Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей систематизации и восстановление пробелов по данной теме.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
Определить сущность, типы, последствия, задачи и проблемы в определении данных средств коммункации.
Рассмотреть вариации жестов, поз и тд у разных народов мира.
Выделить основные понятия, гипотезы и предположения и подтвердить их или опровергнуть .

Содержание

Введение. ……………………………………………………….....................................
5
1.
Понятие – невербальная коммуникация. …………………..……………………..
7
2.
Пространственные модели невербальной коммуникации. ……….
13
2.1.
Коммуникативная проксемика. …………………………………………………..
13
2.2.
Расположение политика и его окружение. ……………………………….
18
2.3.
Типы политиков. ………………………………………………………………………………….
21
3.
Статистические модели коммуникации. ……………………………………………
24
4.
Визуальный контакт. ……………………………………………………………………………
28
5.
Жесты и позы. ……………………………………………………………………………….
30
5.1.
План выражения кинесических и проксемических знаков. ………...
30
5.2.
Поза и ее детали. ……………………………………………………………………………
38
6.
Физиогномика. ……………………………………………………………………………….

39
7.
Создание визуального образа. ………………………………………………….....

42

Заключение. ………………………………………………….........

50

Источники и литература. ………

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 136.70 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, Х.Миккин приводит несколько функций визуального контакта:

установление и поддержание социального взаимодействия, которое могут характеризовать быстрые и короткие взгляды, позволяющие установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации;

информационный поиск (в этом случае говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в главных пунктах сообщения, а слушающий - на говорящего);

поддержание стабильного уровня психической близости (ситуация, при которой глаза просят подтверждения слушающего эмоциональному высказыванию говорящего);

стремление выставлять или скрывать свое "Я";

оповещение об освобождении канала связи25.

Выявление закономерности визуального контакта используется для формирования определенного стиля невербального поведения политика в толпе избирателей, создающего впечатление, что каждый из тех, с кем встречается лидер, одинаково важен для него.

Людей обычно выдают:

какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

блестящий взгляд - горячка, возбуждение;

усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к Вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

    • «отсутствующий взгляд» - сосредоточенное размышление;
    • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
    • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;
    • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности;
    • отвод и опускание взгляда - стыд, обман;
    • взгляд сбоку - недоверие;
    • взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие26 .

 Все системы невербального поведения являются неразрывными и взаимосвязанными. Считается, что равновесие между такесикой (физическим контактом), визуальным взаимодействием и дистанцией является неотъемлемой частью эффективного невербального поведения27.

Понятно, что слишком интенсивное развитие одной из этих систем может привести к подавлению других элементов невербального поведения. Например, интенсивный тактильный контакт сопровождается исчезновением контакта глаз. Чем больше дистанция общения, тем реже прямой визуальный контакт. С точки зрения достижения максимальной результативности учет этих факторов крайне важен для лидера. Однако вовсе не обязательно, что оптимальным вариантом является сбалансированное исполнение элементов невербального поведения коммуникации. В конечном счете, выбор зависит как от оценки ситуации и аудитории, так и от особенностей личности лидера, от его конкретного состояния.

    1. Жесты и позы.

 

    1. План выражения кинесических и проксемических знаков.

 

В плане выражения кинема представляет собой чувственно воспринимаемые телодвижения. В непосредственном общении кинема может манифестироваться телодвижением (жестовым или мимическим), группой телодвижений, позой, группой поз, а также словесным описанием перечисленных телодвижений или их значений.

Самодостаточные телодвижения выполняются в основном для достижения непосредственных практических целей: разбить орех, поставить коробку. У самодостаточных телодвижений существуют определенные возможности коммуникативного функционирования. Так, в процессе общения можно разбить орех или поставить на стол коробку. Не передавая этим действием никакой коммуникативной информации. Но нарочно сильное разбиение ореха или швыряние коробки на стол сознательно употребляется коммуникантом для выражения негодования. В зависимости от положения коммуникантов, кинемы могут выполняться дистантно или контактно. Обе группы кинем могут рассматриваться односторонне выполняющиеся одним из коммуникантов; или двусторонние (выполняются обоими коммуникантами).

Односторонние дистантные жесты - военные командные жесты, жесты, применяющиеся для управлении в бою мелкими подразделениями (флажковая система). Двусторонние жесты представляют собой синхронное выполнение одинаковых или похожих телодвижений (отдание чести военными с одновременным поворотом головы).

