Опыт фирмы «Toyota» в применении идей школы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентоспособной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях твердой конкуренции, скоро меняющейся ситуации обязаны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и производить стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за переменами, происходящими в их окружении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Школы стратегического управления……………………………….....5
Школа позиционирования…………………………………………….......5
Школа предпринимательства……………………………………………..8
Когнитивная школа ………………………………………………..….….11
Школа обучения…………………………………………………….…….13
Школа власти………………………………………………………...……15
Школа культуры…………………………………………………………..16
Школа внешней среды…………………………………………..………..18
Школа конфигурации в стратегическом управлении…………………..20
Глава 2. Опыт фирмы «Toyota» в применении идей школы культуры………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат — копия.docx

— 53.41 Кб (Скачать файл)

Ключевая фигура стратегического планирования: лидер.

Процесс стратегического планирования представляет собой формирование видения на основе интуиции, здравого смысла и опыта лидера организации. Стратегия уникальна, она рассматривается как перспектива, то есть мысленное представление о направлении действий, рожденное в сознании руководителя, или видение.

Изменения редкие, умеренные или революционные.

Основные посылки: стратегическое управление школа

1) стратегия существует в сознании  руководителя как видение;

2) процесс формирования стратегии  полусознательный, базируется на  жизненном опыте или интуиции  руководителя;

3) руководитель целеустремленно  продвигает свое видение, лично  контролируя реализацию стратегии, вносит необходимые коррективы;

4) стратегия тяготеет к поиску  рыночной ниши.

  1. 3. Когнитивная школа в стратегическом управлении

Основатели: М. Лайлс, Р.К. Регер, Э. Хафф, Г. Томас, Г. Саймон

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений). Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивная школа (школа познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс. Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека. Когнитивная школа стратегического управления приобрела особую популярность за рубежом в 1980-е годы.

В рамках данной школы можно достаточно четко выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трактует формирование стратегии как попытку создания некоей объективной картины мира. Второе направление, основываясь на субъективности процесса познания, рассматривает стратегию как интерпретацию мира.

Большинство представителей когнитивной школы считают, что каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией. Они предлагают определенную модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений

Согласно теоретическим воззрениям представителей когнитивной школы любой опытный руководитель руководствуется некими причинными (каузальными) картами или ментальными моделями, оказывающими влияние на его поведение.

Такого рода карты, по мнению представителей когнитивной школы, являются своеобразным ключом к постижению процесса формирования стратегии. Другими словами, поскольку стратегия - это понимание, постольку построение стратегии рассматривается как «достижение понимания».

Второе направление когнитивной школы рассматривает стратегию как конструирование интерпретаций. Основные принципиальные положения когнитивной школы состоят в следующем:

1. Процесс формирования стратегии  рассматривается как процесс  познания, протекающий в сознании  стратега.

2. Стратегия - это перспектива, которая  раскрывает способы получения  информации из окружающей среды.

3. Информация из окружающей среды  является интерпретацией мира, который  существует только в том виде, в каком он воспринимается. Согласно  мнению представителей когнитивной  школы взаимный мир можно моделировать, структурировать и конструировать.

4. Когнитивная школа уделяет  значительное внимание конкретным  стадиям процесса формирования  стратегии, особенно периоду первоначального  понимания стратегии и периоду  переосмысления принятой стратегии.

5. Понимание стратегического процесса  способствует дальнейшему познанию  законов мышления.

 

 

 

  1. 4. Школа обучения в стратегическом менеджменте

Основатели: Р. Лапьер, Ч. Линдблом, Г. эпп, С. Уинтер. Школа обучения рассматривает процесс разработки стратегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения:

1. Выработку стратегии развития  фирмы следует рассматривать  как форму процесса обучения.

2. Процедура обучения должна  носить развивающийся характер, через поведение, которое способствует  ретроспективному мышлению, направленному  на осмысление предпринимавшихся  действий.

3. Стратегические инициативы реализуются  теми, у кого имеются способности  и ресурсы для обучения.

4. Удачные инициативы в процессе  разработки стратегии формируют  опыт деятельности, который может  перерасти в определенную схему, то есть развивающуюся стратегию.

5. Роль руководителя фирмы заключается  в том, чтобы управлять процессом  стратегического обучения там, где  могут развиваться новые стратегии.

6. По мнению представителей школы  обучения, стратегии первоначально  появляются как схемы действий  из прошлого, которые затем превращаются  в планы на будущее.

Необходимо отметить, что в последние годы в зарубежных странах значительно возрос интерес к исследованию когнитивных аспектов процесса формирования стратегии. Особенно популярной среди зарубежных специалистов в сфере стратегического управления становится точка зрения, согласно которой стратегия зависит от обучения, а обучение зависит от способностей. Это мнение получило название «динамического подхода к развитию способностей». В соответствии с этим стратегическое управление рассматривается как процесс «коллективного обучения». Результатом такого процесса является разработка стержневых компетенций.

