Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 04:44, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования состоит в разработке путей систематизации и восстановление пробелов по данной теме. Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи: Определить сущность, типы, последствия, задачи и проблемы в определении данных средств коммункации. Рассмотреть вариации жестов, поз и тд у разных народов мира. Выделить основные понятия, гипотезы и предположения и подтвердить их или опровергнуть .
Содержание
Введение. ………………………………………………………..................................... 5 1. Понятие – невербальная коммуникация. …………………..…………………….. 7 2. Пространственные модели невербальной коммуникации. ………. 13 2.1. Коммуникативная проксемика. ………………………………………………….. 13 2.2. Расположение политика и его окружение. ………………………………. 18 2.3. Типы политиков. …………………………………………………………………………………. 21 3. Статистические модели коммуникации. …………………………………………… 24 4. Визуальный контакт. …………………………………………………………………………… 28 5. Жесты и позы. ………………………………………………………………………………. 30 5.1. План выражения кинесических и проксемических знаков. ………... 30 5.2. Поза и ее детали. …………………………………………………………………………… 38 6. Физиогномика. ……………………………………………………………………………….
39 7. Создание визуального образа. ………………………………………………….....
Моторный аспект коммуникации
представляет собой совокупность выразительных
телодвижений, изучаемых кинесикой (разделом
паралингвистики). Сам термин кинесика
недостаточно емок для обозначения науки
о человеческой соматике в целом, куда,
наряду с динамическими компонентами
(мимика, жесты) входят и статические (позы).
В контексте проблемы создания
имиджа политического лидера необходимо
обратиться еще к одной классификации
жестов - по направленности: жесты, обращенные
к аудитории, и жесты, обращенные на себя.
Жесты, направленные на аудиторию,
имеют по природе сильную окраску агрессивности
и исполняются в минорном ключе (жест указующего
перста является одним из наиболее раздражающих,
используемых человеком в речи. (Пиз А.
Язык жестов. М., 1992). Манера пользоваться
этим жестом, лишенным мягкости, держащим
зрителя на расстоянии, характерная для
одного из претендентов на пост президента
Франции на выборах 1981 года, значительно
усложнила его путь к успеху. Декларируя
чувство собственного превосходства,
этот жест производил неприятное впечатление
и придавал кандидату облик человека,
несколько обеспокоенного "догматизмом,
преследующего зло". Жесты политика,
направленные на себя, напротив, привлекают
зрителя, приглашая к общению, делают кандидата
открытым для контакта.
Среди жестов, имеющих отношение
к содержанию речи, можно выделить жесты-символы,
употребление которых вызывает стереотипное
восприятие. К таковым относятся сжатый
кулак, символ революционной борьбы. Характерно,
что с изменением системы политических
ценностей в последние десятилетия, кандидаты
стараются избегать пользоваться этим
жестом на публике.
В настоящее время отсутствует
какая-либо всеобщая классификация кинесических
средств, используемых в речевом общении.
Предлагается несколько типов классификаций
по семантическому признаку, способу манифестации
знаковой фигуры, категориальном значении
коммуникативной функции.
Одна из первых классификаций
принадлежит Е. Д. Поливанову, предлагающему
подразделить кинесические элементы на
семиотические, экспрессивные и описательные 32.
Л. Л. Якубинский подразделяет кинесические
средства на мимику, телодвижения и жесты
(мимические, пантомиические и жестикуляционные,
Якубинский Л. Л33.
Н. И. Смирнова предлагает выделить
коммуникативные, модальные (выражающие
оценку предметов, явлений, процессов)
и эмоциональные (выражающие чувства и
состояния) телодвижения 34.
З. З. Чанышева делит жесты на
символические (иероглифические), включающие
ритуальные и условные; изобразительные
(описательные), состоящие из предметных,
указательных и квантитавных жестов; ритможесты
и экспрессивные (выразительные), объединяющие
модальные и эмоциональны 35.
