Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей систематизации и восстановление пробелов по данной теме.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
Определить сущность, типы, последствия, задачи и проблемы в определении данных средств коммункации.
Рассмотреть вариации жестов, поз и тд у разных народов мира.
Выделить основные понятия, гипотезы и предположения и подтвердить их или опровергнуть .

Содержание

Введение. ……………………………………………………….....................................
5
1.
Понятие – невербальная коммуникация. …………………..……………………..
7
2.
Пространственные модели невербальной коммуникации. ……….
13
2.1.
Коммуникативная проксемика. …………………………………………………..
13
2.2.
Расположение политика и его окружение. ……………………………….
18
2.3.
Типы политиков. ………………………………………………………………………………….
21
3.
Статистические модели коммуникации. ……………………………………………
24
4.
Визуальный контакт. ……………………………………………………………………………
28
5.
Жесты и позы. ……………………………………………………………………………….
30
5.1.
План выражения кинесических и проксемических знаков. ………...
30
5.2.
Поза и ее детали. ……………………………………………………………………………
38
6.
Физиогномика. ……………………………………………………………………………….

39
7.
Создание визуального образа. ………………………………………………….....

42

Заключение. ………………………………………………….........

50

Источники и литература. ………

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 136.70 Кб (Скачать файл)

 

    1. Физиогномика.

Наряду с жестами и позой важная роль среди элементов невербального поведения отводится физиогномике и мимике лица. Физиогномика - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища и конечностей. Однако отношение к ней далеко не однозначное. Так, Т. Мар Тимоти рассматривает физиогномику как "псевдоучение о свойствах характера, якобы раскрываемых чертами лица" 39.

Несмотря на то, что западная наука с большим сомнением относится к физиогномике, связь между чертами лица, характером и судьбой человека вряд ли является новой для западной мысли. Примечательно, что, еще Аристотель около 340 г. до н. э. писал по этому поводу, что люди имеющие большие лбы, медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, они легко подвержены безумию. Обладатели закругленных или выпуклых лбов вспыльчивы40. Далее он утверждает, что прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жесткость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда возможно, главной чертой характера является ревность.

Ч. Дарвин также задавался вопросом: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?" Отвечая на него, он писал, что стойкая экспрессия лица зависит от того, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными41.

Несмотря на устойчивый западный скепсис в отношении физиогномики как науки, никто не станет отрицать всемирные достижения антропологии, воссоздающие по костям и черепу облик человека, с точностью определяя его расу, этнические данные. Можно ли в этом случае сомневаться в возможностях физиогномики, когда перед исследователем живое лицо.

Наверное, каждый человек на планете сотни раз в своей жизни оказывался в роли профессионала - физиогномиста, когда, рассуждая о каком-либо из малознакомых и знакомых людей, произносил: "это честный человек", "это добрый человек", "это злой человек". Во всех подобных ситуациях люди определяли по чертам лица суть того, о ком делали выводы. Если ученые до сих пор спорят о степени научности физиогномики, то очевидно, что имиджмейкеры как специалисты - практики никогда не сомневались и не сомневаются в ее решающем значении среди обширного спектра компонентов невербального поведения.

Мимика как один из элементов невербального поведения является не менее важным, чем физиогномика, средством социальной перцепции. Мимика - одно из более или менее воспринимаемых и описываемых свойств общей моторики лица, то есть - выразительные движения лица42.

Лицо человека обладает способностью с первой секунды общения рассказать о субъекте очень многое, так как на нем расположены дистанты - рецепторы, воспринимаемые другим человеком. Физиогномический механизм проявления мыслей и чувств на лице вводится в действие через сокращение лицевых мышц, которые изменяют выражение лица и сигнализируют о его состояниях, так как все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и приводятся в движение одним лицевым нервом. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. "Ядро лицевого нерва у человека, точнее, моторные нейроны лицевого нерва находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под контролем субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы лицевого нерва и определяют все разнообразие мимических выражений43.

В том случае, если эмоции натуральны, их мимические выражения благодаря контролю со стороны субкортикальной системы симметричны. Натуральные эмоции всегда полноценны и имеют специальную для них физиологическую архитектонику. И, что особенно важно для политиков, благодаря этому кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. "Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношения к мимике. Это определяется приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание как одно из условий развития мимике возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации .

Целостность и динамичность являются главными характеристиками мимики. Отдельные мимические зоны лба, глаз, рта действуют как звенья единой целостной системы44. Характерной особенностью мимики является следующая закономерность: "…изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры45. Во многих исследованиях экспериментальной психологии и в физиологии указывается, что опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

Призывая голосовать за себя, политик сам, прежде всего, должен излучать чувство уверенности и радости. Приведем константный комплекс признака радости, который характеризуется следующими признаками: "Рот закрыт. Уголки губ приподняты. Глаза прищурены или раскрыты. Глаза блестят. Брови подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Горизонтальные складки на лбу. Лицо динамичное"46.

Достижение соответствия невербальных поведенческих реакций вербальному сообщению - одна из главных задач, решаемых политиком в процессе работы над своим невербальным имиджем. Какой бы пламенной ни была речь политика, как бы виртуозно он ни владел залом, какой бы идеальной ни была его внешность, плохо контролируемые жесты выступающего могут обнаружить несоответствие между его словами и истинным мыслями.

Так как политики, относятся к категории людей, которым по роду своей деятельности приходится часто скрывать свои истинные мысли и, мягко говоря, кривить душой, они обязаны профессионально владеть языком жестов для того, чтобы, изъясняясь, к ним было трудно придраться, когда они говорят правду, а когда ложь47. Для достижения этой цели могут пригодиться два способа:

Использование так называемых "правильных жестов" в то время, когда политик говорит заведомо ложь, но такой способ будет успешным только тогда, когда политик постоянно говорит одну неправду за другой на протяжении достаточно долгого времени. Именно это дает ему возможность, войдя в роль человека "Честного" контролировать собственную жестикуляцию согласно принятому образцу.

Исключение большинства жестов, способных открыть истинные мысли говорящего. Во время сообщения ложной информации коммуникатор не использует ни негативных, ни позитивных жестов, что является очень сложной задачей (Пиз А. Там же).

К другим приемам, ретуширующих язык тела и широко использующихся в политической практике, относятся приемы "сокращения элементов восприятия " образа политика. Так, претендента ставят за высокую трибуну или сажают за большой стол, чтобы скрыть тело и вывести его из поля зрения аудитории.

Доказано, что каждый способен понимать за минуту 650 - 700 слов, а человек говорит в среднем 150 - 160 слов, поэтому у слушателя всегда достаточно времени на оценку говорящего: его жестов, мимики, интонаций, оттенков психологического состояния (Штангль Л. Язык тела. Дюссельдорф, 1977).

Трудно выделить приоритеты или специальную функцию той или иной структуры невербального поведения, но очевидно, что все компоненты неречевого поведения занимают важное место в системе эффективного имиджа и нуждаются в специальном развитии в случае недостаточной проработки или полного отсутствия необходимой поведенческой модели.

 

    1. Невербальные показатели речи политика.

 

Правильная и легко воспринимаемая речь политика является одним из символов его успешного продвижения вверх. Речь имеет коммуникативную направленность, то есть направлена на осознание другими слушателями смысла беседы с целью влияния на их сознание, а также на межличностную интеракцию.

Эталоном публичной речи в сфере политики, по результатам некоторых исследований, является: чистота, уместность, выразительность, яркое личностное начало, "диалогичность" - установка на общение, на взаимодействие с публикой, грамотность речи. Значительно снижает впечатление от публичного выступления: штампованность, стертость, обезличенность, чрезмерная книжность, речевые ошибки48.

Политический лидер должен уметь вести диалог и произносить монологическую речь. Диалогическая речь ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятому собеседником. В диалогической модели большое значение имеют интонация, в которой произносится то или ионе высказывание, а также сопровождающие речь мимика и пантомимика говорящего, неотъемлемые структурные элементы имиджа. Эти выразительные инструменты делают речь понятнее для окружающих и увеличивают мощность эффекта.

Монологическая речь политика играет главную роль в его политической активности. Это сообщение о себе, программе действий, об оппонентах. Монологическая модель более развернута и грамматически структурирована, нежели диалогическая. Существенная черта монологической речи - логическая проработанность и последовательность изложения, подчиненные единой схеме. Такая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи и т.д.

Характеристики голоса политика являются неотъемлемой частью имиджа - образа восприятия. Слушая политика, избиратель обращает внимание на его манеру говорить, ритм, тембр и громкость голоса, интонации, смех, умение правильно ставить ударения.

