Определение вклада работников в конечные результаты деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

В теоретической части влючает методы и способы определения вклада работников. В практической части рассмотрен реальный пример оценки вклада работников.

Содержание

Введение
2

1. Научные основы анализа вклада работников
3

1.1 Способы, формы, признаки, свойства, сущность вклада работников
5

1.2 Методологические подходы и принципы определения вклада работников
8

1.3 Современные методы определения вклада работников
14

2. Анализ определения вклада работников в конечные результаты деятельности ООО «Интел Трейд»
18

2.1. Условия формирования вклада работников
22

2.2. Определение вклада работников в деятельность организации
24

3. Направления совершенствования определения вклада работников в конечные результаты деятельности ООО «Интел Трейд»
27

Заключение
29

Литература
30

Вложенные файлы: 1 файл

Определение вклада работников в конечные результаты деятельности организации.docx

— 182.47 Кб (Скачать файл)

     Диагностика группы проводится при изучении механизмов формирования, функционирования и развития командной работы.

     Проектирование  системы оценки персонала предусматривает  следующие этапы:                                                                                                              1. Определение целей, предмета, критериев и объекта оценки;                                       2. Определение показателей и стандартов оценки;                                                           3. Разработка методического обеспечения оценки;                                                       4. Разработка программы оценки;                                                                                   5. Обоснование эффективности внедряемой системы;                                                         6. Разработка документационного обеспечения оценки деятельности персонала.

     Целью оценки может быть степень результативности обучения, отработка технологий, разработка модели мотивации. В качестве предмета может выступать поведение работника  в процессе его трудовой деятельности, квалификационные и личностные характеристики, внутригрупповое взаимодействие в  процессе работы. В качестве критерия можно выбрать профессионализм поведения, дисциплинированность. Объектом оценки может быть работник, группа, выполняющая определенную задачу.

     Определение показателей и стандартов является одним из этапов процедуры оценки. Схематично основные этапы оценки можно  представить следующим образом.

     

     Рисунок 2 – Этапы оценки персонала.

     Деловая оценка (ДО) персонала необходима для  совершенствования практики отбора, расстановки кадров, стимулирования их труда, перемещения и продвижения  работников, повышения их квалификации, оценка эффективности работы.

     Задачи  ДО – определение:                                                                                        - его трудового потенциала;                                                                                                - трудового вклада (оценка по конечному результату);                                                        - соответствие работника занимаемой должности или его готовности занять конкретную должность;                                                                                                       - эффективности трудовой деятельности.

     Виды  ДО:                                                                                                                            1. текущая периодичная оценка трудовой деятельности персонала;                                               2. оценка кандидатов на вакантную должность.

     ДО  имеет непосредственное отношение  к повышению эффективности производства, т.к. по её результатам возможно:                                                              1) совершенствовать расстановку кадров путем подбора, отбора наиболее подходящих кандидатур;                                                                                                  2) улучшить использование кадров, осуществляя их служебно-квалификационное продвижение;                                                                                    3) выявлять направленность повышения квалификации работников;                               4) стимулировать трудовую деятельность персонала по итогам результатов труда;                                                                                                                                5) совершенствовать формы и методы работы руководителей;                                   6) формировать мотивацию к труду.

     Методы  ДО:                                                                                                              1. собеседование;                                                                                                               2. тестирование;                                                                                                                    3. метод экспертных оценок;                                                                                             4. традиционная аттестация:                                                                                              • текущий контроль;                                                                                                                • обсуждение работы в течение аттестационного периода;                                              • аттестация с выставлением оценки;                                                                                        5. нетрадиционная аттестация (круговая), когда оценивают руководитель, коллеги, подчиненные;                                                                                                          6. метод сравнения по системе показателей.

     Оценка  результатов деятельности персонала  выполняет три функции: административную, информационную и мотивационную.  [14. С. 166]

     Эффективность труда специалистов и других служащих определяется исходя их объема, качества и своевременности выполнения задания. Эффективность труда служащих следует  оценивать системой показателей, всесторонне  отражающих их деятельность, например:                                                       • выполнение плановых заданий;                                                                                       • качество выполняемых работ (удельный вес брака, рекламаций);                               • оперативность выполнения работ;                                                                                  • напряженность труда (количество людей, нормы обслуживания).

     Доп. показатели для специалистов:                                                                        • профессиональные знания;                                                                                             • квалификация;                                                                                                                  • творческая активность;                                                                                                    • участие в общественной жизни;                                                                                      • трудовая дисциплина.

     Условно показатели оценки разделяют на 2 группы:                                            1гр. – показатели прямой оценки, отражающие достигнутые результаты деятельности персонала, результаты выполнения операций или действий (производительность, объем продаж, количество нарушений правил торговли);                                                                                                                        2гр. – показатели косвенной оценки, отражающие факторы и поведенческие характеристики работников, реализация которых значима для формирования трудового поведения, способна обеспечить высокую эффективность трудовой деятельности и достижение высоких результатов (квалификации, персональные навыки, деловые и личностные качества).

     Показатели  косвенной оценки используют в случаях:                                                                                                      - если отразить результаты определенных видов деятельности работников через прямые показатели очень сложно (административная работа, работа с кадрами, контролирующие функции);                                                                                   - если показатели косвенной оценки влияют на результат с высокой степенью вероятности (опоздание продавца на рабочее место);                                                       - если оценить вклад работника в достижение общего результата невозможно(разработка совместных проектов, продажи в результате совместной деятельности проекта);                                                                                      - если результат достигается по прошествии оценочного периода (для достижения результата требуется большой объем подготовительной работы, продолжительное обучение, длительный период адаптации на новом месте).

