Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
В последние десятилетия произошли крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый "человеческий фактор". Хорошо обученный, правильно организованный персонал определяет судьбу любой организации. Сегодня невозможно эффективно управлять организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь недостижима без мотивации. Это осознано и в США, и в Европе, и в Японии. Успех предприятия напрямую зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника. И вполне естественно, что разумные руководители заинтересованы в создании для своих работников таких условий, в которых они могли бы выкладываться целиком и полностью.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «мотивация труда»…………………………………………………...5
2. Потребности и их классификации…………………………………………...10
3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов……………………...14
3.1 Правила мотивации………………………………………………………….14
3.2 Виды мотивов к труду……………………………………………………….15
3.3 Типы мотивированных работников………………………………………...18
4. Интересы людей в системе мотивации………………………………………19
5. Мотивация на практике……………………………………………………….20
6. Стимулирование – основа мотивации……………………………………….23
6.1 Функции и требования к организации стимулирования………………….23
6.2 Принципы стимулирования…………………………………………………25
6.3 Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда….28
7. Состояние и тенденции изменения мотивации перснала…………………..30
7.1 Состояние мотивации персонала…………………………………………...30
7.2 Пути преодоления кризиса трудовой активности персонала……………..36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………
Практика менеджмента
в обновляющихся передовых
Руководители специально разрабатывают мотивы, предназначенные для организаций. Во многих, успешно работающих компаниях, они исходят из того, чтобы эти мотивы дошли до сердца каждого работающего. Как показала практика, в число таких мотивов входит: внедрение новой технологии, снижение издержек. Однако такого рода мотивы действуют ограниченное время, т.е. до тех пор, пока в каждой из отмеченных областей деятельности существует проблема.
К самым действенным стимулам
в обновляющихся компаниях
Среди форм материального
стимулирования кроме заработной платы
можно отметить бонусы, которые постепенно
входят в практику многих компаний,
заменяя ранее
Мотивация труда постепенно получает применение и на предприятиях России, перешедших на рыночные условия работы. Однако на пути её внедрения стоит немало преград, некоторые из которых являются особенностью российской экономики. Вот что по этому поводу отмечает генеральный директор ОАО «КамАЗ» Иван Костин: «Непонимание людьми законов рыночной экономики – это самое серьёзное, с чем пришлось бороться. У вроде бы опытных людей не было понимания того, что надо контролировать каждую копейку, каждый подшипник, каждую манжету, надо знать, за что отвечает каждый человек и за что он получает зарплату… Кажется, всё это элементарно, но пришлось сменить 3 команды менеджеров… У нас было 860 управленцев, а после 2-х летнего реформирования осталось180. И… работать стало легче».
В нашей стране встречается
и такое явление, как стихийная
мотивация труда или, «самомотивация».
Если менеджеры не уделяют мотивации
и организации труда достаточно
внимания, то осмысленно относящиеся
к труду работники «
На заводе «Ростсельмаш» рабочий прессового цеха умудрился перенести домой 2 токарных станка. 26-летний житель города Аксай проник на территорию комбината «Рабочий» и похитил 30 кг мыльной крошки на сумму 78900 рублей. Но, как утверждает корреспондент газеты «Известия» Ю. Беспалов, «самое зловещее преступление обнаружила кладовщица ростовского ЖЭУ-17: со склада неизвестный злоумышленник унёс 33 отличных веника».
Исключительно к подобным примерам было бы неправильно сводить ситуацию с мотивацией труда в России. Её можно охарактеризовать скорее как неоднородную, поскольку в разных сферах экономики и на разных предприятиях ситуация с мотивацией неодинакова, неоднородность в решении данной проблемы имеет место и в других странах, она во многом естественна. Но в России её контрасты более значительны. Опыт применения мотивации труда к рыночным, капиталистическим, условиям наши работники управления пока лишь несмело осваивают.
6. Стимулирование – основа мотивации
6.1 Функции и требования к организации стимулирования
Стимулирование труда
— это, прежде всего, внешнее побуждение,
элемент трудовой ситуации, влияющий
на поведение человека в сфере
труда, материальная оболочка мотивации
персонала. Вместе с тем оно несет
в себе и нематериальную нагрузку,
позволяющую работнику
Экономическая функция - стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция - стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция
В свою очередь, стимулы могут
быть материальными и
Стимулирование труда — довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы к кадровым и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
6.2 Принципы стимулирования
В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает,
что существует порог действенности
стимула. В разных странах и коллективах
он не существенно различается. Для
одних работников ощутимым может
быть стимул и в один доллар, для
других мало и десяти. Это необходимо
учитывать при определении
Постепенность. Материальные
стимулы подвержены постоянной коррекции
в сторону повышения, что необходимо
учитывать на практике. Однажды резко
завышенное вознаграждение отрицательно
скажется на мотивации работника
в связи с формированием
Минимизация разрыва между
результатом труда и его
Сочетание материальных и
моральных стимулов. По своей природе
материальные и моральные факторы
одинаково сильны. Все зависит
от места, времени и субъекта воздействия
этих факторов. Имеются в виду уровень
развития экономики, традиции того или
иного государства, а также материальное
положение, возраст и пол работника.
Принимая во внимание данное обстоятельство,
необходимо разумно сочетать эти
виды стимулов с учетом их целенаправленного
действия на каждого работника. Известно,
например, что в молодом возрасте
материальные стимулы более приоритетны
для работника. Но, это не означает
полного отсутствия воздействия
моральных стимулов. Об этом свидетельствует
опыт нашей страны. Десятки тысяч
советских спортсменов
Можно привести десятки таких примеров и из области трудовых свершений. Как свидетельствуют наблюдения социологов, к пятидесяти годам жизни значимость моральных и материальных стимулов при нормальном развитии экономики для многих почти уравнивается. Недооценка или переоценка стимулирования и видов стимулов одинаково вредна для эффективного менеджмента на предприятии.
Сочетание стимулов и антистимулов.
Споры о значимости стимулов и
антистимулов в научной литературе
и практической деятельности менеджеров
не утихают. Опыт ведущих экономически
развитых стран показывает постоянную
трансформацию стимулов от преобладания
антистимулов (страх, голод, штрафы) к
преимущественному
6.3 Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда
Ниже приводятся отличительные особенности построения системы оплаты и стимулирования труда в западных компаниях (по опыту представительств и филиалов западных компаний, действующих в РФ).
1. Тщательная и детальная
разработка оснований для
2. Четкая фиксация в
документах функциональных
3. Хорошо поставлена система
внутрифирменного обучения
4. Достаточно жестко
5. Значительное внимание
уделяется способам "подачи" социальных
мероприятий, так что даже
6. Акцент на развитую
систему социальных льгот.
7. Льготы и выплаты
дифференцированы в
8. Практически все западные
компании считают проблемой
Общие особенности системы оплаты труда в российских компаниях определяются тем, что они действуют в сходных условиях и испытывают влияние одних и тех же факторов, способствующих или препятствующих введению тех или иных принципов оплаты труда.