Мотивация труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия произошли крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый "человеческий фактор". Хорошо обученный, правильно организованный персонал определяет судьбу любой организации. Сегодня невозможно эффективно управлять организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь недостижима без мотивации. Это осознано и в США, и в Европе, и в Японии. Успех предприятия напрямую зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника. И вполне естественно, что разумные руководители заинтересованы в создании для своих работников таких условий, в которых они могли бы выкладываться целиком и полностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «мотивация труда»…………………………………………………...5
2. Потребности и их классификации…………………………………………...10
3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов……………………...14
3.1 Правила мотивации………………………………………………………….14
3.2 Виды мотивов к труду……………………………………………………….15
3.3 Типы мотивированных работников………………………………………...18
4. Интересы людей в системе мотивации………………………………………19
5. Мотивация на практике……………………………………………………….20
6. Стимулирование – основа мотивации……………………………………….23
6.1 Функции и требования к организации стимулирования………………….23
6.2 Принципы стимулирования…………………………………………………25
6.3 Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда….28
7. Состояние и тенденции изменения мотивации перснала…………………..30
7.1 Состояние мотивации персонала…………………………………………...30
7.2 Пути преодоления кризиса трудовой активности персонала……………..36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация труда персонала.docx

— 64.40 Кб (Скачать файл)

Практика менеджмента  в обновляющихся передовых фирмах Запада свидетельствует о том, что  хорошо продуманные цели также могут  быть хорошим средством мотивации. Секрет молодости таких компаний в постоянном обновлении мотивов  деятельности. При этом в качестве мотивов выдвигают повышение  качества продукции, создание более  человечного климата в организациях.

Руководители специально разрабатывают мотивы, предназначенные  для организаций. Во многих, успешно  работающих компаниях, они исходят  из того, чтобы эти мотивы дошли  до сердца каждого работающего. Как  показала практика, в число таких  мотивов входит: внедрение новой  технологии, снижение издержек. Однако такого рода мотивы действуют ограниченное время, т.е. до тех пор, пока в каждой из отмеченных областей деятельности существует проблема.

К самым действенным стимулам в обновляющихся компаниях относят  мотивы, связанные с повышением качества продукции и услуг и с работой  на потребителя, а также с повышением качества самих людей, работающих в  организациях, - «последний мотив заставляет поверить каждого в свою индивидуальную ценность. Эти цели действенны, поскольку  они в равной степени затрагивают  и людей, и организацию. Во всех остальных  вопросах организация стоит на первом месте, а люди на втором».

Среди форм материального  стимулирования кроме заработной платы  можно отметить бонусы, которые постепенно входят в практику многих компаний, заменяя ранее дискредитировавшую себя тринадцатую зарплату. Бонусу в отличие от тринадцатой зарплаты предшествует оценка, или аттестация, персонала. В отдельных организациях бонусы составляют до 20% дохода сотрудников  в год. Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают  такие формы, как участие в  прибылях и в акционерном капитале. Возрастающее значение нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей  на поиски возможностей их неуплаты.

Мотивация труда постепенно получает применение и на предприятиях России, перешедших на рыночные условия  работы. Однако на пути её внедрения  стоит немало преград, некоторые  из которых являются особенностью российской экономики. Вот что по этому поводу отмечает генеральный директор ОАО  «КамАЗ» Иван Костин: «Непонимание людьми законов рыночной экономики  – это самое серьёзное, с чем  пришлось бороться. У вроде бы опытных  людей не было понимания того, что  надо контролировать каждую копейку, каждый подшипник, каждую манжету, надо знать, за что отвечает каждый человек и  за что он получает зарплату… Кажется, всё это элементарно, но пришлось сменить 3 команды менеджеров… У нас было 860 управленцев, а после 2-х летнего реформирования осталось180. И… работать стало легче».

В нашей стране встречается  и такое явление, как стихийная  мотивация труда или, «самомотивация». Если менеджеры не уделяют мотивации  и организации труда достаточно внимания, то осмысленно относящиеся  к труду работники «прорабатывают»  этот вопрос самостоятельно и по-своему его решают. Нищенская зарплата во многих сферах труда в СССР породила это явление. Нелегальные доходы, связанные с ним, нередко принимали  характер постоянных и даже, бывало, принимались в расчёт при устройстве на работу. Казалось бы, времена другие, но уровень оплаты труда во многих сферах так и остался предельно  низким. А зарплата не везде выплачивается  в срок. Вот и бывает, что продолжают нести с предприятий уже акционеры-собственники, воруя, по сути, у самих себя.

На заводе «Ростсельмаш»  рабочий прессового цеха умудрился  перенести домой 2 токарных станка. 26-летний житель города Аксай проник на территорию комбината «Рабочий»  и похитил 30 кг мыльной крошки на сумму 78900 рублей. Но, как утверждает корреспондент газеты «Известия» Ю. Беспалов, «самое зловещее преступление обнаружила кладовщица ростовского  ЖЭУ-17: со склада неизвестный злоумышленник  унёс 33 отличных веника».

Исключительно к подобным примерам было бы неправильно сводить  ситуацию с мотивацией труда в  России. Её можно охарактеризовать скорее как неоднородную, поскольку  в разных сферах экономики и на разных предприятиях ситуация с мотивацией неодинакова, неоднородность в решении  данной проблемы имеет место и  в других странах, она во многом естественна. Но в России её контрасты более  значительны. Опыт применения мотивации  труда к рыночным, капиталистическим, условиям наши работники управления пока лишь несмело осваивают.

 

 

6. Стимулирование – основа мотивации

 

6.1 Функции и требования к организации стимулирования

Стимулирование труда  — это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере  труда, материальная оболочка мотивации  персонала. Вместе с тем оно несет  в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать  себя как личность и работника  одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.

