Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие мотивации персонала, определить методы мотивирования и их практическую значимость.
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
- изучить методы мотивирования персонала;
- разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........................…3
1. ПОНЯТИЕ МОТИВОВ И ПРЕМЕНЯЕМЫЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ
1.1 Понятие мотивации……………………………………………………...........5
1.2 Мотивы поведения людей на рабочем месте…………………................…9
2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
2.1 Содержательные мотивации……………………………...............................14
2.2 Процессуальные теории……………………………………………............17
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО ТКФ "Ясная поляна"
3.1 Общая характеристика деятельности ОАО ТКф " Ясная Поляна "............20
3.2 Анализ стимулирования персонала на ОАОТКФ " Ясная Поляна ".........20
3.3 Применение новых форм оплаты труда........................................................25
3.4. Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала …………………………………………………. .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….31
9. Потребность в поглощении поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации.
10. Мотивы любопытства, деятельности и желания манипулировать. Когда работникам не позволяют следовать мотивам любопытства, желания манипулировать и деятельности, у них исчезает мотивация к труду.
11. Мотив привязанности. Привязанность заслуживает особого внимания из-за того, что ее значение в современном мире постоянно возрастает. Судя по всему, есть большая доля правды в таких выражениях, как «любовь движет миром» и «любви все возрасты покорны».
Каждый руководитель хотел бы, чтобы его подчиненные стремились к хорошей работе с полной отдачей сил, чтобы они были вовлечены в дела организации, разделяли ее цели и проявляли высокую активность при решении проблем, мешающих стабильной работе организации. Для достижения этой цели руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.
Все способы удовлетворения потребностей и управления мотивацией персонала (а их огромное множество) можно разделить на три группы:
Организационно-
Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие в прибылях, оплату обучения (работника или его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников, оплату отдыха работника и т.п.
Социально-психологические
В состав данных методов входят:
• методы трудовой мотивации, т.е. разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы, значимость и ответственность работы, предоставление самостоятельности работнику, законченность выполняемых заданий;
• формирование коллективов, учитывая типы личности и характеры работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы;
• личный пример руководителя своим подчиненным.
• ориентирующие условия, то есть цели организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом;
• возможность повышения уровня образования работника, направление на различные тренинги, курсы повышения квалификации, обучение и возможность работать за границей очень положительно действуют на мотивацию персонала;
• участие работников в управлении;
• организация отдыха сотрудников и их семей (полная или частичная оплата путевок), а также программы помощи семьям сотрудников;
• удовлетворение культурных и духовных потребностей - это возможности социального общения сотрудников;
• установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива.
• установление моральных санкций и поощрений, то есть разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. Моральные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия на тех предприятиях, где это выработано традицией. То же происходит и с моральными поощрениями;
• социальная профилактика и социальная защита работников - это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд и другие виды не денежного стимулирования;
• духовно-нравственные методы, которые были присущи в большей степени советской модели стимулирования труда. Это ориентация на макроцели, озвучиваемые лозунгами;
• меры дисциплинарного воздействия. При этом очень важно учитывать следующие факторы: правильный выбор места (публично или в кабинете руководителя), своевременность дисциплинарного воздействия, соразмерность строгости наказания тяжести проступка, разъяснение причин, неличностный характер наказаний.
В целом, к эффективно действующей системе мотивации ведут пять основных шагов:
Шаг 1. Формулирование стратегических целей и задач организации.
Шаг 2. Определение функций каждого сотрудника и составление четких должностных инструкций.
Шаг 3. Оценка вклада каждого сотрудника в рамках стратегии. Результат - критерии оценки - что мотивируем.
Шаг 4. Мониторинг заработной платы специалистов на аналогичном рынке и выработка единой тарифной сетки.
Шаг 5. Разработка
индивидуальной системы оплаты труда
для различных категорий
Конечно,
подходы к построению системы
мотивации в различных
2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
2.1 Содержательные теории
Теория мотивации Маслоу
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. В основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека: еда, вода, отдых и т.д.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Если рассматривать организацию, то в данном случае речь идет о сохранении своего рабочего места, так как именно работа посредством денежного вознаграждения дает возможность удовлетворять физиологические потребности.
3. Социальные потребности: необходимость в социальном окружении, общении с людьми, поддержка.
4. Потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям.
5. Потребность в самовыражении, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность – потребность в самовыражении и росте человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда.
Согласно его утверждению, структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
При таком
утверждении успех
Мак-Клелланд выделил два типа стремлений к власти:
1) власть
– это цель. Это может быть
хорошо для организации, если
руководитель обладает
2) власть
– средство достижения целей.
Люди с таким отношением
Теория мотивации Ф. Герцберга.
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой:
процесс «неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности»; первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Эти факторы можно рассматривать как потребность человека в устранении трудностей и проблем; процесс «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности»; вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. К ней относят признание, ответственность, возможность продвижения по службе, возможность самостоятельного принятия решений, перспективу повышения квалификации и т.д.
Теория Альдерфера
В соответствии с данной теорией, основные потребности человека могут быть объединены в три группы:
потребности существования: включают физиологические потребности и потребности в безопасности и уверенности в будущем (см. теорию Маслоу); потребности связи: отражают социальную природу человека, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, начальников и подчиненных. потребности роста: эта группа связана с самосовершенствованием работника, сюда относят часть потребностей из группы потребностей в уважении, признании и потребности в самовыражении. Альдерфер же утверждал, что движение идет в обе стороны: вверх – если удовлетворена потребность низшего уровня; вниз – если не удовлетворена потребность более высокого уровня.
Процесс движения вверх по уровню потребностей Альдерфер назвал процессом удовлетворения, а вниз – процессом фрустрации, т.е. поражение в стремлении удовлетворить потребности.
2.2 Процессуальные теории
Теория ожиданий В.Врума
В основе теории – предположение, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативную линию поведения и выбирают действия, которые, по их мнению, приводят к нужным результатам.
В рамках теории ожиданий В.Врума выделяются три ключевых понятия:
1) ожидание (затраты труда – результат) –Ож :это предполагаемая связь между действиями и результатами, причем под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, под результатом – будущее событие, которое может и не находиться под контролем человека.
2) валентность (результат – вознаграждение) – В: характеризует силу предпочтения человека в отношении данного результата, т.е. ожидаемая ценность вознаграждения;
3) инструментальность (исполнение – результат) – Ин: предполагаемая связь между двумя предыдущими факторами, т.е. между достижением положительного результата и получением желаемого вознаграждения – вероятность ожидаемого вознаграждения.
Таким образом,
можно вывести формулу
работе (уровня мотивации) – Урм:
Урм = Ож Ч В Ч Ин.
Если
уровень мотивации больше 0,55, то
имеет место повышенная мотивация,
если же полученный результат ниже,
это сигнал менеджерам, что в организации
недостаточный уровень
Информация о работе Мотивы удовлетворения и их влияние на организационное поведение.