Хекаен различает жесты, употребляемые
без каких-либо реальных объектов (жесты,
заменяющие язык, жесты, сопровождающие
язык, символические жесты, экспрессивные
жесты, описательные жесты); жесты, имеющие
место при непосредственном контакте
с объектом, жесты графической репрезентации 36.
Экман и Фризен выделяют в кинесических
явлениях эмблемы (невербальные действия,
временные языковые эквиваленты и обладающие
правами отдельных слов), иллюстраторы
(движения, следующие параллельно с речью
и иллюстрирующие ее невербально, дублируя
звуковую речь, усиливая ее или противореча
ей; регуляторы (жесты, регулирующие звуковой
речевой поток и являющиеся своеобразным
маркерами продолжительности поочередного
пребывания коммуниканта в роли адресата
или адресанта информации; выразители
аффекта (показатели внешнего проявления
радости. Ярости, раздражительности, ошеломления,
печали и др.); адапторы (движения, адресованные
самому отправителю37.
Попытку объединить в рамках
первой классификации жестов разные параметры
предпринимает Н. В. Глаголев38.
Он подразделяет жесты по типу значений
(однозначные и многозначные), по динамике
выполнения (позиционные и подвижные),
по типу знака (иероглифические - символические
и пиктографически-изобразительные). При
этом иероглифические жесты конкретизируются
как ритуальные и условные, а пиктографические
как репрезентативные (несловесное изображение
целого или его частей) и комментаторы.
По общей семантике жесты делятся на указательные,
имитативные и квантитативные (изображающие
ритмические действия).
Приведенные выше классификации
выполнены без учета проксемического
фактора, вследствие чего не могут использоваться
в нашей работе.
Наиболее заметны верхние жесты
человека, то есть жесты в области его
головы и туловища. Они классифицируются
на следующие:
Жесты,
гарантированно привлекающие внимание
окружающих.
Жесты,
иллюстрирующие негативизм человека по
отношению к определенным действиям, словам
окружающих или какой-либо конкретной
ситуации.
Жесты,
акцентирующие слова, действия или взгляды
человека на какую-либо конкретную ситуацию.
Агрессивные
и агрессивно - предупреждающие жесты.
Жесты,
иллюстрирующие оценку ситуации и принятие
какого-либо решения.
Жесты,
указывающие на неуверенность.
Жесты,
демонстрирующие защиту и закрытость
человека.
Жесты,
поддающиеся оценке лишь в комплексе с
остальной информацией - словами, остальными
компонентами языка тела, знанием конкретной
ситуации, личности человека и т. п.
Аттрактивные жесты, важны именно
в построении межличностной коммуникации
между политиком и электоратом, а также
в публичном выступлении. Так, например,
жест "православная щепоть - большой
палец, указательный и средний соединены
подушечками. Щепоть при беседе демонстрируется
оратором слушателям. Этот жест подчеркивает
важность происходящего. Или растопыренные
пальцы подушечками ударяют друг о друга.
Жест довольно часто встречается, применяется
ораторами директивного типа, руководителями
и т. п. Жест подчеркивает важность сказанного,
обычно приходится на конец фразы, служит
дополнительным ударением. Этот жест -
в репертуаре у Г. Зюганова, встречается
у В. Путина, а также встречался у Б. Ельцина,
в бытность его президентом. Отношение
к информации выражает жест - "маятник".
Большой палец отогнут перпендикулярно
к указательному, указательный палец выпрямлен,
остальные прижаты к ладони. Кисть, повернутая
ладонью к собеседнику, совершает движение
по дуге в амплитуде 180 градусов. Э тот
своеобразный маятник иллюстрирует речь
оратора, демонстрируя положительное,
нейтральное и отрицательное отношение
к обсуждаемой теме. В зависимости от быстроты
прохождения амплитуды, усиливается акцент
говорящего на "плохом", "нейтральном"
или "хорошем". Характерен для опытных
ораторов. Это наиболее популярные жесты
у политических лидеров, относящиеся к
первой группе.
Негативные жесты. Среди используемых
жестов в этой группе: указательный палец
вертикально вверх по щеке, большой поддерживает
подбородок. Негативная оценка происходящего.