     

Рисунок 3 – Схема оценки эффективности труда персонала по системе показателей

     Каждая  составляющая комплексной оценки представляет набор признаков, существующих в любом виде трудовой деятельности не дублирующих друг друга и в совокупности отражающие ценности персонала.

     На  основе частных показателей проводится расчет обобщающего показателя эффективности  труда, для чего необходимо:                                                       1. перевести все показатели в  стандартизированный масштаб;                                       2. определить на основе экспертных оценок;                                                              3. определить значимость каждого показателя;                                                              4. рассчитать обобщающий показатель.

     Комплексная оценка эффективности работы персонала  может быть объективно достигнута, если учитывать категории, характеризующие  как персонал, так и выполняемую им работу:                                                                       1. сложность работы – К1;                                                                                                 2. конкретно достигнутый результат – Р;                                                                                3. уровень квалификации работника – К2;                                                                              4. деловые и личностные качества – Д.

     Кр=К1*Р+К2*Д (формула 1)

     Кр  – комплексная оценка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Современные  методы определения вклада работников

     Перечислим  основные, наиболее часто используемые на сегодняшний день, методы оценки персонала.

     Таблица 1. Методы оценки персонала.

Название  метода Краткое описание метода Результат
Источниковедческий (биографический) Анализ кадровых данных, листовок по учету, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика Логические  заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера
Интервьюирование (собеседование) Беседа с  работником в режиме «вопро-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке Вопросник с  ответами
Анкетирование (самооценка) Опрос человека с помощью социальной анкеты для  самооценки качеств личности и их последующего анализа Анкета «вакансия»
Социологический опрос Анкетный опрос  работников разной категорий, хорошо знающих  оцениваемого человека и построение диаграммы качеств личности Анкета социологической  оценки, диаграмма качеств
Наблюдение Наблюдение  за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в  рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографий рабочего дня Отчет о наблюдении
Тестирование Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных  тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» Психологический портрет
Экспертные  оценки Формирование  группы экспертов,  определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального  работника Модель рабочего места
Критический инцидент Создание критической  ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения Отчет об инциденте  и поведении человека
Деловая игра Проведение  организационно-деятельной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков  по их ролям и оценка способности  работы  в малой группе Отчет об игре, оценка игроков и их ролей
Анализ  конкретных ситуаций Передача работнику  конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и  подготовки ее разрешений в форме  доклада Доклад с  альтернативными решениями ситуации
Ранжирование Сравнение оцениваемых  работников между собой другими  методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или  возрастания рангов Ранжированный список работников (кандидатов)
Программированный контроль Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с  помощью контрольных вопросов Карта программированного контроля, оценка знаний и умений
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий  предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу  проблем) и выступление перед  экзаменационной комиссией Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

     Структурный метод. Основывается на подборе показателей, в рамках штатного расписания действующей организационной структуры. Методика позволяет оценить уровень исполнения работником, для которого действует жесткая система распределения должностных функций, установленных в должностных обязанностях. Метод реализуется в несколько этапов:                          1. формирование целей оценки;                                                                                             2. описание конкретных функций, реализуемых в данной должности скоординированных с целями организации;                                                                      3. описание сферы ответственности, т.е. результат реализации функции (количество заключенных сделок);                                                                                           4. подбор показателей, отражающих сферу ответственности и единиц их измерения;                                                                                                                        5. установление стандартов оценки.

     Например, для должности торговый агент  в отделе продаж. Цель оценки – определение  вклада работника в достижение целей  организации. Функции, которые выполняет работник, приводятся в должностной инструкции торгового агента. Сфера ответственности объем продаж, объем и сроки денежных поступлений, объем и сроки отгрузки, клиентская база (количество, структура). [15. С 232.]

     В качестве стандартов оценки будем использовать:                                            1. нормативы, рассчитанные исходя из сложившейся конъюнктуры (нормативное количество привлеченных клиентов, нормативы денежных поступлений, нормативные сроки, поступления денег, количество посещений клиентов, дифференцированных по степени перспективности);                              2. показатели работы лучших агентов (при равенстве условий работы);                   3. показатели, достигнутые за прошедшие периоды (при условии отсутствия изменений в работе агента).

     Методика  оценки потенциала качеств, проявляемых  в процессе работы, используется при выполнении работником функций, результаты которых трудно выразить с помощью конкретного показателя. В качестве оценочных характеристик используют:                                                                                               1. знание работы, т.е. понимание особенностей деятельности в данной должности, умение и навыки решения поставленных задач;                                       2. ответственность. Способность выполнения установленных задач без осуществления контроля со стороны руководителя требований к себе, старательность, дисциплинированность, самоконтроль;                                             3. самостоятельность, т.е. способность осуществлять действия без дополнительных указаний от руководителя (ставить перед собой задачи, планировать свою деятельность, проявлять инициативу);                                           4. стиль работы, т.е. взвешенность решений, способность к профессиональному взаимодействию внутри коллектива, оценка своей деятельности как части командной работы, стиль общения;                                       5. эффективность труда, т.е. способность поиска оптимальных путей решения поставленных задач и способность находить источники совершенствования труда;                                                                                                                                 6. эффективность взаимодействия, т.е. способность взаимодействовать с клиентами, покупателями, партнерами по бизнесу, и коллегами, умение слушать, умение отстаивать в процессе взаимодействия интересы организации не нанося ущерба другой стороне;                                                                            7. следование организационной культуре, т.е. восприятие ценностей организации, соответствие ее имиджу, внутреннее согласие с политикой, правилами, процедурами, установленными в организации. работник оценивается непосредственным руководителем в процессе наблюдения за его деятельностью. Периодически можно проводить оценочные испытания в форме экзаменов, ролевых игр, разбора типовых ситуаций. Перечисленные методы оценки обычно используют в комплексе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Определение вклада работников в конечные результаты деятельности организации