Научный менеджмент и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу используемую в работе.
- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 164.71 Кб (Скачать файл)

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления состоит  в том, что в реальной хозяйственной  жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней  среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении  производства и товаров между  предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости: от уровня издержек производства; стоимости рабочей силы; темпов экономического роста; политической стабильности страны.

Концепция глобальной стратегии  направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию  деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции:

1) теория множественности  целей, когда глобальная стратегия  направлена на реализацию многих  целей и отрицается максимизация  прибыли в качестве главной  цели;

2) признается, что оптимизация  деятельности осуществляется в  целях максимизации прибыли;

3) оптимизация деятельности  направлена на получение максимальной  прибыли в результате лучшего  приспособления организационной  структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

4) оптимизация деятельности  осуществляется путем совершенствования  основных функций управления, в  частности, планирования (долгосрочного).

Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах  планирования, организации, контроля, мотивации.

Концепция управления с позиций  науки о поведении - это современная  теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности  организации в результате повышения  эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества, трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. [37, с. 21].

Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента  направлены на совершенствование стратегии  отдельных предприятий с целью  получения намечаемых прибылей.

В основе менеджмента как  концепции рыночного управления лежит объективный процесс к  обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась  возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических  отношений, регулирующих связи между  рынком и производителем.

Менеджмент как концепция  рыночного управления направлен  на совершенствование организации  управления деятельностью отдельных  предприятий. В этой концепции больше, чем в других, отражается связь  отдельных предприятий с рыночными  отношениями, а точнее, с проблемой  регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость  в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а  не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы.

Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики менеджмента особый упор делают на необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, по активизации спроса на товары и получению высокой прибыли от его реализации.

Установление и регулирование  рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и изменить ее в свою пользу, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Таким образом, эта концепция  менеджмента не только дает теоретическое  обоснование необходимости регулирования  рынка в современных условиях, но служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов  организации хозяйственной деятельности фирм.

Реализация менеджмента  в практической деятельности фирм выступает  как система управления. Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и  направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям.

Менеджмент, как наука  управления, стремится найти и  разработать средства и методы, которые  бы способствовали наиболее эффективному достижению целей организации, повышению  производительности труда и рентабельности производства, исходя из сложившихся  условий во внутренней и внешней  среде. Это обусловило появление  и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных  на решение проблем управления в  крупных промышленных фирмах, международных  по сфере деятельности - транснациональных корпорациях.

2.2. Научные подходы к  управлению.

Подход к управлению как  к процессу определяет управление как  процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных  взаимосвязанных действий - функций  управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный  набор включает следующие функции: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. В центре — координация работ. (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Рассмотрим кроткое содержание функций менеджмента. Процесс начинается со стратегического маркетинга.

Стратегический маркетинг  — комплекс работ по формированию портфеля новшеств и инноваций, рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования  стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения и комплексного развития производства, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли. Нормативы конкурентоспособности  товаров материализуются в сфере  производства, а реализуются в  прибыли но стадии тактического маркетинга как комплекса работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара. Функции тактического маркетинга выполняются на стадии производства.

Планирование — функция  менеджмента, комплекс работ по: анализу  ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и  оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими или оперативными. Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий соответствующего направления.

Организация процессов —  функция менеджмента, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Процессы могут  быть основными, вспомогательными и  обслуживающими. Основными принципами рациональной организации процессов являются: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализация, универсализация и др.

Учет — функция менеджмента  по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента  на различных видах носителей.

Контроль — функция  менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Мотивация — функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и (или) личных целей.

Регулирование — функция  менеджмента по изучению изменений  факторов внешней среды, влияющих на качество управленческого решения  и эффективность инновационного менеджмента, принятие мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов в ней  до новых требований "выхода" (требований потребителей).

Координация — центральная  функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов  системы, оперативной диспетчеризации  выполнения планов и заданий. Это  одно из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация  может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между  любыми компонентами системы или  внешней среды.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует лучшего единого способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует донной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного  подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и  т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут  изменяться по следующим признакам:

а) содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

б) виду управленческого  решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения  реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО МЕНЕДЖЕМЕНТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1. Современные проблемы  управления.

 Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ  и направлений, интегрирует их  в процессе управления.

 Интеграция производства  и управления отражает усложняющиеся  взаимосвязи между внешней и  внутренней средой предприятия. 

 На макроэкономическом  уровне управление должно учитывать  глобальные процессы, связанные  со становлением мировой экономической  системы и обострением противоречий  с окружающей средой, с интересами  настоящего и будущего поколений. 

 Традиционные ценностные  критерии общества частного потребления  (личный успех и богатство,  прибыль и т.п.) приходят в противоречие  с требованиями сбалансированного  с окружающей средой развития  экономики и самого человека.

 Все более признанным  становится приоритет общественных  интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно пи средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

 Современный менеджмент  характеризуют следующие положения: 

- Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

Информация о работе Научный менеджмент и их значение на современном этапе