Научный менеджмент и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу используемую в работе.
- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 164.71 Кб (Скачать файл)

- умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах,  на рынках которых фирма стремится  усилить либо удержать свои  позиции. И все же важнейшим  требованием к менеджеру любого  уровня является умение управлять  людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве  своих прямых подчиненных, их  способностей и возможностей  выполнения конкретной поручаемой  им работы;

- знание условий, связывающих  предприятие и работников; защита  интересов тех и других на  справедливой основе;

- устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

1.2. Предпосылки возникновения менеджмента.

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как  наука в таком виде, в котором  мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить организованными  группами, у них появилась необходимость  управления. На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним  человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания  групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные  в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким  свидетельством не только культуры древних  египтян, но и их управленческого  искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого  планирования.

Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая  просуществовала сотни лет. Римские  легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили  генералы и офицеры, делением армии  на дивизии, которое обеспечивало успех  боевых действий. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились  дороги, устанавливались связи.

Еще в древности люди полагали, что причиной бедственного положения  общества является, как правило, отсутствие должного управления или нарушение  старшинства между людьми. Вопрос о природе и принципах справедливого  и эффективного управления составлял  предмет размышления многих мыслителей.

У Сократа дается понимание  управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что  главным в управлении является поставить  нужного человека на нужное место  и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

 Платон, например, рассматривал  управление как науку об общем  питании людей. Управление обществом,  полагал он, род искусства и  поэтому целесообразно, когда  власть принадлежит не законам,  как таковым, а политику, владеющему искусством управления на основах разума, способного к правильной интерпретации и применению этих законов.

При этом Платон различал два  вида управления:

1) основанный на силе (вид  тиранический)

2) мягкий (вид политический) [3, c.34].

Другой великий мыслитель - Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которого указывал на необходимость разработки "господской науки", обучающей  рабовладельцев навыкам обращения  с рабами, искусству управления ими.

В целом же эпоха рабовладения характеризовалась преобладанием  методов прямого принуждения  и страха наказания в качестве главного средства побуждения к труду.

История возникновения и  развития управления насчитывает 7 тысячелетий  и 5 управленческих революций. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере (5 тысячелетие  до н. э.). Это привело к образованию  особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных  с торговлей, деловой перепиской, коммерческими расчетами. Это была первая управленческая революция, получившая название религиозно-коммечерской [3, c.44].

Вторая управленческая революция  связывается с деятельностью  вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В это время был принят "Свод законов о государстве", вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность  за выполнение работ. Эта революция  получила название светско-административной.

Третья управленческая революция (605-562 гг. до н.э.) производственно-строительная - была направлена на соединение государственных  методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция (XVII-XVIII в.), получившая название индустриальной, характеризуется прогрессом европейской  цивилизации, зарождением рыночной экономики. Ее результат - отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров.

Пятая управленческая революция (XIX-XX вв.) бюрократическая. Для этого  периода характерно формирование крупных  иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных  обязанностей и ответственности менеджеров.

Собственно исторический путь эволюции менеджмента насчитывает  немногим более 100 лет. Уже в первой половине XIX в. экономисты стали осознавать ключевую роль фигуры управляющего в  организации производства и занялись поисками необходимых качеств для по строения нормативной модели менеджера как организатора производственного процесса. Менеджмент эпохи первых фабричных предприятий характеризовался жесткой дисциплиной и военнообразным строем организации. Как свидетельствуют историки, первые менеджеры широко использовали методы армейской дисциплины и устрашения строгими наказаниями. Оплата по конечным результатам в те годы распространялась еще медленно, поскольку менеджеры были убеждены, что чем больше времени человек отдает производству, тем выше должна быть у него заработная плата. Отправным пунктом развития теории менеджмента считается 1886 г., когда Таун, президент одноименной мануфактурной компании, представил доклад "Инженер как экономист". В нем он впервые поставил вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и профессиональной специализации.

Объективными предпосылками  менеджмента следует считать:

1. Индустриальный способ  организации производства. Крупная  промышленность уничтожает прежнюю  изолированность рабочих, формируя  отношения коллективности. Роль  руководителя возросла. Многие ученые  считали, что без руководства  любая организация есть не  что иное, как скопление людей  и механизмов.

2. Зрелый, сформировавшийся  рынок. Свойственные рыночным  отношениям риск и неопределенность  способствуют развитию в менеджерах  качеств самостоятельности и  ответственности за свои шаги. Кроме того, это стимулирует поиск  новых организационно-управленческих  и научно-технических новаций.

