Организационная культура библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой – изучение организационной культуры библиотеки для выявления путей ее совершенствования.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: особенности формирования организационной культуры в условиях общедоступной библиотеки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. Концепция организационной культуры библиотеки

1.1. Понятие организационной культуры………………………………..5 стр.

1.2 Содержание организационной культуры……………………………10 стр.

Глава 2. Формирование организационной культуры в библиотеке

2.1. Роль организационной культуры в формировании библиотечного коллектива…………………………………………………………………15 стр.

2.2.Компоненты организационной культуры библиотеки……………..20 стр.

2.3. Состояние организационной культуры библиотеки (по данным социологического исследования)………………………………………..23 стр.

Заключение………………………………………………………………..29 стр.

Список использованной литературы…………………………………….31 стр

Вложенные файлы: 1 файл

орг. культура.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

       Генеральные цели деятельности влияют и на руководителей  библиотеки, требуя соотнесения с  ними текущих планов, стиля взаимоотношений, используемых средств мотивации  персонала.

       На  представлении о миссии строиться  и вся деятельность библиотеки по установлению и поддержанию связей с общественностью. Именно миссия позволяет  продемонстрировать общественности, каково предназначение библиотеки, к чему она стремиться, какие средства может  и готова использовать для достижения поставленных целей.

       Определяя миссию своей библиотеки, сотрудники совместно должны ответить на многие вопросы, в том числе:

  • какова миссия библиотек в современном обществе;
  • какова миссия нашей библиотеки;
  • кто является нашими основными читателями, каковы их потребности и ожидания;
  • соответствуют ли ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки, потребностям тех групп читателей, ответственность за обслуживание которых мы берем на себя;
  • как мы должны действовать в ситуации, когда выполнить читательский запрос не возможно;
  • чем отличается наша библиотека от других и чем мы хотели бы, чтобы она отличалась;
  • каков имидж нашей библиотеки;
  • насколько он нас устраивает;
  • что делается и должно делаться для повышения престижа библиотеки, расширения ее влияния, укрепления деловых связей с другими учреждениями.

       Нахождение  ответов на эти вопросы требует  их постоянного обсуждения в коллективе, а также систематического мониторинга состава читателей, изменение спроса, удовлетворенности населения различных групп качеством обслуживания, осведомленности читателей о предлагаемых услугах, об информационных ресурсах страны и региона, которыми можно воспользоваться.

       Средства, избираемые руководством и персоналом для достижения поставленных целей  деятельности, оцениваются с точки  зрения их соответствия ЦЕННОСТЯМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ, действенности, понятности каждому  сотруднику. С указанием позиций  их тоже важно обсуждать в коллективе, так как смысл и перспективность  решений руководителей или поступков  подчиненных, не дающих сиюминутного очевидного эффекта, могут быть либо неверно  истолкованы, либо просто неизвестны. Недостаточная информированность  приводит к возникновению слухов, домыслов, предубеждений, а так же к отчуждению руководства от персонала, а персонала от библиотеки,  деятельность которой перестает восприниматься как лично значимая. Поэтому оперативное и полное оповещение сотрудников о состоянии дел и перспективах развития библиотеки, о возможных изменениях ОК и, особенно, планируемых нововведениях является действенным способом формирования культуры.

       Нормы ОК, партнерский стиль управления меняют характер взаимоотношений между  сотрудниками, между персоналом и  руководством, ведут к формированию команды единомышленников.

       Создание  условий для самореализации, удовлетворенности  людей содержанием труда –  обязательная характеристика жизнеспособной культуры. 
 
 
 
 

2.2. Компоненты ОК  библиотеки

       Для выявления компонентов ОК данной библиотеки были использованы:

  • Устав библиотеки,
  • Ежегодный отчет МРБ (2009 год),
  • Ежегодный план МРБ на 2010 г.
  • Устная беседа с директором библиотеки Владимировой Татьяной Евгеньевной и библиотекарями.

       По  результатам устной беседы сложилось  впечатление, что процесс формирования организационной культуры в библиотеки   проходил в течение длительного времени. Естественно, что с течением времени и под воздействием обстоятельств культура библиотеки менялась, создавались новые ценности и свойства, присущие только ей.  Развитие библиотеки в 80-90-е  годы обеспечивалось стабильностью окружения и  регулярностью финансирования. Библиотека работает  как устойчивая система со своими организационно-структурными и культурными особенностями. Каждый сотрудник занимает определенное место во внутренней иерархии подчинения, каждый отдел решает свои задачи. Считаю, что степень открытости и доверия подразделений друг к другу недостаточна. Общую культуру библиотеки можно охарактеризовать как консервативную, основанную на постоянстве, иерархии, исполнительности сотрудников. Для большинства работа в  библиотеке не является престижной.

       Анализ  документации библиотеки показал следующее.

       ОК  Моркинской районной библиотеки, как и любая другая ОК, состоит из нескольких компонентов:

  1. представление о миссии, назначении библиотеки, основных целях ее деятельности, осознанных и разделяемых всеми сотрудниками;
  2. ценности организации: средства, использование которых допустимо для достижения целей деятельности библиотеки;
  3. принятые нормы распределения власти и полномочий; стиль взаимоотношений как внутри библиотеки, так и при ее взаимодействии с другими учреждениями;
  4. собственная история, традиции, обычаи;
  5. порядок приобщения новых членов коллектива к библиотечным ценностям;
  6. условия для самореализации сотрудников и принятые нормы поощрения.

