Мотивация труда работников по материалам Гомельского Райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение социального развития организации и пути его совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
Изучить сущность и роль социального развития, основы социального развития коллектива организации, проблемы социально-экономических взаимоотношений в коллективах, проанализировать зарубежный опыт в управлении социальным развитием организации;
Проанализировать систему социального развития в Гомельском райпо;

Вложенные файлы: 1 файл

курс Даша.docx

— 170.89 Кб (Скачать файл)

Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в  той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.

Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа – организация, в которой он работает.

Категории работников, которые ориентированы  «на себя», имеют обыкновение  обращаться к анализу исключительно  собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая – сам работник.

Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация  работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.

 

1.3 Зарубежный опыт мотивации  персонала в организации

 

Системы мотивации персонала в западноевропейских странах имеют много общего с  американскими принципами управления, однако не тождественны им. Рассмотрим специфические особенности моделей мотивации компаний Западной Европы [19, c. 28].

«Шведская модель» управления и мотивация трудовой деятельности персонала всегда привлекала внимание отечественных и зарубежных специалистов. Наряду с признанием господства частной собственности и рыночного регулирования в производственной сфере, в основу «шведской модели» положены принципы высокой социальной защищенности населения, полной занятости и выравнивания доходов.

Вместе  с тем, нельзя не отметить и другую сторону эффекта долговременного воздействия «шведской модели» развития на мотивацию труда. В последние годы социал-демократы, стоявшие у истоков формирования «шведской модели» и обеспечивающие ее практическую реализацию, обеспокоены тем, что «шведский социализм» стал давать сбои именно в силу достигнутого высокого уровня социальных гарантий.

Как показали исследования последних лет, высокая  социальная защищенность человека в Швеции стала оказывать негативное влияние на трудовую активность населения и явилась одной из причин снижения трудовой мотивации людей, развития психологии социального иждивенчества, препятствующей эффективному использованию трудового потенциала и дестимулирующая предпринимательство. В сложившихся условиях социал-демократы столкнулись с необходимостью пересмотра ряда постулатов своей социально-экономической политики с учетом принципа: благосостояние каждого шведа должно быть заработано, а не просто оплачено из государственных фондов.

Достаточно  успешно решается проблема трудовой мотивации работников в Великобритании. Президент Британского института управления Б. Вольфсон считает, что «сегодня конкурентоспособность Организаций определяется не качеством производимой продукции, а качеством персонала. Победителем выходит тот, кто способен наилучшим образом привлечь, закрепить и мотивировать тех работников, у кого есть талант и напористость в работе».

Одной из основных особенностей мотивации персонала  в западноевропейским странах, в том числе, Великобритании, является более широкое, чем в США, распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. Это проявляется в еще более активном (по сравнению с американскими компаниями) участии персонала в собственности, прибылях и принятии решений, что обусловлено спецификой характера собственности. Так, в странах Западной Европы более широко развиты производственные кооперативы, которые можно рассматривать как самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении производством.

Примером  формирования партнерских отношений  в Великобритании является функционирование на предприятиях Консультационных комитетов  рабочих и Консультативных объединений  по разработке социальных планов.

В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь.

В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.

Специальными  законами регулируется вовлечение работников в управление в Германии, в соответствии с которыми там созданы производственные советы (Советы предприятий).

Право участия  производственного совета в управлении предприятием распространяется на следующие  вопросы:

– принятие и изменение устава предприятия, организации производства и профессионального взаимодействия работающих;

– вопросы рабочего времени (определение начала и конца рабочего дня, перерывов в работе и т.п.);

– временные сокращения или продление рабочего времени на предприятии;

– время, место и форма оплаты труда;

– определение общих принципов и графика отпусков, а также решение вопросов об отпусках для отдельных работников в случае возникновения разногласий между работниками и работодателем;

– разработка и принятие инструкций по предотвращению на производстве несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

– внедрение и применение технических средств контроля за поведением и производительностью работников;

– вопросы социального обеспечения;

– вопросы формирования политики в области заработной платы и применения новых форм оплаты труда;

– вопросы персонального отбора, назначений, перемещений и др.

