Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей систематизации и восстановление пробелов по данной теме.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
Определить сущность, типы, последствия, задачи и проблемы в определении данных средств коммункации.
Рассмотреть вариации жестов, поз и тд у разных народов мира.
Выделить основные понятия, гипотезы и предположения и подтвердить их или опровергнуть .

Содержание

Введение. ……………………………………………………….....................................
5
1.
Понятие – невербальная коммуникация. …………………..……………………..
7
2.
Пространственные модели невербальной коммуникации. ……….
13
2.1.
Коммуникативная проксемика. …………………………………………………..
13
2.2.
Расположение политика и его окружение. ……………………………….
18
2.3.
Типы политиков. ………………………………………………………………………………….
21
3.
Статистические модели коммуникации. ……………………………………………
24
4.
Визуальный контакт. ……………………………………………………………………………
28
5.
Жесты и позы. ……………………………………………………………………………….
30
5.1.
План выражения кинесических и проксемических знаков. ………...
30
5.2.
Поза и ее детали. ……………………………………………………………………………
38
6.
Физиогномика. ……………………………………………………………………………….

39
7.
Создание визуального образа. ………………………………………………….....

42

Заключение. ………………………………………………….........

50

Источники и литература. ………

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 136.70 Кб (Скачать файл)

Кинеcическое поведение национально. Например, в отечественных книгах по этикету поведения даны рекомендации: "Воспитанный человек должен уметь слушать собеседника, а потому должен смотреть на него не "пустыми" глазами, а внимательно и "заинтересованно". Специалисты по сценической искусству учат своих учеников говорить при словесном общении не столько уху, сколько глазу; при общении важны глаза слушателя, которые показывают "время" разговора; собеседник говорит, глядя глаза в глаза, а слушатель слушает глазами то есть люди, которые прячут глаза при разговоре, меньше воздействуют на слушателя8 . В японских традициях этикета слушания нижестоящему нельзя смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как дерзость и непочтение. Существенные различия обнаруживают в себе национальные формы даже у такого казалось бы общепринятого жеста как приветствие, с которого начинается любая коммуникация. В знак приветствия могут использоваться:

    • Хлопанье в ладони - племя лаонго;
    • Хлопанье и одновременное постукивание себя локтями по ребрам - племя балонда;
    • Резкое разъединительное движение, чтобы получился щелчок сведенных вместе ладоней - нигерийцы;
    • Щелканье пальцами - дагомейцы;
    • Поглаживание своего лица ладонями своего собеседника - полинезийцы;
    • Обнюхивание щек друг друга, потирание друг о друга носами - малайцы, монголы, бирманцы;
    • Щелканье каблуками и поклон - немцы, австрийцы;
    • Поцелуй руки женщины - Центральная Европа, Латинская Америка;
    • Легкий наклон корпуса вперед, руки подняты на уровне груди, ладони сведены вместе, сложены в виде крыши, то есть кончики пальцев обеих рук сомкнуты - индийцы;
    • Наклон корпуса и пожимание своей одной рукой другой руки - выходящее из употребления китайское приветствие;
    • Соединение ладоней в шлепке, медленное их поднимание выше уровня головы и разъединение - племена банту;
    • Голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине, потом голова под левым плечом партнера. Еще три хлопка по спине - латиноамериканцы (среди мужчин);
    • Легкий удар по голове и плечам партнера - эскимосы;
    • Прикладывание ладони ко лбу (напоминает отдание чести у военных) - египтяне;
    • Передача друг другу какого-либо предмета (часть тыквы), который держат в правой руке, поддерживая при этом левой рукой правый локоть - некоторые африканские племена;
    • Объятие с потиранием кончиками пальцев друг другу спины – полинезийцы9.

Внутри европейского лингво-культурного ареала наблюдаются различия в манифестации призыва "иди сюда". У славян, немцев и французов это - взмахивание обращенной к себе ладони. У итальянцев, португальцев и латиноамериканцев - для этих целей взмахивают ладонью, обращенной партнеру, то есть жест соответствует русской кинеме "убирайся". Национальная специфика жестов имеет как квалитативную, так и квантитативную стороны. Имеются данные, что в течение одного часа разговора финн может использовать жестикуляцию один раз, итальянец - восемьдесят, француз - сто двадцать, мексиканец - сто восемьдесят раз (Параллели, № 13, 1985, стр.14).

Д. Эфрон, наблюдая за кинеcическим поведением итальянцев и еврейских иммигрантов, установил, что для выполнения аналогичных по семантике и имеющих внешнее сходство жестов, евреи обычно используют одну руку и голову, а итальянцы - обе руки. Соматика евреев отличалась коротким, а итальянцев - длинным радиусом выполнения. Внешне еврейские жесты выглядели угловатыми и резкими, а итальянские - округлыми и эллиптическими и более плавными10.

