Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:30, реферат
Цель работы - рассмотреть национальные модели менеджмента и выработать рекомендации по развитию менеджмента в России. Представленная цель предполагает решение следующих задач:
- характеристика сущности, цели и задач менеджмента;
- анализ национальных моделей менеджмента;
- определение влияния национально-исторических факторов на развитие менеджмента
Введение………………………………………………………..………………….3
1. Анализ национальных моделей менеджмента ……………………………....5
1.1 Характеристика американской модели менеджмента………………..….5
1.2 Особенности японской модели менеджмента …………………….……..9
2. Особенности российской модели менеджмента и рекомендации по ее усовершенствованию ………………………………………………………....…15
2.1 Характеристика российской модели менеджмента……………………....15
2.2 Пути совершенствования российской модели менеджмента …..………………………………………………………………….………….…..20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……..………………………………………………………..25
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, существуют несколько характерных признаков японского управления.
1. Гарантия занятости и создание
обстановки доверительности. Такие
гарантии ведут к стабильности
трудовых ресурсов и уменьшают
текучесть кадров. Стабильность
служит стимулом для рабочих
и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует
отношения рядовых сотрудников
с руководством. Освободившись от
давящей угрозы увольнения и
имея реальную возможность для
продвижения по вертикали, рабочие
получают мотивацию для
Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины.
Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2. Гласность и ценности
Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
3. Управление, основанное на информации.
Сбору данных и их
систематическому использованию для повышения
экономической эффективности производства
и качественных характеристик продукции
придается особое значение. Во многих
фирмах, собирающих телевизоры, применяют
систему сбора информации, при которой
можно выявить, когда телевизор поступил
в продажу, кто отвечал за исправность
того или иного узла. Таким образом выявляются
не только виновные за неисправность,
но, главным образом, причины неисправности,
и принимаются меры для недопущения подобного
в будущем.
Руководители ежемесячно проверяют статьи
доходов, объем
производства, качество и валовую выручку,
чтобы посмотреть, достигают ли
цифры заданных показателей и чтобы увидеть
грядущие трудности на ранних
этапах их возникновения.
1. Управление, ориентированное на
качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских
2. Постоянное присутствие
3. Поддержание чистоты и порядка.
Одним из существенных
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.
Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.
В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что «это не моя работа», пропадает, вместо этого возникает готовность нести дополнительную ответственность.
В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.
Завершая вторую главу исследования, необходимо подвести следующие итоги.
Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего - ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.
Глава 2. Особенности российской модели менеджмента и рекомендации по ее усовершенствованию
2.1 Характеристика российской модели менеджмента
Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.
Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты, уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма неэффективной российской экономики, обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- спад промышленного и
- высокий уровень безработицы;
- высокий уровень
- высокий уровень инфляции;
- низкая платежеспособность
- несовершенная и нестабильная
законодательная и нормативная
база функционирования
- использование
- коррумпированность
- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;
- неразвитость рыночных
- высокий уровень
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.
Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые «новые коммерческие структуры» - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа.
Подход с позиций человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.
С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:
- менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которыми владеют «новые русские»;
- менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;
Информация о работе Национальные модели управления персоналом