Состояние
трудовых ресурсов и
рынка труда
Пермь
– город-миллионер,
промышленный мегаполис,
и ему в той
или иной степени
присущи традиционные
социальные проблемы
крупных городов (высокая
дифференциация уровня
жизни, преступность,
социальные контрасты).
В то же время
экономическое положение города относительно
стабильно, что позволяет
поддерживать уровень
занятости населения
на приемлемом уровне.
Основные
положительные характеристики
рынка труда Пермского
края:
- Сохранение
относительной
стабильности
на
рынке
труда:
рост
доли
экономически активного населения, снижение безработицы.
- Наличие
высокого
спроса
на
рабочую
силу
со
стороны
субъектов
экономической
деятельности.
Основные
отрицательные характеристики:
- Сложная
демографическая
ситуация:
снижение
рождаемости,
рост
смертности,
«старение» населения, что ухудшает перспективы воспроизводства трудового потенциала.
- Нарастание
негативных
тенденций
в
половозрастной,
профессиональной
и
социальной
структуре
населения,
невостребованного
на
рынке
труда.
- Структурный
характер
как
общей,
так,
особенно, регистрируемой безработицы, проявляющийся в разбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы.
Роль
краевого органа управления
в решении проблем
использования трудовых
ресурсов.
Достижения:
- Стратегия
краевого органа
управления в Пермском крае рассматривает трудовые ресурсы как важнейший фактор экономического развития территории;
- Деятельность
краевого органа
в направлена на создание экономических условий для развития конкурентоспособных секторов и отраслей экономики, а значит, и на эффективное использование трудового потенциала населения края;
- Программы
социальной
поддержки
населения,
финансируемые
из
краевого
бюджета,
имеют
активный,
целевой
характер
и
увязывают
оказание
помощи
со
встречными
обязательствами их получателей;
- Широкое
распространение
в
крае
инновационных
форм
социального
партнерства (конкурсы
социально
значимых
проектов,
поддержка
местных
инициатив)
способствует
развитию
активности
различных
групп
населения
в
решении
проблем
занятости.
- Эффективность данной стратегии подтверждается высокими показателями спроса экономики в Пермском крае на рабочую силу, а также низким уровнем общей безработицы.
Недостатки:
- Отсутствует краевая программа статистических работ, что не позволяет осуществлять полноценный
мониторинг состояния
социально-трудовой
сферы, занятости и общей
безработицы, а значит,
и принимать управленческие
решения по их регулированию.
- В перечне целевых программ, действующих в рамках Программы социально-экономического развития края, отсутствуют
целевые программы,
направленные на улучшение
демографической ситуации
в крае (программы поддержки
молодых семей и т.д.),
то есть эффективных
мер по улучшению демографической
ситуации и режима воспроизводства
населения на перспективу
не принимается.
- В целевых программах, направленных на развитие экономического потенциала края и отдельных отраслей, отсутствуют разделы по кадровому обеспечению, что не позволяет своевременно готовить квалифицированные кадры для создаваемых рабочих мест с привлечением финансовых
средств инвесторов.
- В перечне действующих целевых программ отсутствует программа развития системы профессионального образования на территории Пермского края, что не позволяет проводить скоординированную политику в области профессионального образования
с учетом потребностей
рынка труда
- В крае не принято положение о квотировании рабочих мест для слабозащищенных категорий населения, не разработан экономический механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для слабозащищенных категорий
населения.
- Средства краевого бюджета на реализацию программ содействия занятости отдельных категорий населения выделяются по остаточному принципу.
- В краевом
органе управления сохраняется
пассивная позиция в
отношении их участия
в решении проблем кадрового
обеспечения развития
экономики («это – проблема
предприятий») и безработицы («это
– проблема службы занятости»).
Поэтому в крае отсутствует
полноценное межведомственное
взаимодействие и партнерство
в решении стратегических
проблем повышения эффективности
использования трудовых
ресурсов.
Роль
службы занятости
в регулировании
рынка труда
Достижения:
- Агентство
по
занятости
населения,
являясь
краевым
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
переданные
на
уровень
субъектов
РФ
государственные
полномочия
в
области
содействия
занятости
населения,
в полном объеме предоставляет
гарантированный государством
комплекс услуг ищущим
работу гражданам и
работодателям.
- Особая роль службы занятости состоит в том, что она берет на себя работу с наиболее низкоконкурентными
слоями населения, практически
не имеющими шансов
найти работу самостоятельно.
- Реализуемые ГЦЗН мероприятия активной политики занятости (особенно программы общественных работ, социальной адаптации, профобучения, специальные программы трудоустройства)
требуют финансовых
затрат, но позволяют
эффективно решать проблему
поиска работы для низкоконкурентных
групп населения.
Недостатки:
- Пермский АЗН в силу ограниченности его кадровых, административных и финансовых ресурсов контролирует на городском рынке
труда сегмент, размер
которого составляет 10-15%
его общих объемов (по
численности ищущих
работу и нашедших ее).
Для учреждения, оказывающего
бесплатные государственные
услуги, этого явно недостаточно.
- Основной причиной такого положения является порядок
финансирования деятельности
Пермского АЗН, при котором
объемы выделенных ему
средств федерального
бюджета определяются
путем распределения
«спущенных» на пермский
край лимитов бюджетных
обязательств и никак
не учитывают общие
потребности краевого
рынка труда;
- в последние годы отчетливо обозначилась тенденция сокращения объемов финансирования мероприятий активной политики занятости, предназначенных для повышения конкурентоспособности безработных и дающих наиболее эффективные результаты в работе по их трудоустройству.
- Имея федеральное подчинение, Пермский АЗН руководствуется в своей деятельности указаниями вышестоящей организации и не несет никакой ответственности за качество оказания услуг ни перед краем, ни перед населением.