Национальные особенности менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы – выявить национальные особенности менеджмента в России. Для этого поставлены следующие задачи:
определить сущностную характеристику менеджмента;
определить цели и задачи менеджмента;
выявить основные функции и принципы менеджмента;
рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей;
рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента 5
1.1. Сущностная характеристика менеджмента 5
1.2. Цели и задачи менеджмента 10
1.3. Основные функции и принципы менеджмента 12
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента 22
2.1. Особенности американской модели менеджмента 22
2.2. Японская модель менеджмента 27
2.3 Выявление особенностей российской модели менеджмента 31
Глава 3. Перспективы развития российского менеджмента 35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

        В последние годы во всем  мире возрастает интерес к  японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное  развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

        Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим, национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму  должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект. [2, с.226]

        Корпоративный дух, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам имеет особое значение, в связи с чем японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

        Планирование и организация работы в Японии основаны на гибкости производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.

             Мотивация в японских предприятиях основана на взаимоотношениях служащих и подчиненных. Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и имя – невозможно лишь изменить фирме. Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер – в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо.

        Определение размера оплаты труда зависит от следующих факторов: стаж работы, показатели работы группы и т.д.

        Японский менеджмент, основанный  на коллективизме, использовал  все морально-психологические рычаги  воздействия на личность. Прежде  всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.

        Основные черты японской системы  управления определяет ряд концепций,  отсутствующих в американской  модели. Важнейшими из них являются:

- система пожизненного (или долгосрочного)  найма;

- процесс коллективного принятия решений;

- концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

        Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.

        Японская модель менеджмента  ориентирована на «социального  человека», который имеет специфическую  систему стимулов и мотивов.  Формула «предприятие есть люди»  является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

        Сильнейшим средством мотивации  в Японии так же является «корпоративный дух» фирмы. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

        Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Контроль качества охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют кружки качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально - психологическими.

        Примечательны три основные черты  японских промышленных организаций:  во-первых, пожизненная занятость,  во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.

        Японский менеджмент принимает  профсоюз как законного посредника  между управлением и рабочими  в вопросах заработной платы.  Но поскольку профсоюзы в Японии  не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом.

        В целом, в Японии меньше  жалоб и претензий к менеджменту  по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует  себя притесненным, во-вторых, он  считает свою работу более  важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие к менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выявление  особенностей в российской модели менеджмента

        Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. В настоящее время, особое место при изучении особенностей российской модели менеджмента, принадлежит национальной культуре как специфической совокупности способов взаимодействия людей в данном обществе с окружающей их средой, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

        Между менеджментом и менталитетом  существует глубокая взаимосвязь.  Так, В.О. Ключевский приводит  следующий перечень черт национального  характера великоросса: расчетливость;  изворотливость в мелких затруднениях; привычка к терпеливой борьбе  с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; больше замечать следствия, чем ставить цели; надежда на аврал и авось; производить впечатление неискренности; приемлемость совместной работы на больших просторах.

        То есть в России участие  в управлении не является долговременной  традицией: власть обращается  к людям, когда чувствует свою  слабость. Брать на себя ответственность  люди не привыкли, поскольку это  не стало элементом организационной  культуры. [13, с.15]

        Так же необходимо учитывать то, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности. Россия всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Причем надо учитывать, что российский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающий себе дорогу в условиях формирующегося рынка.

        В связи с данными факторами,  ставится вопрос о том есть ли сегодня объективная необходимость использовать понятие «современный менеджмент» в России? Причина этому: Россия не знала эволюции идей менеджмента, поэтому все концепции менеджмента даже классические, являются для нашей страны новыми и современными. [15]

        Однако, уже сегодня российский  менеджмент современного периода имеет, порядка 20 лет, опыта управления в условиях рыночной экономики и большинству современных организаций присущи следующие черты:

- большое количество  руководителей, в том числе руководителей среднего звена;

- четко очерчены  управленческие группы, управленческая  работа четко воспринимается  и отделяется от неуправленческой;

- стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании;

- отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой;

- упор на  коллективную работу.

        Что касается функций менеджмента,  то как и во времена СССР,  сейчас основными остаются такие  как планирование и контроль. Планирование на крупных российских предприятиях (в основном ресурсодобывающих) направлено  на масштабные и все время расширяющиеся поставки. Большим спросом в России пользуется методология SWOT-анализа, которая предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

        Организация работ на таких  предприятиях является эффективной  за счет привлечения топ-менеджеров, имеющих опыт работы за рубежом. А так же ранее обучавшихся за границей и имеющих соответствующую стажировку.

        В настоящее время трудно стимулировать работника доской почета или записью благодарности в трудовую книжку, в связи с чем и изменились формы мотивации — это денежные премии, поездки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием и т.п. Сегодня многие российские организации включают такие программы как:

- фонд охраны  труда;

- оказание материальной  помощи;

- фонд социальной защиты малоимущих работников;

- выплаты дополнительных пенсий, пособий и др.

        Функция контроля, сохранившего  свои черты со времен административно-командного  управления, носит не рекомендательный  характер и не преследует все  стадии производства, а является средством принятия или непринятия готовых работ.

        Говоря о российском менеджменте,  нельзя не упомянуть основные  проблемы, стоящие на пути его  развития.

        Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества управленческих кадров. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков

        Вторая главная проблема российского менеджмента - коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях.

        Третья проблема - избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента - большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

        Таким образом, представлены перечисленные  ранее американская, японская и  российская модели менеджмента.  В следующей главе будет сделан  акцент на перспективы развития российской модели менеджмента, с учетом зарубежного опыта. 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития российского  менеджмента

        Ранее были рассмотрены три интересующих нас модели менеджмента. В данной главе будет сделан акцент на имеющую сегодня место стадию становления российского менеджмента, с учетом зарубежного опыта.

Информация о работе Национальные особенности менеджмента в России