В рамках школы обучения поставлен вопрос: как формируются, а не формулируются стратегии. Часто в основе политического курса лежит не организованный и контролируемый процесс, а хаотичные шаги, посредством которых руководители пытаются справиться с ситуацией. Таким образом, налицо ограниченность рационального менеджмента. Вклад в процесс создания стратегии может внести практически любой приобщенный к организации человек. В организации совершается много рутинных действий, которые обеспечивают ее стабильность. В случае столкновения с новыми обстоятельствами, эти рутинные действия видоизменяются и распространяются по организации (происходит обучение). Элементы стратегии возникают в иерархической системе организации и обретают своих защитников, которые добиваются санкционирования высшим руководством. Управление процессом стратегического планирования — это осознание появления стратегии.

Идеологи: японские топ-менеджеры.

Генератором стратегии может стать любое лицо в организации

Стратегическое планирование — неформальный, неорганизованный поиск, стратегия формируется на ходу, она уникальна и представляет собой сложившийся образец действий.

Изменения: непрерывные, постепенные, частичные.

Основные посылки:

1) формулирование и внедрение  неразделимы, выработка стратегии  имеет форму процесса обучения;

2) стратегия создается усилиями  самых разных сотрудников;

3) стратегия развивается, представляя  собой осмысление предпринимавшихся  действий;

4) стратегическое руководство —  управление процессом обучения.

 

  1. 5. Школа власти в теории стратегического управления

Основатели: А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петигрю, Дж. Боуер

Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Содержание данной школы раскрывается следующими основными положениями:

1. Процесс формирования стратегии  развития любой организации определяется  действием политических сил как  внутри нее, так и во внешней  по отношению к ней среде.

2. Стратегия развития организации  носит, как правило, спонтанный характер.

3. Властные структуры на уровне  организации рассматривают процесс  разработки стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения  и переговоров, а в отдельных  случаях и прямой конфронтации.

4. Властные структуры на макроэкономическом  уровне рассматривают организацию  как стремящуюся к своему благополучию  посредством контроля над действиями  других агентов рынка или путем  кооперации с ними. В этом случае  компании опираются как на  стратегическое маневрирование, так  и на коллективные стратегии  в различного рода союзах.

Школа власти внесла значимый вклад в развитие арсенала стратегического управления, раскрыв такие понятия, как «коалиция», «политические игры» и «коллективная стратегия». Кроме того, она обратила внимание на важность использования политических методов для осуществления стратегических перемен.

Школа власти утверждает, что процесс формирования или изменения стратегии связан с открытой борьбой за власть и влияние, при этом используются политические методы. Существует микровласть — соотношение политических сил внутри организации, и макровласть — использование властных рычагов самой организации. Любой человек в организации, имеющий притязания на власть, должен предложить какой-нибудь план. Это и рождает стратегию. Те, кому удается одержать верх, устанавливают свою стратегию, например, группа исследователей, которая открыла новую формулу, два соперничающих лагеря, выступающих «за» и «против» новых технологий, менеджер по сбыту, который является сторонником снижения цен. Организация также пытается утвердить свою власть во внешней среде посредством создания стратегических альянсов, поглощения конкурентов, влияния на поведение заинтересованных групп (поставщики, СМИ и т.д.)

Процесс формирования стратегии: конфликтный, агрессивный, а сама стратегия выступает как образцы действий и технологии борьбы.

Основные посылки:

1) формирование стратегии определяется  властными и политическими силами;

2) стратегии носят спонтанный  характер и принимают формы  позиции или маневра;

3) микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации в виде политических игр;

4) макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к благополучию за счет контроля над другими участниками рынка

 

  1. 6. Школа культуры в стратегическом управлении

Основатели: Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Д. Дикс, Ф. Ригер

Школа культуры сформировалась в сфере стратегического управления в 80-х годах XX века благодаря успехам японских корпораций. В качестве основных положений школы культуры можно назвать следующие:

1. Согласно представлениям школы  культуры процесс формирования  стратегии рассматривается как  процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов  организации убеждениях и понимании.

2. Верования каждого индивида  представляют собой результат  процессов приобщения к определенной  культуре или социализации.

3. Члены организации оказываются  способными лишь отчасти охарактеризовать  убеждения, на которых базируется  их культура.

4. Основной характеристикой стратегии  развития организации представители  школы культуры считают ее  предначертанность, даже если она не вполне осознанна.

5. Культура, включая идеологию, содействует  не стратегическим изменениям, а  сохранению текущей стратегии.

Необходимо отметить, что особое развитие получила шведская ветвь школы культуры стратегического управления. Наиболее яркими ее представителями и лидерами являются Э. Ренман и Р. Норманн. Ключевую роль в процессе изучения организации они отводят изучению понятия «соответствия».

В работах сторонников школы культуры стратегического управления раскрывается четыре основных механизма достижения такого соответствия:

1) составление карты или схемы, отображающей окружение организации;

2) приведение в соответствие (дополнение  внешней среды);

3) совместные консультации;

4) доминирование (способность организации  переносить свое отображение  на внешнее окружение).

Представители школы культуры ввели понятие «стратегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчивых выгод в условиях конкуренции.

Информация о работе Опыт фирмы «Toyota» в применении идей школы культуры