В Германии на предприятиях с числом занятых  более 100 человек предусмотрено образование  так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов.

Если  количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут  создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур, которые  имеют производственные советы и  высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом Директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы.

Практика  управления немецкими предприятиями  показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.

Заслуживает внимания также система мотивации  персонала, применяемая в Нидерландах. Ключевым моментом, определяющим заинтересованность и активность работников, является высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций. Основные направления мотивации и защиты прав наемных работников закреплены законодательно в соответствующих актах и положениях (о минимальной заработной плате, отпускных днях, компенсации дорожно-транспортных расходов, социальном страховании, условиях труда и др.). Руководство Организаций, учреждений и организаций имеет право отклоняться от них только в сторону увеличения льгот и компенсаций. В компаниях Нидерландов положения, способствующие усилению трудовой мотивации, разрабатываются Советом председателей подразделений (где они имеются) и профсоюзами. Департамент по персоналу имеет право внести свои предложения по совершенствованию системы мотивации персонала. При доказательстве эффективности рекомендуемых им мер предложения принимаются и реализуются на практике.

Законодательством Нидерландов установлено также, что при необходимости консультации врача работнику дается два оплачиваемых часа, в течение которых он может осуществить визит к специалисту.

На отдельных  предприятиях при отсутствии невыходов  на работу по каким-либо причинам (в  частности, по болезни) в течение 3-х  месяцев работник получает дополнительно один оплаченный день отдыха. Эту систему взяло на вооружение правительство страны, и в настоящий период готовится проект по созданию соответствующего нормативного документа, вводящего это правило повсеместно с целью мотивирования работников.

Таким образом, мотивация – это  процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения личных целей и целей организации. Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию.

Мотивы  бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. внешние мотивы называются стимулами, которые могут быть материальными или нематериальными.

Поэтому первым требованием к организации  мотивации стало обеспечение единства двух мотивов – поощрения исполнителей за эффективную деятельность и обеспечение их ответственности за использование возможностей для достижения целей организации.

 

2. Анализ состояния мотивации  труда в Гoмельском РАЙПО

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика  организации

 

Гомельское районное потребительское  общество – добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество  является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

В своей  деятельности Общество руководствуется  законодательством Республики Беларусь, решениями органов управления и  органов контроля потребительской  кооперации и Уставом Общества.

В состав Общества входят филиалы (обособленные подразделения):

  • Гомельский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Ерёмино, ул. Советская, 83; УНП – 400158532;
  • Терюхский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу:, адрес: Гомельский район, д. Калинино, ул. Центральная, 3; УНП – 400158494;
  • Улуковский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Давыдовка, ул. Ленина, 99 «в»; УНП – 400158545;
  • Обособленное структурное подразделение Коопзаготпром Гомельского райпо созданное постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположенное по адресу: г. Гомель, ул. Шилова, 24; УНП – 400158481;
  • Обособленное структурное подразделение Комбинат общественного питания Гомельского райпо созданное постановлением правления райпо от 01.03.2004 г. №32, расположенное по адресу: г. Гомель, ул. Мозырская, 14 «а»; УНП – 401139121.

Основной  целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.

Общество осуществляет следующие виды экономической деятельности:

– выращивание  овощей, их семян и рассады;

– услуги в области животноводства, кроме  ветеринарных услуг;

– оптовая  торговля зерном, семенами и кормами  для сельскохозяйственных животных;

– оптовая  торговля шкурами и кожей;

– оптовая  торговля безалкогольными напитками;

– оптовая  торговля ломом и отходами черных и цветных металлов;

– оптовая  торговля неметаллическими отходами и  неметаллическим ломом;

– оптовая  торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;

пищевыми  продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями;

– розничная  торговля алкогольными напитками;

– розничная торговля табачными изделиями;

– розничная  торговля мебелью;

– предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;

Информация о работе Мотивация труда работников по материалам Гомельского Райпо