К контактным односторонним жестам относятся похлопывание партнера по коммуникации по плечу, удержании его за рукав, подталкивание. Двусторонние контактные кинемы - взаимны прикосновения коммуникантов, рукопожатия, объятия под руки, поддержка под руку и т. д. В зависимости от участвующих в выполнении жестов частей тела кинемы делятся на мимику (движения глаз и мышц лица) и жесты (все остальные телодвижения).

В живом общении мимика и жесты выполняются обычно параллельно, и деление коммуникативных соматизмов на мимику и жесты является искусственным их разделением с целью анализа. Жестовые движения выполняются без привлечения каких-либо предметов или с их привлечением. К примеру, грозить кому-то можно пальцем, кулаком или палкой. Указать на предмет, направление можно указкой, ладонью, пальцем. Некоторые жесты считаются полноценными и правильными, если для их выполнения привлекаются соответствующие предметы (реальные или символические). Жесты, привлекающие другие предметы, можно назвать комбинированными, выполняющиеся автономно - цельносоматическими. По количеству участников в выполнении жеста частей тела, кинемы можно разделить на простые и сложные. Простые можно разделить на: выполняющиеся одной частью тела - поднять руку, показать пальцем и т. д. Немецкие жесты - помахивание перед своим лицом раскрытой ладонью с целью показать, что кто-то умственно неполноценный. Показатели удачи: сжимание взятого вовнутрь кулака большого пальца в знак удачи. В выполнении составных жестов участвуют тоже части тела: потереть лоб, приставить палец ко лбу, воздушный поцелуй. Значительная часть составных кинем представлена позами. Поза "внимательного слушателя" - коммуникант сидит слегка наклонясь к партнеру, смотрит ему в лицо; поза превосходства - высоко поднятая голова, надменный взгляд, широко расставленные ноги, руки, сжатые в кулаки, упираются в бедра. По параллельности или последовательности выполнения жестов руками, ногами или другими органами кинемы можно разделить на парносоматичесике и непарносоматические. Первая группа: пожимать плечами, разводить руками, поднимать руки - я сдаюсь), встречать с распростертыми объятиями, схватиться за голову и т. д.).

Вторая группа: почесать затылок, голосовать на собрании, постучать по лбу, пионерский салют, бить кулаком себя в грудь и т. д. Некоторые жесты этой группы могут выполняться как парносоматически, так и непарносоматически (грозить можно одной рукой или двумя одновременно, показ фиги). Такие жесты можно выделить в группу потенциальных парносоматичесикх кинем.

Внешне одинаковые жесты могут отличаться количеством повторений. По этому признаку кинемы подразделяются на однократные и редуплицированные. Однократные не требуют повторного выполнения больше коммуникативных жестов. Однако имеется группа кинем, которые для выполнения коммуникативной функции нуждаются в редупликации. Это жесты: грозить пальцем (дву- или многократно), барабанить пальцами по столу, различного рода приветствия). В зависимости от органов, участвующих в выполнении кинем, последние могут быть условно разделены на ручные жесты, жесты головы и шеи; жесты корпуса, мимики, ножные жесты и смешанные жесты. Ручные жесты сводятся в три группы: малые - выполняются кистью, ладонью, пальцами или даже одним пальцем; средние - выполняются кистью и предплечьем; крупные - в их выполнении участвуют кисть, предплечье и плечо. Участие пальцев манифестировании жестов в значительной степени сопряжено с закрепленными за каждым пальцем руки стереотипами действий: большой палец обычно давит с силой, прижимает; указательный палец указывает (здесь, там), прикасается, отстраняет; средний - гладит пушистое, мягкое, щупает (место ушиба); безымянный - скребет (что-то прилипло), щупает мокрое пятно; мизинец пробует температуру воды, сортирует (отбросить лишнее)28

Малые ручные жесты - это различные движения (сгибание, разгибание, постукивание) пальцем или кистью. Формы выполнения сходных по смыслу ручных жестов могут не совпадать в различных лингвокультурных общностях. В качестве иллюстрации рассмотрим технику выполнения жестов угрозы в русском и немецком общении. Русский жест "погрозить кому-либо пальцем" выполняется в сагитальной плоскости (основная вертикальная плоскость, имеющая направление вперед - назад. При этом, в русском жесте ладонь обращена в сторону, в немецком - к себе. Одновременно наблюдаются не только психологические расхождения, но и метрические различия в выполнении этих жестов. В русском амплитуда колебания руки имеет больший диапазон, чем в немецком. К средним ручным жестам относятся: жест "махнуть рукой" (отмахнуться), помахать рукой в знак приветствия, поманить рукой, жест несогласия.