Одинаковые по форме манифестации жесты в разных лингвокультурных социумах могут выражать разные понятия, равно как и наоборот. Наблюдается явление своеобразной интеркинесической омонии разнокультурных жестов. Например, медленное ритмичное хлопывание в ладоши в английском общении означает неодобрение и нежелание больше видеть артиста на сцене или типично итальянский жест - сложенные две руки перед лицом (молящаяся Мадонна) - означает недовольство.

Вследствие того, что зоны распространения кинесических знаков нередко охватывают более обширные области, чем собственно речевые изоглоссы, обычно возникает наивное представление об универсальности мимики жестов 11.

В результате люди, изучавшие какой-то иностранный язык, даже не подозревают о том, что они не владеют кинесическим кодом носителей этого языка. Соответственно, вступая в межязыковое и межкультурное общение, они употребляют свои кинемы, которые вследствие национальной специфики их формы часто мешают пониманию. Слушатель начинает обращать внимание на то, как говорит его партнер вместо того, чтобы сосредоточиться на передаваемой информации.

Как показывают наблюдения за речевым поведением билингвов, люди, в равной степени владеющими двумя или более языками, одинаково владеют и соответствующими кинесическими кодами. В качестве примера можно привести выступление мэра Нью-Йорка г. Гуардиа, который в одинаковой степени владел американским английским, итальянским и идишем. Когда он выступал по телевидению, можно было, отключив звук, без труда сказать, на каком язык он выступает.

Наблюдения за коммуникативным поведением племени кутенай, показали, что те, переходя с родного языка на английский, меняли телодвижения. Из этого можно сделать вывод, что идиоэтнический характер формы и содержания жестов дополняется идиоэтничекими механизмами синхронизации вербального и кинесического в речи. По мнению Кендона, жесты являются в определенной степени внешними экспликаторами ритма конкретного языка12.

Поэтому сочетание вербальных средств одного лингво-культурного социума с кинесикой другого приводит к нарушению внутренней и внешней конгруэнтности слова и жеста в естественной человеческой речи.

Отечественными и зарубежными авторами разработан ряд невербальных техник, позволяющих осознать и расширить экспрессивный репертуар, управлять с его помощью переживаниями и отношениями к другому человеку13.

Методический подход ( В. Лабунской) к развитию невербального коммуникативного потенциала личности основан на целенаправленном воздействии на характеристики субъективного "поля" психических значений невербального поведения за счет:

    1. "информационного  воздействия, передачи суммы значений, знаний о невербальном поведении;
    2. объективации и отрефлексирования собственных семантических образований в отношении невербального поведения, расширения зоны осознаваемых коммуникативных смыслов невербального поведения, поскольку осознание как абсолютное условие познания и понимания служат предпосылкой психологических новообразований и в сфере самосознания, и в развитии познавательной деятельности субъекта.

В качестве методологических средств объективации и осознания смысловых структур, опосредующих понимание невербального поведения, можно привести следующие приемы:

Моделирование ситуаций невербальной коммуникации, где цели и способы их достижения прямо не заданы участниками и потому предполагается "отход" от шаблонных способов невербального поведения.

Создание условий для осознания и рефлексии человеком своего собственного невербального поведения, для операционализации лежащих в его основе смысловых образований.

Осознание и управление собственными невербальными проявлениями являются важными условиями профессиональной деятельности политика и соответственно должны учитываться в процессе планирования невербального компонента имиджа.

 

    1. Пространственные модели невербальной коммуникации

 

Коммуникативная моторика, как и весь процесс речевого общения, испытывает на себе самое непосредственное и активное влияние пространственных параметров, также представляющих собой аспект визуального компонента коммуникации.

 

    1. Коммуникативная проксемика

Проксемика занимается изучением пространственных условий человеческого поведения. При определении области проксемики, обычно ссылаются на исследования Холла о проксемике: "взаимосвязанные наблюдения и теории об использовании человеком пространства, опосредованного культурой"14.

Вначале проксемические исследования15, представляя в основном поверхностные исследования, были направлены на выявление сходств и различий в пространственном аспекте речевого общения у представителей лингвокультурных общностей с целью преодоления возникавших в этой связи недоразумений. Так было установлено, что в условиях арабского общения расстояние между коммуникантами значительно меньше, чем оно принято у американцев. Соблюдение европейцами принятой у них дистанции вызывало у арабов чувство фрустрации.

Имеются данные о том, что метрические характеристики дистанции общения допускают вариабельность в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, характер отношений и т. д. Так, расстояние между мужчинами в большей степени зависит от характера отношений, чем между женщинами. Дистанция общения между молодыми людьми или между пожилыми короче, нежели те, что устанавливают в ходе общения смешанные пары и люди средних лет. В общении незнакомых мужчины стоят ближе, чем женщины или мужчины и женщины 16.

На дистанцию общения оказывают влияние и такие факторы, как социальный престиж, интраверсия - экстраверсия, общий объем и содержание общения. Дистанция общения зависит и от внешних факторов: величина помещения, освещение и т. д.17.

