Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:58, дипломная работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации системы управления для недавно образованного путем вертикальных и горизонтальных слияний предприятия ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать современное состояние системы управления в ОАО «УК «Северный Кузбасс»»;
Выявить основные проблемы существующей системы управления;
Изучить методы менеджмента, предполагающие разрешение данных проблем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления персоналом 4
1.1. Классификация структур управления и их основные функции 4
1.2. Принципы проектирования структур управления. 12
1.3. Сущность управления персоналом, основы кадровой политики. 18
1.4. Основные аспекты мотивации сотрудников 29
Глава 2. Анализ системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 37
2.1. Общая характеристика компании 37
2.1. Анализ системы управления и функций управленческого персонала 39
2.3. Анализ эффективности исполнителей 45
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»» 53
3.1. Предложения по оптимизации системы управления 53
3.2. Улучшение системы закрепления сотрудников на рабочих местах. 57
Список использованных источников 62
Приложение 1 65
Приложение 2 67
Пределы полномочий. Согласно определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже, когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Например, рабочий, уполномоченный работать только на определенном станке, превысил бы свои полномочия, перейдя за станок другого рабочего , если его собственный сломался
В общем случае пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограничены. Председатель совета директоров, президент крупной открытой акционерной компании должны отвечать перед акционерами, если задержка изначально превышают общий бюджет. Не могут также высшие чиновники фирмы повышать себе зарплату, использовать ресурсы организации без одобрения совета директоров.
Существует
еще множество внешних
Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой, поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок. Это означает, конечно, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации. Однако ограничения, налагаемые на полномочия, часто широко нарушаются на практике. Чтобы лучше это понять рассмотрим разницу между полномочиями и властью.
Полномочия
определяются как
Например, управляющий финансами фирмы имеет право или полномочия подписывать чеки и обладает властью или способностью переводить деньги фирмы на свой собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными операциями. Если управляющий финансами совершит кражу, президент компании обладает и властью и полномочиями, чтобы уволить его. Но, разработав свои планы заранее, бесчестный управляющий финансами, обладающий властью, ускользнет от преследования властей, перелетев в другую страну на самолете компании.
Другими словами, полномочия определяют то, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказаться положительное или отрицательное воздействие на организацию. Как уже указывалось, полномочия всегда ограничены. В некоторых случаях эти пределы изменяют характер полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией , законом или обычаем.
Например, директор, обладающий полными линейными полномочиями по распоряжению ее ресурсами, может иметь право принимать решения, каких специалистов следует принимать на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности, а также выбирать руководителей подразделений и устанавливать цели фирмы. Аналогичным образом, управляющий по сбыту может обычно принимать окончательное решение по приему новых торговых агентов, относительно величины предусмотренных сметой для каждого торгового агента, по вопросу. Какие торговые агенты будут обслуживать определенных клиентов.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно предаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд, которая показана на рис.1.5. В большинстве организаций все основывается на иерархической системе взаимоотношений начальников и подчиненных.
Цепь команд, созданная делегированием полномочий является характерной чертой всех формальных организаций, кроме самых мелких.
Рисунок 1.5. Цепь команд.
Согласно
классической теории организации,
с выводами которой по данному
вопросу согласно большинство менеджеров,
структура организации должна разрабатываться
сверху вниз. Последовательность разработки
организационной структуры
Таким образом, последовательность действий следующая:
Появившаяся
в итоге разработки организационная
структура – это не застывшая
форма, подобная каркасу здания.
Поскольку организационные структуры
основываются на планах, то существенные
изменения в планах могут потребовать
соответствующих изменений в
структуре. И в самом деле, в
действующих организациях к процессу
изменения организационной структуры
следует относиться как к реорганизации,
т.к. этот процесс, как все функции
организации, бесконечен. В настоящее
время успешно функционирующие
организации регулярно
Реализация целей и задач
управления персоналом осуществляется
через кадровую политику. Кадровая
политика – главное направление
в работе с кадрами, набор основополагающих
принципов, которые реализуются
кадровой службой предприятия. В
этом отношении кадровая политика
представляет собой стратегическую
линию поведения в работе с
персоналом. Кадровая политика – это
целенаправленная деятельность по
созданию трудового коллектива, который
наилучшим образом
Главным объектом кадровой политики
предприятия является – персонал
(кадры). Персоналом предприятия называется
основной (штатный) состав его работников.
Кадры — это главный и решающий
фактор производства, первая производительная
сила общества. Они создают и приводят
в движение средства производства,
постоянно их совершенствуют. От квалификации
работников, их профессиональной подготовки,
деловых качеств в значительной
мере зависит эффективность
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, основанной на формальном подходе и приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Содержание кадровой политики не ограничивается
наймом на работу, а касается принципиальных
позиций предприятия в
Кадровая политика носит общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем., и обладать следующими свойствами:
Информация о работе Оптимизация системы управления ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс""