Оптимизация материального потока производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: производственный процесс производства пылесоса «Вихрь-8А», состоящий из четырех основных этапов: 1 – обработка листового металла на штамповочном оборудовании; 2 – химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства; 3 – покраска и сушка деталей пылесоса; 4- сборка пылесосов.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи:
дать техническо-экономическую характеристику производства,
разработать перечень мероприятий по оптимизации движения материального потока в звене «Сбыт»,
рассчитать экономические эффекты возможных вариантов закупки электродвигателей.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.doc

— 8.44 Мб (Скачать файл)

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: запасы производственные; запасы товарные.

Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Взаимосвязь звеньев логистической цепи

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой цепи, которая имеет название «логистическая система». Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом уровнях. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев: «закупка – производство – сбыт».

Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства: сырье, материалы, комплектующие.

Закупочная логистика занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение материальных ресурсов. Закупка – это важная составляющая логистической цепи по двум основным причинам:

1) от цены и качества материальных ресурсов, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество готовой продукции и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;

2) на закупку приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60 %), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного материального потока в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

К основным задачам закупочной логистики относят:

  • информационные: определение потребности в материальных ресурсах; исследование рынков закупок; задача выбора поставщика;
  • задачи реализации;
  • задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками (анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками; обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре).

Таким образом, эффективная организация снабжения предприятия материальными ресурсами является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.

Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит звено «производства».

Целью управления звеном «производство» является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологических процессах производства готовой продукции. Важность эффективного решения задач логистики в звене «производство» определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышением эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия.

К общим задачам производственной логистики относятся:

  • планирование и производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;
  • разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами закупки и сбыта;
  • оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
  • контроль за количеством и качеством готовой продукции;
  • участие в разработке и реализации производственных нововведений;
  • контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Важность сбытовой логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу сбыта, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. То есть высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Задачи сбытовой логистики:

  • планирование процесса реализации товара;
  • организация получения и обработки заказа;
  • выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль транспортирования;
  • организация послереализационного обслуживания.

Можно сделать вывод о том, что производственная логистика, являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле занимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки, складированием и поддержанием запасов сырья, материалов и незавершенного производства на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции, т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.

 

 

Глава 2. Практическая часть

1. Краткая технико-экономическая  характеристика предприятия

1.1 Характеристика выпускаемой  продукции

Завод бытовой техники (ЗБТ) специализируется на выпуске бытовых пылесосов «Вихрь-8А», который по своим техническим данным относится к стандартным моделям. Большинство вспомогательных операций осуществляются вручную, что влияет на качество их изготовления. Кроме того, пылесосы «Вихрь-8А» обладают недостатками:

  • значительная масса изделия,
  • высокий уровень шума при работе,
  • необходимость частичной разборки и последующей сборки корпуса для удаления собранной пыли и мусора.

На рисунке 1 и 2 (см. приложение 1) представлены графики объемов выпуска пылесосов заводом на 2001 – 2003 г.г. Анализ динамики выпуска продукции по месяцам свидетельствует о существенном спаде производства и крайне неравномерном выпуске пылесосов по месяцам года. Это объясняется в основном неритмичностью поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.

Несвоевременная поставка сырья, материалов и комплектующих изделий вызвана рядом причин, основными из которых являются:

  • нарушение договорных обязательств,
  • расторжение договоров из-за высоких цен на комплектующие изделия,
  • отсутствие должной системы планирования производства.

Приведенные перечень причин, объясняющий спад производства пылесосов и неравномерность их выпуска, указывает на проблемы материально-технического снабжения, а не сбыта продукции. Но следует так же отметить, что в настоящее время с развитием рыночных отношений возникают проблемы, связанные и со сбытом продукции, не отвечающей мировым стандартам.

1.2 Особенности технологического процесса производства продукции

Технологический процесс производства пылесосов «Вихрь-8А» сводится к четырём основным этапам.

Первый этап – обработка листового металла на штамповочном оборудовании.

Второй этап – химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства.

Третий этап – покраска и сушка деталей пылесоса.

Четвёртый этап – сборка пылесосов.

Ниже рассматриваются особенности технологического процесса на каждом участке.

Штамповочный участок

Штамповочный участок предприятия является самым материало- и энергоёмким производством, во многом определяющим себестоимость продукции.

На штамповочном участке изготовляются основные детали для пылесоса:

– верхний и нижний корпуса;

– защитная чашка двигателя;

– металлическое перекрытие.

Исходным сырьём для изготовления указанных деталей является листовое железо размером 1,0 2,0 м и толщиной в пределах 0,5-1,0 мм.

Основные операции производства деталей показаны на рис. 3 (см. приложение 2).

 

 

 

Участок обезжиривания и сушки

Химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства, осуществляется с помощью агрегата обезжиривания и сушки, на котором детали обрабатываются водно-щелочным раствором и горячей водой. После обезжиривания детали подаются в электрокалорифер, где они сушатся воздухом при температуре 100 градусов по Цельсию. Основные операции обезжиривания и сушки деталей показаны на рис. 4 (см. приложение 2).

Участок покраски и сушки

Пройдя химическую обработку, металлические детали пылесоса поступают на этот участок.

Основные операции покраски и сушки металлических деталей пылесоса показаны на рис. 5 (см. приложение 2).

Сборочный участок

Готовые к сборке детали пылесоса подаются на сборочный участок. Сборка пылесосов производится вручную. Для перемещения изделий от одного рабочего места к другому используется сборочный конвейер.

После сборки пылесосы проходят испытание на электробезопасность, а затем измеряется их производительность.

Собранные и прошедшие испытание пылесосы упаковывают в коробки и отправляют на склад готовой продукции.

Основные операции сборки пылесосов показаны на рис. 6 (см. приложение 2).

1.3 Характеристика звеньев логистической  цепи предприятия

Звено «Закупки»

В современной экономической ситуации, когда отсутствуют централизованные поставки и предприятие должно само заботиться о заключении договоров на выгодных для себя условиях, значение службы снабжения значительно возросло. От нее зависит возможность нормального функционирования предприятия.

Завод бытовой техники является некрупным предприятием, работающим, в основном, на привозном сырье. Таким образом предприятие полностью зависит от поставщиков. В себестоимости продукции завода доля покупных изделий, сырья и материалов составляет 69,8% , причем число комплектующих очень велико.

Кроме основного вида сырья – листового железа, поставляются также электродвигатели, гофрированные пластмассовые шланги, фильтры, резиновые прокладки, различные виды металлического прутка, краски, ГСМ, картонные упаковки и т. д. Для пылесоса «Вихрь - 8А» номенклатура покупных изделий и материалов включает более 200 наименований. Вся эта продукция поступает из различных регионов (рис. 7 и 8, см. приложение 3).

Информация о работе Оптимизация материального потока производственного предприятия