Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:14, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально - экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала…………………………………………………………………………5
2. Виды нематериальной мотивации…………………………………………...9
3. Обоснование социального и экономического эффекта мероприятий, направленных на стимулирование нематериальной мотивации…………….18
4. Анализ нематериальной мотивации персонала на БМЗ…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………….32
4. Конкурсы. Участие в конкурсах, победа в них стимулирует персонал к достижению высоких результатов в работе. Например, в отделе маркетинга или рекламы целесообразно провести конкурс на лучшую идею или разработку. Для всего коллектива можно устроить конкурс проектов или усовершенствований.
5. Поздравления с праздниками. Небольшие подарки от фирмы по случаю свадьбы, дня рождения, 8 марта и т.п. - подтверждение внимательного отношения руководства: не только как к работникам, но и как к личностям. Такое внимание ценится персоналом высоко и является значимым стимулом.
Не требуя больших финансовых вложений со стороны организации, гибкий режим рабочего времени и надомная работа (телеработа) обладают большой мотивирующей силой. Это достигается путем установления баланса между работой и личной жизнью сотрудника. Телеработа предполагает возможность трудиться дома, в транспорте в момент передвижения, в разных общественных учреждениях, а не в каком-то одном конкретном месте, которым чаще всего является офис. Работа становится задачей, которая решается, а не местом, куда приходят.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
существует множество видов нематериальной
мотивации персонала
3.
Обоснование социального
и экономического эффекта
мероприятий, направленных
на стимулирование нематериальной
мотивации
Производство сегодняшнего, а тем более завтрашнего, дня становится таким, когда сам работник должен быть, с одной стороны, мотивирован на развитие своих способностей к работе, с другой, использовать их в интересах достижения целей предприятия. Саморазвитие работника и самоиспользование своего личностного потенциала становится требованием новых передовых технологий. В условиях полной автоматизации и компьютеризации производства исчезает старый критерий труда: конкретный результат работника. В тоже время возрастает значение творческого, самостоятельного, активного выполнения порученных работнику функций, определенного его поведения в интересах достижения целей предприятия.
Под влиянием повышения уровня жизни, роста образования и культуры изменяется сам человек, его интересы. Труд становится для человека не только средством получения заработка, но самовыражения физических и интеллектуальных способностей. Человек сам по своей инициативе склонен получать знания, накапливать опыт работы, использовать их на производстве.
В рамках нематериальной мотивации социума должны формироваться общие интересы и ценности, культура предприятия, нормы поведения на производстве и в быту. Причем для каждого и, прежде всего для членов организации, главным являлось творческое и инициативное отношение к своей работе и работе своих товарищей, всех звеньев производства. Забота об имидже предприятия, его успехах стала бы всеобщей заботой. У работников предприятия развивалось бы стратегическое мышление по вопросам деятельности предприятия, поскольку в рамках текущих периодов многие производственные, экономические и социальные цели не достижимы.
При
условии внедрения
Достижение
целей предприятия при
Построение
производственного социума не возможно
без изменения статусных
Руководители при внедрении выше разработанных рекомендаций должны проявлять подлинно человеческие, товарищеские отношения к работникам предприятия, показывать своим поведением, что они отличаются только тем, что выполняют руководящие функции. В остальном они неотделимы от персонала. Отсюда столовая должна быть общая для всех, также и парковка автомобилей, раздевалка и т.д. Аналогично должны строиться отношения между высококвалифицированными и низкоквалифицированными рабочими. Первые ни в коем случае не должны показывать, что у них «семь пядей во лбу».
Корпоративная
культура, функционирование производственного
социума, естественно, самым тесным
образом соседствуют с
Сегодня
на многих предприятиях сохраняются
старые подходы к организации
работы с кадрами, сохраняются отделы
кадров. Между тем в интересах
все более глубокого
Новые требования к квалификации требуют от работника достаточно высокого интеллекта, осознания принимаемых решений на производстве, гибкого реагирования на происходящие вокруг него процессы. Необходимы экспериментальное мышление, желание сотрудничать и взаимодействовать с другими работниками, постоянно получать информацию о производстве. Ныне компетенция является условием, что человек будет действовать мотивировано, так же как наоборот, высокая мотивированность порождает интерес к компетенции. Действенное, эффективное управление персоналом в сфере развития персоналом в современных условиях порождает самомотивированность, активные нематериальные стимулы.
Управленческие действия работников предприятия это фактически форма их поведения, и одновременно форма воздействия работников на управление предприятием, участия в выработке и принятии управленческих решений, а также контроле за их выполнением. Без широкого развития таких управленческих действий трудно представить формирование поведения работников, нацеленное на достижение целей предприятия. Сегодня в развитых рыночных странах стало очевидным, что полное использование человеческого фактора, развитие личностного и коллективного потенциалов работников, занятых на предприятии, возможно лишь в условиях внутрипроизводственной демократии, когда широко осуществляется привлечение работников к управлению предприятием, к участию в управленческих действиях. В наше время происходят процессы взаимного признания трудом и капиталом полезности, а следовательно и необходимости, вовлечения работников в управление, так как это позволяет полнее удовлетворять интересы и потребности обеих сторон.
Работники
стремятся к тому, чтобы им предоставлялась
определенная степень автономии
в организации и выполнении работы.
Они хотят иметь возможность
самостоятельно принимать управленческие
решения при выборе методов и
приемов выполнения работы, распределения
работ между собой, регулирования
интенсивности труда. В противном
случае они превращаются в простых
исполнителей, которым все определяют
и предписывают свыше - мастером или
начальником участка. Такие работники
пассивны на работе, они не склонны
к активным действиям, нацеленным на
поиски и использование резервов
в интересах достижения целей
предприятия. Вот почему необходимо
искать возможности предоставления
работникам определенной (большей или
меньшей) самостоятельности в
Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Успех любой фирмы во многом зависит от того, насколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности.
Работника
нужно не просто научить методам
творческого решения задач, но и
дать ему время и возможности
для генерации идей, научить не
бояться «творческих ошибок», обеспечив
соответствующую атмосферу
Позитивная
трудовая атмосфера в организации,
основанная на достойном поощрении
всех хорошо работающих сотрудников, способствует
взаимоусилению их потребности в
социальных контактах и признании.
В случаях отсутствия возможности
обеспечить каждому работнику необходимую
степень признания, можно оказывать
содействие удовлетворению этой потребности
за пределами работы или же дать
возможность время от времени
выполнять какие-либо специальные
функции, способные компенсировать
нехватку признания. Это позволит снизить
негативный эффект от неудовлетворения
данной потребности в рабочем
окружении. Для выявления персонала
с неудовлетворенной
Для
эффективной мотивации
Отсутствие
разногласий в команде, корпоративная
культура, базирующаяся на сплочении
персонала в команду
Таким образом, эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления.
В настоящее время вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
Таким
образом, социально - экономическими следствиями
процесса совершенствования