Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой – изучение организационной культуры библиотеки для выявления путей ее совершенствования.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: особенности формирования организационной культуры в условиях общедоступной библиотеки.
Введение……………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. Концепция организационной культуры библиотеки
1.1. Понятие организационной культуры………………………………..5 стр.
1.2 Содержание организационной культуры……………………………10 стр.
Глава 2. Формирование организационной культуры в библиотеке
2.1. Роль организационной культуры в формировании библиотечного коллектива…………………………………………………………………15 стр.
2.2.Компоненты организационной культуры библиотеки……………..20 стр.
2.3. Состояние организационной культуры библиотеки (по данным социологического исследования)………………………………………..23 стр.
Заключение………………………………………………………………..29 стр.
Список использованной литературы…………………………………….31 стр
Генеральные цели деятельности влияют и на руководителей библиотеки, требуя соотнесения с ними текущих планов, стиля взаимоотношений, используемых средств мотивации персонала.
На представлении о миссии строиться и вся деятельность библиотеки по установлению и поддержанию связей с общественностью. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, каково предназначение библиотеки, к чему она стремиться, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.
Определяя миссию своей библиотеки, сотрудники совместно должны ответить на многие вопросы, в том числе:
Нахождение ответов на эти вопросы требует их постоянного обсуждения в коллективе, а также систематического мониторинга состава читателей, изменение спроса, удовлетворенности населения различных групп качеством обслуживания, осведомленности читателей о предлагаемых услугах, об информационных ресурсах страны и региона, которыми можно воспользоваться.
Средства,
избираемые руководством и персоналом
для достижения поставленных целей
деятельности, оцениваются с точки
зрения их соответствия ЦЕННОСТЯМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ, действенности, понятности каждому
сотруднику. С указанием позиций
их тоже важно обсуждать в коллективе,
так как смысл и
Нормы ОК, партнерский стиль управления меняют характер взаимоотношений между сотрудниками, между персоналом и руководством, ведут к формированию команды единомышленников.
Создание
условий для самореализации, удовлетворенности
людей содержанием труда –
обязательная характеристика жизнеспособной
культуры.
2.2. Компоненты ОК библиотеки
Для выявления компонентов ОК данной библиотеки были использованы:
По результатам устной беседы сложилось впечатление, что процесс формирования организационной культуры в библиотеки проходил в течение длительного времени. Естественно, что с течением времени и под воздействием обстоятельств культура библиотеки менялась, создавались новые ценности и свойства, присущие только ей. Развитие библиотеки в 80-90-е годы обеспечивалось стабильностью окружения и регулярностью финансирования. Библиотека работает как устойчивая система со своими организационно-структурными и культурными особенностями. Каждый сотрудник занимает определенное место во внутренней иерархии подчинения, каждый отдел решает свои задачи. Считаю, что степень открытости и доверия подразделений друг к другу недостаточна. Общую культуру библиотеки можно охарактеризовать как консервативную, основанную на постоянстве, иерархии, исполнительности сотрудников. Для большинства работа в библиотеке не является престижной.
Анализ документации библиотеки показал следующее.
ОК Моркинской районной библиотеки, как и любая другая ОК, состоит из нескольких компонентов:
Рассмотрим каждый компонент отдельно.
Миссия
Основная
миссия в том, чтобы оперативно и
качественно предоставлять
Задачи библиотеки:
Стиль руководства
Управление учреждением:
2.3 Состояние ОК библиотеки
(по данным социологического исследования)
Для получения дополнительных сведений о состоянии ОК библиотеки было предпринято социологическое исследование.
Программа исследования
«Изучение отношения работников к вопросам по организационной культуре в библиотеке»
Цели исследования: Изучить и описать составляющие ОК в библиотеке: представления коллектива о миссии библиотеки, о ресурсах библиотеки, посредством которых осуществляется достижение конкретных целей; представления работников о своей роли и месте в процессе достижения целей; отношение к истории, традициям, работе с персоналом.
Задачи исследования:
Методы исследования: анкетный опрос.
Объект исследования: процесс формирования ОК.
Предмет исследования: отношение библиотечных работников к вопросам, являющимся составляющими ОК.
Анкетирование было проведено в районной библиотеке Моркинского района им. в апреле 2010 г. Количество респондентов – 20 человек., в нем участвовали руководители среднего и низового звеньев и рядовые сотрудники.
Количество респондентов – 10 человек.
Из них имеют образование:
Высшее – 30 %
Среднее специальное – 70%
Занимаемая должность:
Библиотекари – 40%
Зав. секторами – 60%
Стаж работы:
От 3-5 лет – 20%
От 5-10 лет – 10%
От 10-15 лет – 20%
Свыше 15 лет – 50%
Возраст:
От 30-40 лет – 60%
От 41-50 лет – 30%
Свыше 50 лет – 10%
Вопросы из анкеты
Какова, по Вашему мнению, миссия вашей библиотеки?
Варианты ответов:
Информационно-
Культурно-
Сбор,
хранение и распространение информации
Информационное учреждение 10%
Ваш вариант ответа 0%
Из ответов видно, что преобладает информационно - образовательная миссия, разумеется, это наиважнейшая миссия для всех библиотек.
Какова Ваша цель в трудовой миссии библиотеки? (свободная форма ответа)
Большинство
сотрудников считают своей
Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?
(свободная форма ответа)
Три человека не испытывают гордости за библиотеку, остальные ответили положительно.
Чем гордятся библиотекари?
Высокий профессионализм сотрудников 0
Дружный сплоченный коллектив 1
Возможность заниматься интересным делом 3
Общение с широким кругом людей 4
Историей, традициями библиотеки 1
Возможность реальных перспектив продвижения по службе 0
Условием
для творческого и
Качества и культуры обслуживания 0