1.3. Развитие теории и практики научного менеджмента.

Организация и управление становятся для науки самостоятельным  предметом изучения в тот момент, когда уровень развития техники  и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Со всей очевидностью это  обнаружилось в эпоху перехода классического  капитализма в свою высшую, монополистическую  стадию, т. е. в период, когда складывались объективные предпосылки для  зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера - Ф.У. Тейлора [30, с.76].

Если представительной страной  классического капитализма, по замечанию  К. Маркса, являлась в XIX веке Англия, то наиболее ярким выразителем всех характерных черт постклассицизма в XX веке выступают США. Именно здесь происходит обострение основных противоречий, характерный для крупномасштабного производства [4, с.76].

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую  базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента  научными рекомендациями.

Первым этапом методологии  научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

  1. использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретны важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и обеспечение их обучения;
  2. необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейших концепции, которые внесли существенный вклад  в развитие современной теории и  практики управления. Это концепции:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиций  психологии и человеческих отношений; 

- управления с позиций  науки о поведении. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Существуют также три  научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях:

- подход к управлению  как к процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход.

 

  1. Содержание концепций научного менеджмента и научных подходов к управлению

2.1. Концепции научного менеджмента.

Развитие капиталистического производства, а именно крупных машинных предприятий, требовало научных  знаний об управлении, без этих знаний становилось трудно обеспечивать конкурентоспособность  предприятий, находить резервы снижения себестоимости продукции.

Классиком в области научного управления предприятием является американский инженер Фредерик Уинслоу Тэйлор (F.W. Taylor, 1856 - 1915). Окончив курс механической обработки, он работал поденщиком в механической мастерской в Филадельфии, затем инструментальным механиком, старшим мастером всей мастерской, инженером-механиком, главным управляющим компанией по производству бумажного волокна, консультантом по менеджменту на нескольких предприятиях. Тэйлор - талантливый изобретатель, автор более 100 патентов.

Тэйлор был озабочен созданием способов управления производительностью труда отдельного работника и всего производства в интересах предприятия в целом. Он считал неэффективной повременную и сдельную заработную плату постольку, поскольку они фиксируют среднюю выработку, стихийно складывающуюся на производстве, и размер этой выработки или объем работы оказывается предметом столкновений администрации и нанятых рабочих.

Тэйлор увидел в этом противостоянии администрации и рабочих выражение узкогрупповых интересов людей, которые на самом деле должны не противостоять друг другу, а сотрудничать, так как и рабочие и администрация окажутся в выигрыше, если будет снижена себестоимость продукции и предприятие в целом будет прибыльным и конкурентоспособным. Тэйлор обосновал свою сдельно-премиальную систему оплаты труда, при которой администрация определяет объем выработки - "урок", ее стоимость и размер премии при условии превышения урока.

В двух своих основных книгах - "Управление предприятием" - "Shop management" (1903) и "Принципы научного управления5' - "The Principles of Scientific Management" (1911) - Тэйлор сформулировал основные идеи научного управления предприятием, механизм их реализации.

Итак, в чем состоят  основные принципы научного управления по Тэйлору?

1. Научное изучение труда  в целях его нормирования должно  заменить практику стихийного  эмпирического установления норм 

2. Отбор "первоклассных  работников" и их инструктирование. "Первоклассный работник" - это  человек, наиболее подходящий  по своим физическим и личностным  данным к требованиям профессии,  это человек, который хочет  выполнять предлагаемую работу  и согласен следовать всем  инструкциям администрации.

3. Распределение обязанностей и ответственности в процессе производства между администрацией и рабочими таким образом, что администрация берет на себя заботу по научному изучению законов труда, его нормированию, его оптимальной наиболее эффективной организации, контролю показателей труда, обеспечению процесса производства сырьем, орудиями, оптимальными условиями, а рабочие - ответственны за точное, своевременное и качественное выполнение "урока", инструкций. Рабочие и администрация вместе (каждый в своей области), обеспечивают получение запланированной продукции.

4. Развитие духа сердечного  сотрудничества между администрацией  и рабочими взамен традиционного  противостояния, приводящего к забастовкам,  в конечном счете еще больше ухудшающим финансовое положение предприятия и рабочих.

Информация о работе Научный менеджмент и их значение на современном этапе