Или, например, прочищение уха, почесывание
его, перегиб ушной раковины, полное закрытие
уха ладонью. При этом ладонь опирается
на эту ладонь. Жест подчеркивает негативное
отношение слушателя к воспринимаемой
информации. Эти жесты политик должен
избегать, дабы не создавать образ человека,
не интересующегося ни собеседником, ни
темой беседы.
Жесты - усилители общения. Эти
жесты политик должен использовать в каждом
своем публичном выступлении. Так, подушечки
пальцев касаются друг друга, образуя
пирамиду. Независимо от направленности
вниз или вверх для оратора - это стремление
лучше донести информацию до слушателя.
А у слушателя такая позиция - стремление
показать свою заинтересованность. Более
эффективный жест - ладони обеих рук от
ладонных бугров до подушечек пальцев
плотно прижаты друг к другу. Жест предвещает
передачу важной информации собеседникам.
Применяется для усиления доверительности,
открытости, достоверности информации,
и, в общем, коммуникативной обстановки.
Агрессивные жесты. Эта группа
жестов не в коем случае не должна доминировать
в невербальной системе имиджа. Это может
нанести серьезный вред политику, прежде
всего, за счет разрушения его предыдущего
имиджа, сформированного с помощью "позитивных"
жестов. Следует избегать такого жеста,
как: указательный палец, средний и безымянный
пальцы поглаживают-почесывают суставы
кулака второй руки. Иллюстрация готовности
к агрессии. Или выпрямленный указательный
палец. В зависимости от наклона применяется
в двух значениях: или перст "указующий"
(обвиняющий), или перст "считающий"
(отчитывающий). Оба варианта не способствуют
открытому общению.
Жесты-иллюстраторы оценки
ситуации. Политик, чтобы показать свою
заинтересованность темой, может большой
палец прижать к указательному; кончик
указательного к височной впадине; средний,
безымянный и мизинец прижаты к ладони
и лежат на щеке. Жест формирует образ
человека вдумчивого, заинтересованного
в предмете общения.
Жесты, иллюстрирующие неуверенность.
Такие жесты, как: указательный палец подушечкой
маятникообразно движется от края до края
верхней губы, или ощупывание предметов
собственной одежды подушечками пальцев
- говорят о неуверенности человека и должны
быть удалены из невербального словаря
политика.
Жесты-иллюстраторы закрытости
человека. Большой палец вытянут вдоль
щеки, остальные, сжатые в кулак, прикрывают
рот - иллюстрирует растерянность, страх
перед новой информацией, а если подушечка
большого пальца прижата к углу рта, подушечки
остальных четырех расположены по лицу
от угла нижней челюсти до скулы, нижняя
губа и подбородок закрыты ладонью, то
это свидетельствует о том, что собеседник
настроен критически, закрыт для общения.
Такой жест типичен для В. Путина, иногда
используется С. Кириенко, А. Чубайсом.
Жесты, социально опосредованные
или ситуативно значимые. Из этих жестов
наиболее применяемые в политической
практике следующие: ладонь прикрывает
область сердца, позиция может усиливаться
второй рукой, которая крест-накрест, прикрывает
первую. Позиция иллюстрирует полную откровенность,
раскаяние. Основной невербальный лейтмотив
президентской кампании 1996 года.
Агрессивный жест: кисти плотно
сцеплены, как будто охватывают рукоять
топора; руки находятся на уровне солнечного
сплетения. Иллюстрация агрессии, подготовка
к активным, деструктивным действиям.
Другой жест агрессии: большие пальцы
за обшлагами пиджака, остальные сжаты,
плотно обхватывая обшлага снаружи и изнутри.
Пиджак при этом обычно расстегнут. Этот
жест применяли В. Ленин, а из современных
политиков В. Жириновский, лидеры националистического
и радикального направлений в политике.
Иллюстрирует закрытость, скрытую агрессию.
Или плотно сцепленные кисти. То же значение.
