальное 16,4%
  • неполное среднее 8,4%
  • начальное 0,2%

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Практика набора и  отбора персонала 

 

 

Процессом набора и отбора персонала на АОЗТ «Тиротекс» занимается отдел кадров. Подбор необходимого специалиста начинается после получения и рассмотрения в отделе кадров заявки структурного подразделения о потребности в рабочих кадрах (Приложение №3). Заявка содержит перечень необходимых требований, касающихся возраста, опыта работы.

Среди работников подразделений  проводится поиск специалистов, которые соответствуют требованиям заявки, и могут быть переведены на вакантную должность. Перевод на другую должность подписывается руководителем соответствующего подразделения на основе приказа по кадрам.

Подбор кандидатуры вне персонала предприятия проводится с помощью объявлений на радио ПМР, контактов с коллегами с других предприятий, заявок в центре занятости населения. Все заявки, объявления о найме содержат условия работы и перечень необходимых требований, касающихся опыта работы, возраста, образования.

Собеседование с претендентом на работу проводит начальник отдела кадров, проверяет требуемые документы для заключения срочного договора: трудовую книжку, паспорт, у военнообязанных – военный билет, документ об образовании у лиц, если для работы требуются специальные знания.  После чего кандидату выписывается приказ формы Т-1, и он направляется на собеседование к руководителю подразделения, направившего заявку на укомплектование вакантной должности. Если руководитель подразделения подписал приказ о приеме на работу, то кандидат возвращается в отдел кадров для разъяснения ему дальнейшего оформления приказа.

Информация о работе Мотивация труда