Пространство разделяется на социоиетальное, которое удерживает людей вместе (кафе, аптеки) и социофугальное, которое разделяет людей (залы ожидания вокзалов и т.п.)18.

Подобно кинеcике, проксемика также проявляет национальную специфику. По наблюдениям Холла, американцы удерживают вокруг себя меньшее персональное пространство, чем немцы. Мексиканцы сокращают дистанцию общения на улице, североамериканские негры - в помещении. Англичане не изменяют интерперсональных дистанций, независимо от того, происходит общение в помещении или на улице19. Национальная специфика непосредственно связана с выбором тех или иных отвечаемых условиям и задачам конкретной коммуникации вербальных или кинесических средств. Игнорирование специфики строения и использования в коммуникативных целях пространства может вызвать явление "культурного шока".

При планировании и разработке психологически оптимального имиджа политика во время публичного выступления и непосредственного общения с избирателями важным фактором является выбор оптимального расстояния между общающимися, определяющий характер взаимодействия и взаимоотношения.

Американский антрополог Э.Холл был первым, кто занимался исследованиями в области личностных территорий и зон человека20. Он выделил четыре основных зоны.

    • Первая зона - интимная (у разных людей она варьируется от 15 до 50 см вокруг тела).
    • Вторая - личная (от 50 см до 1 - 2 м).
    • Третья зона - социальная (от 1 - 2 м до 3 - 6 м).
    • Общественная (далее 3 - 6 м).

Выразительный арсенал проксемической системы имеет по сравнению с кинесической системой ограниченное число единиц, являющихся коммуникативно релевантными. Как уже отмечалось, сюда входят интимная, личная, социальная и публичная дистанции общения. На наш взгляд представляется уместным заменить введенное Холлом понятие "социальная проксемическая зона на "общественно-деловую", вследствие того, что в действительности все проксемические зоны устанавливаются и поддерживаются в социальном взаимодействии коммуникантов. Поэтому следует считать имплицитно присутствующим в определении каждой из них. Подобно кинемам, проксемы создаются с помощью движений человеческого тела в пространстве, где коммуниканты занимают какое-либо место, сохраняя между собой интерперсональную дистанцию, а также между собой и окружающими предметами, задают своему телу направление движения, сохраняя за собой право на местонахождении в окружающем пространстве.

 

    Пребывая в той или иной сфере коммуникативной деятельности21 человек может в зависимости от условий его взаимоотношений с внешним миром, находится внутри естественных сооружений или артефактов; или снаружи их. Пребывание людей внутри или снаружи лекционных залов, кабинетов, квартир сопряжено с выполнением ими социальных функций, предписываемых социальной ролью. Такие места пребывания можно назвать функционально-ролевыми. В функционально-ролевое пространство входят формализованные места пребывания (в центре, с краю, впереди, сзади, вверху, внизу, на первом уровне, сбоку слева или справа, в углу, а также смена первого формализованного местоположения на другое, например, младшие по званию обязаны приветствовать старших по воинскому званию).

Каждое из функционально-ролевых мест пребывания имеет свои формальные наполнители. Особенно активно в такой роли используются в коммуникации формальные пространственные характеристики. Формальное пространственное положение коммуниканта способно служить ему средством выражений чувств, настроений, желаний (симпатий), антипатий. За каждой формальной проксемой закреплено определенное социально одобренное содержание. Содержательная сторона будет рассмотрена ниже.

В рамках социальной группы лицо, пытающееся выделиться в качестве неформального лидера, ставит себя в центр общего внимания. В центре внимания аудитории находятся выступающие с трибуны ораторы, пространственное местоположение которых (на определенном возвышении над аудиторией) позволяет им выделиться из сидящих в зале и привлечь к себе внимание слушателей. Сидящие в аудитории тоже могут в определенной степени обращать на себя внимание своим местоположением. Прежде всего это те, кто садится в центре, особенно в первых рядах. И, наоборот, те, кто хочет остаться незамеченным, "в тени", обычно садится сзади или сбоку. Часто это можно наблюдать на семинарских занятиях. Впереди или в центре располагаются те, кто хорошо подготовился к занятиям, а неподготовившееся студенты стремятся занять места как можно дальше от преподавателя, и по возможности не в середине. С краю садятся или стоят наблюдатели, болельщики, которые хотят наблюдать за событиями, но не быть их активными участниками. Следует признать, что, болельщики на футбольных или хоккейных матчах обычно являются активными наблюдателями, непосредственно выражающими свои эмоции вербальными и кинесическими средствами, чувствующими себя в гуще событий, несмотря на местоположение с краю. Среди различных вариаций положения "с краю" выделяется позиция "с краю в углу". Обычно ее занимает, когда хотят хоть на несколько минут отдалиться от окружающих и уйти в себя. Кроме того, данное положение - хорошая позиция для наблюдателя за окружением, позволяющая при необходимости быстро включиться в коммуникацию.

Информация о работе Невербальная коммуникация