Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа
Концепция организационной культуры была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области индивидуального поведения, стратегического управления, теории организации. Принято считать, что это связано с успехом японской концепции в организации общественно-экономической жизни, опирающейся на традиции японского общества. Бесспорно, однако, что явление организационной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы формирования организационной культуры на предприятии 6
1.1. Понятие организационной культуры, ее сущность, виды 6
1.2. Методика формирования организационной культуры на предприятии; факторы, влияющие на изменение организационной культуры 15
1.3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 27
2. Анализ организационной культуры ОАО «Сибнефть» 30
2.1. Краткая характеристика ОАО «Сибнефть» 30
2.2. Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть» 32
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть» 34
2.4. Управление культурой в ОАО «Сибнефть» 35
2.5. Рекомендации по изменению организационной структуры 38
Заключение 41
Библиографический список использованной литературы 44
Рис.1.1. Уровни культуры
Следующий,
более глубокий, уровень корпоративной
культуры — «ствол», т.е. провозглашаемые
ценности. Это тот уровень, изучение
которого дает понять, почему в организации
существуют именно такие условия
для работы, отдыха сотрудников и
обслуживания клиентов, почему люди в
этой организации демонстрируют
такие образцы поведения. Другими
словами — это ценности и нормы,
принципы и правила, стратегии и
цели, определяющие внутреннюю и отчасти
внешнюю жизнь организации и
формирование которых является прерогативой
топ - менеджеров. Они могут быть
как закрепленными в
Самый глубокий
уровень организационной
Кроме вышеперечисленного, корпоративная культура имеет определенное содержание, куда входят субъективные и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Они являются основой управленческой культуры, характеризующейся стилями руководства, методами решения проблем и поведением руководителей. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.
Содержание
корпоративной культуры можно представить
несколькими словами —
Культура как нечто целое - неуловима. Она обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности и, в свою очередь, влияет на нее.
Культуры не бывают плохие или хорошие, они бывают разные. Существует несколько подходов к классификации организационной культуры. В.Б. Акулов выделяет следующие основные типы организационных культур:
1) Органическая организационная культура (патриархальная, семейная). Компании с органической организационной культурой ориентированы на стабильность, традиционность. В такие организации в основном попадают по знакомству; часто бывает, что в компании работает много родственников. Главный рычаг управления — личный авторитет руководителя. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций и правил поведения, то он воспринимается как эффективный. Люди, работающие в этой культуре, должны придерживаться коллективных целей, уделять много внимания представлениям о том, как себя нужно вести. Для них важно быть включенным в коллектив, им тяжело работать индивидуально; они коммуникабельны, ориентированы на эмоциональную поддержку, принятие, отношения. Примерами таких компаний могут выступать строительные бригады, шахты, семейный бизнес.
2) Предпринимательская организационная культура (культура индивидуальной соревновательности). Главным рычагом воздействия на персонал служат различные ресурсы (деньги, связи, имидж и т.д.). Руководитель будет казаться эффективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам достойное вознаграждение, соответствующее затраченным силам. Каждый сотрудник занимается своим определенным участком работы. Это люди-индивидуалисты, самостоятельные, настойчивые, могут полагаться на собственные силы; другие для них – ресурс. Такие люди приходят в организацию, понимая, что организация – средство достижения их индивидуальной цели. Такой тип культуры встречается в рекламных и страховых агентствах, консультационных конторах, адвокатских бюро, отделах продаж.
3) Бюрократическая организационная культура. Процесс работы в компаниях с бюрократическим типом организационной культуры стандартизирован, каждый работает по определенным правилам, жестко прописанным в инструкциях и положениях. Решения принимаются вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных являются приказы и наказания. Сильным руководителем считается такой, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Человек становится элементом большой машины, правила критически не оценивает, его девиз «дан приказ – его надо выполнять». Сотрудники здесь очень дисциплинированны, ответственны, живут в ситуации внешнего нормирования. Примерами таких организаций могут служить различные государственные структуры, армия, церковь.
4) Партиципативная организационная культура. Для таких компаний характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата, а с другой, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Функционирование таких организаций направлено на решение сложных проблем, которое возможно только путем коллективного решения, основанного на видении проблемы с разных сторон. Уникальность каждого сотрудника оказывает влияние на результат. Они креативны, инициативны, умеют придумывать несколько вариантов решения, постоянно совершенствуют свою деятельность в поисках лучших форм, образов, инструментов. Лидер здесь организует процесс творчества и управляет направлением движения команды, должен понимать внешний контекст деятельности. Примером такого типа организационной культуры могут служить различные проектные группы.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее.
Более научный с точки зрения психологии управления подход к классификации предлагают Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. (рис. 1.2):
Рис.2
Классификация видов
1.2. Методика формирования организационной культуры на предприятии; факторы, влияющие на изменение организационной культуры
Формирование организационной культуры зависит от внешних и внутренних факторов развития организации, может идти стихийно или быть целенаправленным. На организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-государственный и этнический факторы.
Формирование
организационной культуры -- это
попытка конструктивного
Почему
же прочная и эффективная
Выделяют два основных направления методики формирования организационной культуры:
В данном
случае, если первое направление формирования
культуры организации относится
к сфере стратегических разработок,
в ходе которых выявляются организационные
ценности, в максимальной степени
соответствующие целям
Оба этапа
взаимосвязаны и
К мерам по реализации задач первого блока относятся следующие: изучение особенностей национального менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации; определение возможностей и ограничений персонала; определение основных технологических возможностей и возможностей внешней среды.
Искомые
ценности культуры, выявленные менеджером
на первом этапе, становятся основной
целью для второго этапа их
формирования в организации. Второй
блок задач реализуется посредством
выделения ключевых фигур или
творцов организационной
Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации. На первом этапе создания организации - организация находится на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла представлено в таблице 1.1.
Первоначально небольшой размер, как правило, характерный для новой организации, позволяет основателям навязать свои взгляды ее членам. Предлагая новую идею, основатели руководствуются определенными личными предубеждениями насчет ее практического воплощения. Таким образом, организационная культура является результатом взаимодействия, с одной стороны, личных предположений и предубеждений ее основателей, а с другой, опыта первых служащих организации.
После возникновения, на этапах роста и замедления роста , культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, критерии оценки производительности, система вознаграждений, обучение и управление карьерой, продвижение по службе. Все эти процедуры направлены на поддержание тех, кто соответствует данной организационной культуре, и наказание вплоть до увольнения тех, кто ей не соответствует.
Информация о работе Организационная культура и ее влияние на эффективность деятельности организации