Также, если ладонь правой руки лежит на
животе в области пупка, левая кисть плотно
накрывает ее; обе кисти параллельны земле,
то это означает одно - не подходи ко мне:
я для тебя закрыт.
Для иллюстрации уверенности
в себе политик может расположить пальцы
поверх обшлаг, то есть пальцы (кроме больших)
свободно свисают.
Если же указательный палец
при разговоре потирает нос, то это означает,
что человек лжет. Этот жест может маскироваться
быстрыми касаниями или легким постукиванием
по носу.
Это лишь небольшая выжимка
наиболее используемых жестов в политической
практике.
При определении мыслей и эмоций
индивида следует отмечать лишь непроизвольную
жестикуляцию:
демонстрация
открытых ладоней - показатель откровенности;
сжатие
кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность
(чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее
сама эмоция);
прикрывание
рта рукой (или бокалом в руке) в момент
речи - удивление, неуверенность в произносимом,
ложь, доверительное сообщение, профессиональная
подстраховка от чтения по губам;
прикосновения
к носу или легкие почесывания его - неуверенность
в сообщаемом (как собой, так и партнером),
ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
потирание
пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение
подозрительности и лжи со стороны партнера;
потирание
и почесывание различных фрагментов головы
(лба, щек, затылка, уха) - озабоченность,
смущение, неуверенность;
поглаживание
подбородка - момент принятия решения;
суетливость
рук (теребление чего-либо, скручивание
и раскручивание авторучки, касание частей
одежд) - настороженность, нервозность,
смущение;
пощипывание
ладони - готовность к агрессии;
всевозможные
движения руки поперек тела (поправить
часы, прикоснуться к запонке, поиграть
пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность;
собирание
«ворсинок» с одежды - жест неодобрения;
протирание
стекол очков либо помещение дужки их
оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба
подождать;
снятие
очков и бросание их на стол - чрезмерно
острый разговор, трудная и неприятная
тема;
гашение
или откладывание сигареты - период максимального
напряжения;
слишком
частое сбивание пепла с сигареты - период
максимального напряжения;
наклон
головы набок - пробуждение интереса;
быстрый
наклон или поворот головы в сторону -
желание высказаться;
постоянное
отбрасывание якобы «мешающих» волос
со лба - беспокойство;
явное
стремление опереться на что-либо или
прислониться к чему-либо - ощущение сложности
и неприятности момента, неразумение того,
как выкрутиться из создавшегося положения
(всякая опора повышает уверенность в
себе).
Поза и ее детали.
Возможные привязки положений
тела к психическому состоянию человека
таковы:
руки
заложены за спину, голова высоко поднята,
подбородок выставлен - чувство уверенности
в себе и превосходства над другими;
корпус
подан вперед, руки (подбоченясь на бедрах
- уверенность в своих силах и готовность
к активным действиям, агрессивность,
взвинченность при разговоре, стремление
отстаивать свою позицию до конца;
стояние,
опираясь руками о стол или стул - ощущение
неполноты контакта с партнером;
руки
с расставленными локтями заведены за
голову - сознание превосходства над другими;
закладывание
больших пальцев рук за пояс или в прорези
карманов - знак агрессивности и демонстрируемой
уверенности в себе;
высовывание
больших пальцев рук из карманов - знак
превосходства;
нескрещенные
конечности и расстегнутый пиджак - установка
доверия;
наклон
головы в сторону - пробуждение интереса;
наклон
головы вниз - отрицательное отношение;
легкий
отклон головы назад - знак агрессивности;
сидение
на кончике стула - готовность вскочить
в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать
в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся
возбуждение, либо привлечь к себе внимание
и подключится к разговору;
закидывание
ноги на ногу со скрещиванием рук на груди
- знак «отключения» от разговора;
забрасывание
ноги на подлокотник кресла (сидя на нем)
- пренебрежение к окружающим, потеря интереса
к разговору;
скрещенные
лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного
отношения, страх или взволнованность,
попытка самоконтроля, негативное защитное
состояние;
положение
(сидя или стоя) с ногами ориентированными
на выход - явное желание прекратить разговор
и уйти;