       Рассмотрим  каждый компонент отдельно.

       Миссия

Основная  миссия в том, чтобы оперативно и  качественно предоставлять информацию населению и организовывать досуг.

  1. Библиотека является достоянием культурного и исторического  наследия, способствует реализации позитивного имиджа библиотеки – как уникального социального института.
  2. Она отвечает насущному требованию времени – интеграции библиотеки в мировое культурное и информационное пространство.
  3. Библиотека призвана побуждать читателей эффективно использовать все виды информации, являясь центром интеллектуального и культурного развития читателя.

    Задачи  библиотеки:

  1. значительно улучшить взаимодействие работников библиотеки, упорядочить работу структурных подразделений, раскрыв в документах  процедуры всех видов деятельности;
  2. повысить документационную культуру библиотеки;
  3. повысить ответственность руководителей за использование трудовых ресурсов;
  4. улучшить трудовую и технологическую дисциплину;
  5. повысить эффективность производства информационно- библиотечной продукции и услуг;
  6. увеличить конкурентоспособность библиотек и тем самым поднять ее на более высокую ступень информационного уровня.

Стиль руководства

Управление  учреждением:

  1. Управление осуществляется в соответствии с законодательством РФ и, Уставом ЦБС.
  2. Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Отделом культуры администрации района.
  3. Руководитель осуществляет оперативное руководство деятельностью учреждения и наделяется полномочиями в соответствии с законодательством РФ, Уставом, трудовым договором, который заключается между Комитетом и Руководителем.
  4. Руководитель несет персональную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, Устава учреждения.
  5. Руководитель без доверенности  осуществляет действия  от лица учреждения в порядке, предусмотренном законодательством РФ, Уставом и трудовым договором.
  6. Руководитель обязан:
  • надлежащим образом оформлять сделки от лица учреждения;
  • надлежащим образом вести всю необходимую в деятельности учреждения документацию;
  • осуществлять все виды деятельности в соответствии с целями, указанными в Уставе;
  • соблюдать порядок в отчетности;
  1. Руководитель имеет право передать часть полномочий заместителям, руководителям обособленных подразделений, в том числе на период его отсутствия. 

2.3 Состояние ОК библиотеки 

(по  данным социологического  исследования)

       Для получения дополнительных сведений о состоянии ОК библиотеки было предпринято  социологическое исследование.

       Программа исследования

       «Изучение отношения работников к вопросам по организационной  культуре в библиотеке»

       Цели  исследования: Изучить и описать составляющие ОК в библиотеке: представления коллектива о миссии библиотеки, о ресурсах библиотеки, посредством которых осуществляется достижение конкретных целей; представления работников о своей роли и месте в процессе достижения целей; отношение к истории, традициям, работе с персоналом.

       Задачи  исследования:

  1. Определить отношение библиотечных работников к вопросам, являющимся составляющими ОК;
  2. Выявить наличие в библиотеке компонентов, составляющих ОК;
  3. Изучить отношение библиотечных работников у своему труду, к его результатам, к библиотеке, к профессии в целом;
  4. Выработать рекомендации по формированию и совершенствованию ОК.

       Методы  исследования: анкетный опрос.

       Объект  исследования: процесс формирования ОК.

       Предмет исследования: отношение библиотечных работников к вопросам, являющимся составляющими ОК.

Анкетирование было проведено в районной библиотеке Моркинского района им. в апреле 2010 г. Количество респондентов – 20 человек., в нем участвовали руководители среднего и низового звеньев и рядовые сотрудники.

       Количество  респондентов – 10 человек.

       Из  них имеют образование:

       Высшее  – 30 %

       Среднее специальное – 70%

       Занимаемая  должность:

       Библиотекари  – 40%

       Зав. секторами – 60%

       Стаж  работы:

       От 3-5 лет – 20%

       От 5-10 лет – 10%

       От 10-15 лет – 20%

       Свыше 15 лет – 50%

       Возраст:

       От 30-40 лет – 60%

       От 41-50 лет – 30%

       Свыше 50 лет – 10%

       Вопросы из анкеты

       Какова, по Вашему мнению, миссия вашей библиотеки?

       Варианты  ответов:

       Информационно-образовательная     60%

       Культурно-просветительная      10%

       Сбор, хранение и распространение информации  20%

       Информационное  учреждение     10%

       Ваш вариант ответа       0%

       Из  ответов видно, что преобладает информационно - образовательная миссия, разумеется, это наиважнейшая  миссия для всех библиотек.

       Какова Ваша цель в трудовой миссии библиотеки? (свободная форма ответа)

       Большинство сотрудников считают своей миссией  удовлетворять запросы читателей.

       Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?

(свободная  форма ответа)

       Три человека не испытывают гордости за библиотеку, остальные ответили положительно.

       Чем гордятся библиотекари?

Высокий профессионализм сотрудников      0

Дружный сплоченный коллектив       1

Возможность заниматься интересным делом     3

Общение с широким кругом людей       4

Историей, традициями библиотеки       1

Возможность реальных перспектив продвижения по службе  0

Условием  для творческого и профессионального  роста   0

Качества  и культуры обслуживания      0

Информация о работе Организационная культура библиотеки