Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа
Концепция организационной культуры была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области индивидуального поведения, стратегического управления, теории организации. Принято считать, что это связано с успехом японской концепции в организации общественно-экономической жизни, опирающейся на традиции японского общества. Бесспорно, однако, что явление организационной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы формирования организационной культуры на предприятии 6
1.1. Понятие организационной культуры, ее сущность, виды 6
1.2. Методика формирования организационной культуры на предприятии; факторы, влияющие на изменение организационной культуры 15
1.3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 27
2. Анализ организационной культуры ОАО «Сибнефть» 30
2.1. Краткая характеристика ОАО «Сибнефть» 30
2.2. Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть» 32
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть» 34
2.4. Управление культурой в ОАО «Сибнефть» 35
2.5. Рекомендации по изменению организационной структуры 38
Заключение 41
Библиографический список использованной литературы 44
Таблица 1.1. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации.
1 . Этап создания |
2. Этап роста |
3.Этап замедления роста |
4. Этап зрелости |
5. Этап нового роста |
Философия основателей компании; деятельность топ-менеджмента |
Закрепление общеразделяемых ценностей при помощи героев и символов |
Формализация критериев отбора и методов социализации персонала |
Интегративная роль общеразделяемых
ценностей организационной |
Приверженность персонала |
Прежде
чем приступать к формированию или
изменению корпоративной
Существует несколько методов, позволяющих изучать существующую культуру. К ним можно отнести интервью, косвенные методы, анкетный опрос, изучение устного фольклора, анализ документов, изучение правил и традиций, сложившихся в организации, а также исследование практики управления.
Наиболее практичным представляется процесс реализации стратегических изменений, который, по Курту Левину, состоит из трех этапов: размораживание, движение, замораживание.
Размораживание состоит в том, что в результате трехчасового диагностического совещания каждый: и руководитель компании (Лидер), и управленческая команда (Лидерская группа), и персонал (Команда) должны осознать собственные соображения и предположения организации, выявить совпадения и различия в видении внутрифирменной реальности. Другими словами, цель подобной диагностики - выявить повседневную практику организации, идентифицировать действительные нормы и неписаные законы, выявить, какие представления, убеждения, определяют ежедневную работу, образ действия, способ принятия решений в управленческой команде. На этом этапе необходимо поставить и решить определенные вопросы.
Движение - это практическое внедрение изменений, внедрение новой культуры через изменение образа действия и поведения, что, по сути, означает работу с Лидером, Лидерской группой и Командой, изменение образа действия на практике во время реальной работы над конкретными проблемами компании в течение семинаров-совещаний.
Замораживание - это оценка и защита процесса изменений, чтобы не произошло «сползания» на прежние позиции. Для этого необходимы фиксация принятых и согласованных решений в распорядительных документах, положениях, стандартах и закрепление нового поведения, новых способов управления.
Как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, даже в рамках одной национальной культуры, могут иметь очень разные культуры.
Организационная культура существует в любой организации и формируется либо стихийно, либо специальным образом. Стихийно организационная культура всегда формируется как реакция на проблемные ситуации (внутри или вне организации), что позволяет организации адаптироваться к изменившимся условиям и достигать своих целей. Первая проблема - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и, как это должно быть сделано.
Вторая проблема - это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные проблемы, связанные с их работой и жизнью в организации.
По словам
В.Р Веснина отсутствие внимания
со стороны руководства
А.М. Смолкин
утверждает что, процесс внешней
адаптации и выживания связан
с поиском и нахождением
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Этот процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установлением специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам, так и ко всему коллективу организации.
Существует большое количество факторов, влияющих на то, как организации решают проблемы, тем самым, влияя на особенности формирования культуры организации. А.М. Смолкин выделяет факторы внутреннего и внешнего окружения.
Внутренние факторы - это ситуационные факторы внутри организации. Они представляют наибольший интерес, поскольку контролируются руководством. Среди них основные факторы формирования организационной культуры, с достаточной долей условности, больше подвержены внутриорганизационной динамике, чем дополнительные. В связи с этим обстоятельством основные факторы способствуют в большей мере стихийному формированию организационной культуры, а дополнительные – целенаправленному.
При рассмотрении внешнего для организации окружения, влияющего на формирование ее культуры, следует отметить деловую среду в целом в отрасли и образцы национальной культуры.
Рассмотрение путей формирования желательной организационной культуры предполагает восприятие организации не только как технико-экономической, но и как социальной системы. Для построения организационной культуры, которая поддерживала бы стратегию организационного развития, Н.И Магура предлагает руководству предпринять ряд шагов.
Наибольшие
трудности методологического
Уже на втором
этапе формирования культуры организации
возникают трудности
Наибольшие
трудности методологического
«Если смысл
работы только в деньгах, то она человеку
мало интересна, он к ней относится
без души, формально, ища смысл
где-то в другом месте. Наличие смысла
в работе - гарантия душевного отношения
к делу» - говорит Игорь Ниесов
- психолог управляющий «Психология
и Бизнес Консалтинг Групп» т.е. для
формирования организационной культуры
и воспитания корпоративного духа организации
необходимо создать для этого
соответствующие условия в
Под организационной
идеологией понимают единый идейный
стержень, вокруг которого организуется
бизнес. Ядро идеологии -- корпоративная
концепция, которая включает в себя
описание видения, миссии и ценностей
организации, «пирамиду» бренда, корпоративный
кодекс. В нее также входят совокупность
управленческих установок (стратегии,
операционные планы, приказы, распоряжения,
критерии оценки, отчетность по этим критериям,
планы мероприятий и т. д.). Концепция
создает реализуемость
Организационная культура - это система норм и ценностей, а не простая совокупность отдельных ее элементов, мероприятий и стилевых атрибутов. Внедряя организационную культуру нельзя допускать двойных стандартов, правила должны действовать для всех. Необходимо разделять требования к сотрудникам на те, которые строго обязательны для исполнения и те, которые желательны. Также важно отметить, что организационная культура не является чем-то застывшим и неизменным. Поскольку основная ее цель способствование эффективной деятельности предприятия, организационная культура должна развиваться вместе с организацией и быть такой, какой она нужна в текущий момент времени.
Выделяют
три группы факторов, которые определяют
успешную реализацию миссии, генеральных
и текущих целей, корпоративных
стратегий, то есть управление организацией,
а также определяют правила морально-этической
ответственности организации
С позиции
менеджмента организационной
Исследуя
методы формирования, поддержания и
укрепления организационной культуры,
по сути дела следует говорить о
том, какой должна быть философия
и практика управления и на что
следует обратить внимание руководству
для поддержания желательной
организационной культуры, то есть
такой организационной
Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников «Мы должны стать первыми!».
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В критических ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные культурные сигналы в программы обучения и ежедневную помощь подчиненным по работе. Обучение и повышение квалификации персонала призвано, не только передавать работникам необходимые знания, но и развивать у них профессиональные навыки.
Критерии определения вознаграждения и статуса. Система стимулирования. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий.
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации.
Информация о работе Организационная культура и ее влияние на эффективность деятельности организации