Участие головы и шеи в жестопорождении ограничены их возможностями совершать движения вверх - вниз в сагитальной и фронтальной плоскостях. Голова выполняет такие жесты, как стряхнуть головой, кивнуть, опустить, склонить голову, втянуть голову в плечи. Корпус, грудь, плечи, ноги обычно участвуют в выполнении жестов во взаимодействии с позами, которые на фоне проксемических параметров выражают тип устоявшихся между людьми отношений и их внутренние состояния. В европейском общении коммуникативно релевантны два типа фиксированных позиций корпуса: сидеть и стоять. В обоих типах положений выделим следующие позы:

  • наклонность корпуса к партнеру по коммуникации (заинтересованность);
  • прямой корпус (нейтральное отношение к собеседнику);
  • отстраненность от партнера по коммуникации назад или в сторону (превосходство; гордость, смущение).

В положении "стоя" линии плеч и коммуникация могут проходить параллельно ил образовывать угол, чем выражают желание или нежелание расширить круг коммуникантов.

Сидеть коммуниканты могут:

  • на краешке стула (означает желание коммуниканта поскорее закончить беседу);
  • на всем сиденье (готовность к серьезной беседе);
  • небрежно развалившись (демонстрация собственного превосходства или, по крайней мере, равного положения).

Указанные позы обычно манифестируются положением груди, плеч, ног. Например, плечи могут быть расправлены, опущены, сгорблены, подняты.

Уточняя и дополняя основную позу корпуса, ноги имеют следующие положения. Широко расставленные, находящиеся на ширине плеч, сведены вместе (коммуниканты стоят) или лежат друг на друге (нога на ногу), широко расставлены, сведены вместе, находятся на спинке стула или на столе, обхватывают с обеих сторон спинку стула, находятся в движении (коммуниканты сидят).

Мимика как совокупность движений глаз, бровей, рта, носа, лба, губ, языка обычно выполняются этими органами во взаимодействии с жестами и позами. Мимика располагает большим количеством движений. Только глаза могут иметь 81% выражений29! Прпорциональность незначащих взглядов в разговоре составляет от 30% до 60% общего времени разговора30. Из 23 позиций человека психологически значимыми считаются:

  • открытые,
  • закрытые,
  • прищуренные
  • приспущенные.

Брови имеют 40 позиций, из которых 20 значимые31.

По употреблению в речевом общении преимущественно коммуникации женского или мужского пола жесты можно разделить на женские, мужские и смешанные. Необходимость расчленение способов кинесической манифестации на эти три группы вызвана тем, что из общей массы соматических экспликативных возможностей выделяются формы жестов, которые употребляются только женщинами. Отмечено, что, снимая свитер, женщины сперва скрещивают руки, берутся за его нижний край, и поднимая руки, освобождают голову от свитера. Мужчины в таком случае берутся руками за воротник и стягивают свитер через голову. К женским жестам можно отнести русский жест "кокетливая женщина" - покачивание головой и корпусом вправо-влево, встречающиеся в русском и немецком общении жесты приподнимания подола, немецкий жест выражения низких умственных способностей - постукивание указательным пальцем по щеке, подразумевается постукивание по лбу, жест всплеснуть руками, выполняемый русскими женщинами на уровне груди, а немецкими - над головой. В целом женские способы жестикуляции выглядят более плавными, округлыми, а мужские - резкими, угловатыми. Хотя возможны и некоторые вариации.

Форма жестовой манифестации зависит от возраста коммуникантов. Конечно, формы жестов не распределены по годам жизни. Однако, наблюдаются "свои" жесты в общении детей, молодежи и взрослых. Например, в Германии мужчины в знак приветствия поднимают шляпу, что практически не встречается у молодежи, где в последнее время употребляются похлопывание по плечу наряду с группой соматических и комбинированных жестов. Существует отдельная группа соматично-звуковых жестов, представляющих собой телодвижения, сопровождающиеся постоянным набором звуков. В русском общении - это округление губ, сопровождающиеся коротким свистом как выражение удивления, покачивание головой с одновременным прищелкиванием языка как выражение сочувствия или порицания. Таким образом, план выражения кинесической системы располагает широкой палитрой манифестационных возможностей как органов человеческого тела, так и комбинацией соматизмов с предметами и звуками. Форма кинесического знака зависит от пол, возраста, социальной и национальной принадлежности коммуниканта, его индивидуальных особенностей. С помощью подобных жестов коммуниканты могут демонстрировать свою принадлежность к определенной социальной группе и противопоставление членов этой группы как социального целого прочим элементам социальной структуры общества.

Информация о работе Невербальная коммуникация