Экономическая функция - стимулирование труда содействует повышению  эффективности производства, которое  выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция - стимулы  к труду формируют активную жизненную  позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно  обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры  общества через различный уровень  доходов, который зависит от воздействия  стимулов на различных людей. Кроме  того, формирование потребностей, а  в итоге и развитие личности также  предопределяются организацией и стимулированием  труда в обществе.

В свою очередь, стимулы могут  быть материальными и нематериальными.

Стимулирование труда  — довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.

Комплексность подразумевает  единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы  подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность  предполагает также наличие антистимулов.

Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы к кадровым и  молодым работникам.

Гибкость и оперативность  проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2 Принципы стимулирования

В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.

Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.

Ощутимость. Практика показывает, что существует порог действенности  стимула. В разных странах и коллективах  он не существенно различается. Для  одних работников ощутимым может  быть стимул и в один доллар, для  других мало и десяти. Это необходимо учитывать при определении нижнего  порога стимула.

Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции  в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко  завышенное вознаграждение отрицательно скажется на мотивации работника  в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который  устраивал бы работника. Ни в коем случае не допускается снижение уровня материального стимулирования, на каком  бы высоком уровне он ни находился. Практические исследования подтверждают утверждение психологов о том, что  между желаемым и реальным уровнем  материального вознаграждения существует линейная зависимость. Сразу же вслед  за повышением вознаграждения формируется  новый, более высокий уровень  притязаний и размер вознаграждения порой за тот же труд.

Минимизация разрыва между  результатом труда и его оплатой - переход большинства зарубежных фирм на еженедельную оплату труда  обоснован необходимостью соблюдения этого принципа. Как показали наши эксперименты, соблюдение этого принципа позволяет снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей  предпочитают принцип "лучше меньше, но сразу". Кроме того, учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом  труда — сильный мотиватор. Повышение  уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение. Временное же снижение этого уровня у большинства людей вызывает чувство "реванша" и положительно сказывается на трудовой активности.

Сочетание материальных и  моральных стимулов. По своей природе  материальные и моральные факторы  одинаково сильны. Все зависит  от места, времени и субъекта воздействия  этих факторов. Имеются в виду уровень  развития экономики, традиции того или  иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти  виды стимулов с учетом их целенаправленного  действия на каждого работника. Известно, например, что в молодом возрасте материальные стимулы более приоритетны  для работника. Но, это не означает полного отсутствия воздействия  моральных стимулов. Об этом свидетельствует  опыт нашей страны. Десятки тысяч  советских спортсменов достигали  выдающихся успехов, в основе которых  были моральные стимулы, так как  о серьезных материальных стимулах в то время не могло быть и речи.

Можно привести десятки таких  примеров и из области трудовых свершений. Как свидетельствуют наблюдения социологов, к пятидесяти годам жизни  значимость моральных и материальных стимулов при нормальном развитии экономики  для многих почти уравнивается. Недооценка или переоценка стимулирования и  видов стимулов одинаково вредна для эффективного менеджмента на предприятии.

Сочетание стимулов и антистимулов. Споры о значимости стимулов и  антистимулов в научной литературе и практической деятельности менеджеров не утихают. Опыт ведущих экономически развитых стран показывает постоянную трансформацию стимулов от преобладания антистимулов (страх, голод, штрафы) к  преимущественному использованию  стимулов. Все зависит от уровня развития общества, его истории, нравов и традиций. Необходимую корректировку надо делать и на историю компании, род ее деятельности, уровень квалификации, профессиональной подготовки и социальный состав работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3 Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда

Ниже приводятся отличительные  особенности построения системы  оплаты и стимулирования труда в  западных компаниях (по опыту представительств и филиалов западных компаний, действующих  в РФ).

1. Тщательная и детальная  разработка оснований для построения  системы оплаты труда: тарификация  окладов, ранжирование и классификация  должностей по сложности, ответственности  и объему работы.

2. Четкая фиксация в  документах функциональных обязанностей, целей и задач деятельности, продуманная  система количественных показателей  — критериев результатов деятельности.

3. Хорошо поставлена система  внутрифирменного обучения персонала  (например, языку, работе с компьютером,  путем стажировки за рубежом), что является дополнительным  мотивирующим фактором.

4. Достаточно жестко зафиксированы  ценности корпоративной культуры (в форме корпоративного кодекса,  включающего ясно сформулированные  миссию, стратегию, направления деятельности  фирмы, а также нормы и правила  поведения сотрудников, поощряемые  фирмой).

5. Значительное внимание  уделяется способам "подачи" социальных  мероприятий, так что даже незначительное  новшество выглядит в глазах  персонала крупным достижением  и проявлением заботы руководства  о рядовом сотруднике.

6. Акцент на развитую  систему социальных льгот. Иногда  при этом недооценивается роль  материального стимулирования, которое  более значимо для российских  работников, чем это предполагают  управляющие-иностранцы.

7. Льготы и выплаты  дифференцированы в зависимости  от категории профессиональной  группы; кроме наборов льгот, для  каждой категории работников  используется метод "меню" (из  набора льгот, разбитых на группы  по их стоимости и желательности, работник может выбрать по своему усмотрению только 1 из каждой категории льгот).

8. Практически все западные  компании считают проблемой штатной  политики особенность российского  законодательства о труде, ограничивающего  возможности работодателя увольнять  несправившихся сотрудников.

Общие особенности системы  оплаты труда в российских компаниях  определяются тем, что они действуют  в сходных условиях и испытывают влияние одних и тех же факторов, способствующих или препятствующих введению тех или иных принципов  оплаты труда.

Информация о работе Мотивация труда персонала