Влияние голосовых данных на аудиторию является значительным, так как звуковой сигнал проходит через центры в коре головного мозга, где происходит сложный процесс приема и переработки звуковой информации, запускает бессознательные механизмы ответной реакции получающего этот сигнал49. Характеристики голоса человека относятся к просодическим и экстралингвистическим феноменам, которые исследуются паралингвистикой. Паралингвистика изучает те свойства голоса, которые не входят в систему собственно фонологических противопоставлений и заменяют область невербальных коммуникаций. "Внутренняя основа паралингвистики кроется в функциональном исполнении языка как относительно самостоятельной системы"50. Просодический уровень включает в себя показатели высоты, тона, длительности, силы звука, тембра голоса, ударения. Экстралингвистические показатели: паузы, психофизиологические проявления человека, плач, кашель, смех, вздох, шепот и т. д.

Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи. Интонация является одной из самых важных категорий невербального поведения, поскольку она позволяет передавать мысли, чувства, волевые качества не только наравне со словом, и без него, а иногда и вопреки ему. Комплекс речевой интонации сочетает в себе паузу, тембр, силу голоса, ударение, мелодию, темп речи, фразовое и логическое ударение.

Применение логических пауз облегчает понимание речи политика, что играет важную роль в предвыборных кампаниях. Изменяя длительность пауз, политик может обогатить свою речь, акцентировать внимание слушателей на самых важных пунктах выступления.

Убедительность и эффективность речи зависят также от высоты голоса, которая в свою очередь определяется количеством совершаемых колебаний голосовых связок в секунду. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот. Количество колебаний связок коррелирует с их длиной. Чем длиннее связки, тем меньше колебаний в секунду они могут совершать, и тем ниже издаваемый звук и наоборот51.

Эффекта убедительности речи можно добиться, если говорить медленно в выраженно низкой тональности, но при этом необходимо оставаться в рамках естественного пространства игры своего голоса для того, чтобы речь казалась искренней52.

Если же паузы увеличиваются (как это часто бывало у "позднего" Б.Ельцина), превращаясь в заминки, то они могут разрушить благоприятное впечатление, вызывая у аудитории мысль о том, что политик некомпетентен, или потерял сюжетную линию выступления, или физически немощен.

Тембр голоса является тем компонентом просодической структуры голоса, который быстрее других элементов может вызвать позитивную или отрицательную реакцию у слушателей.

Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону, возникающему в связках, добавочных тонов, которые называются обертонами. Если обертоны гармоничны с основным тоном, то тембр голоса приобретает приятное звучание для человеческого уха. Консультанты по имиджу и специалисты по речи, сотрудничая с политиками, у которых имеются проблемы с речью, обучают их "правильному звучанию" голоса. "Правильное звучание" - это легкое, без напряжения голосовых связок течение звука во всех возможных для данного голоса высотах; свободный переход голоса из одного регистра в другой; владение силой и изменением темпа голоса в любых условиях (Вербовая Н.П. и др. Указ. соч.).

Интересен анализ логопеда Л.Игнатенко, которая, игнорируя личностные предпочтения, исследовала просодические и экстралингвистические характеристики известных политических лидеров по критериям, установленным в логопедической практике:

голос: тембр, модулированность, обертоны;

артикуляция или произнесение звуков: соответствие/несоответствие нормам русского произношения.

Голос Ельцина - зычный бас, громкий, модулированный. Артикуляция - четкая, симметричная, звуки соответствуют нормам произношения русского языка. Темп речи нормальный, иногда медленный, в речи присутствуют театральные паузы, которые зачастую затягиваются.

Голос Зюганова - звучный, приятный тембр, богатый обертонами, "сочный". Артикуляция четкая, симметричная. Произношение звуков полностью соответствует нормам русского языка. Интонация зовущая, убеждающая, увлекающая. Темп нормальный.

Голос Жириновского - неустойчивый тенор. В пиковые в эмоциональном смысле моменты пускает "петуха". Артикуляция - от четкой до смазанной, иногда очень сильная, вплоть до увеличения саливации (слюноотделения и брызгания слюной). Произношение звуков соответствует нормам русского языка. Интонация "одесская" - голос повышается в конце фразы. Темп быстрый, иногда мысль улетает далеко от слов, бывает - наоборот.

Информация о работе Невербальная коммуникация