Организация НИОКР на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Задачи работы:
- раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях;
- рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов в частности
В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ.
Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация НИОКР в России
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Организация НИОКР
2. Поддержка НИОКР посредством внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
2.2 Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ниокр на предприятии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 

Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права  покупателю (лицензиату) на использование  предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут быть в виде периодических отчислений от дохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременного платежа, устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодические отчисления (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаться в расчете на единицу выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Поддержка НИОКР  посредством внебюджетных фондов

 

2.1 Внебюджетные фонды  как звено финансовой системы

 

Внебюджетные фонды  государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных  органов самоуправления и имеющих  строго целевое назначение.

 

В финансовой системе  РФ государственные внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. С 1992 года в России действует более 20 внебюджетных фондов.

 

Внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств. Основными задачами внебюджетных фондов являются:

 

- влияние на процесс  производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных  предприятий;

 

- обеспечение природоохранительных  мероприятий за счет их финансирования из специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

 

- оказание социальных  услуг населению путем выплаты  пенсий, пособий, субсидирования  и финансирования социальной  инфраструктуры;

 

- предоставления займов, в том числе зарубежным партнерам.

 

Благодаря внебюджетным фондам у государства появляются дополнительные средства для воздействия  на экономические процессы. В некоторых  случаях внебюджетные фонды могут  использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета.

 

В соответствии с Законом  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Главная цель их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:

 

- усилить контроль  представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;

 

- передать исполнение  бюджетов внебюджетных фондов  из сферы государственной исполнительной  власти органам управления специально  созданных фондов;

 

- создать четкий механизм  формирования и использования  целевых внебюджетных фондов, соизмерить  величины источников формирования  этих фондов с суммами используемых  ими средств;

 

-- снять нагрузку с  центрального бюджета, из которого  раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

 

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение  национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и  приоритетных сфер экономики. Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Для внебюджетных фондов существует также особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

 

Внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:

 

- автономность фондов  от бюджета, что позволяет обеспечивать  финансирование специальных мероприятий;

 

- лучшая наполняемость  по сравнению с бюджетом.

 

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями:

 

- выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

 

- формированием внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей.

 

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Доходы внебюджетных фондов:

 

- налоги, сборы и прочие  обязательные платежи;

 

- финансирование из  бюджетов различных уровней в  виде субсидий, займов;

 

- добровольные отчисления  граждан (на пенсионное, медицинское  страхование и т. д.);

 

- средства, полученные  в результате ведения коммерческой  деятельности (сдача имущества в  аренду, банковские проценты и  т. д.).

 

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как  федеральные власти, так и республиканские  и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: природоохранных мероприятий, социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.

 

По целевой направленности внебюджетные фонды можно разбить  на две группы: социальные и экономические. В контексте выбранной темы, рассмотрим сущность экономических внебюджетных фондов.

 

Понятие «целевые бюджетные  фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов во избежание межведомственного распыления государственных средств и ужесточения государственного контроля за их целевым использованием. Именно в этот период отдельные внебюджетные фонды стали учитываться в составе бюджетной системы страны, что способствовало консолидации определенных денежных средств под контролем фискальных органов государства. В настоящее время выделяются три формы организации государственных финансов: бюджетная, ограниченно бюджетная и внебюджетная.

 

Целевые бюджетные фонды занимают промежуточную ступень между бюджетом и внебюджетными формами перераспределения средств. У бюджетных фондов есть две общие с внебюджетными черты. Во-первых, целевые источники формирования и, во-вторых, целевое расходование средств. Состав целевых бюджетных фондов может быть дополнен (уменьшен) в федеральном бюджете на соответствующий год. В бюджет 2000 года были включены денежные средства следующих фондов:

 

- Федерального экологического  фонда Российской Федерации;

 

- Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам;

 

- Федеральной службы  налоговой полиции Российской  Федерации;

 

- Государственного фонда  борьбы с преступностью;

 

- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов;

 

- Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

 

- Фонда Министерства  Российской Федерации по атомной  энергии;

 

- Фонда контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов  Российской Федерации и др.

 

В 2001 и 2002 гг. в бюджете  РФ оставался один целевой бюджетный экономический фонд - Министерства атомной энергетики РФ.

 

Наряду с общегосударственными, т.е. федеральными и территориальными внебюджетными фондами, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляют фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Экономическое содержание внебюджетных фондов НИОКР ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого расширенное воспроизводство. Во исполнение решения Правительства РФ от 18.12.91 г. № 165-р и Постановления Правительства РФ от 24.12.91 г. № 604 был установлен порядок формирования и использования внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции.

 

Источником формирования фондов являются средства, предусматриваемые  в себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями. Указанные средства включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в безусловном порядке. Отчисления в фонды производятся исходя из норматива, установленного в процентном отношении к полной себестоимости товарной продукции (работ, услуг). Данный норматив является единым для всех видов продукции (работ, услуг) и составляет 1,5%.

 

Средства указанных  фондов, формируемые за счет ежеквартальных отчислений предприятий, используются на финансирование научно-технических  программ, исследований и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение.

 

В федеральных министерствах  и других федеральных органах  исполнительной власти, а также в  организациях, осуществляющих координацию  деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ образуют:

 

- Министерство науки  и технологий РФ — Российский  фонд технологического развития;

 

- федеральные министерства  — внебюджетные фонды министерств;

 

- другие федеральные  органы исполнительной власти  — внебюджетные фонды ведомств;

 

- организации, ассоциации  — внебюджетные фонды объединений. 

 

Внебюджетные фонды  министерств, ведомств и объединений  создаются по согласованию с Министерством  науки и технологий РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

 

Внебюджетные фонды  формируются за счет отчислений предприятий  и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы отчисленных средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

 

Предприятия и организации  на договорной основе ежеквартально  перечисляют средства в следующие  внебюджетные фонды:

 

- предприятия и организации,  входящие в объединение, —  во внебюджетный фонд объединения,  в который они входят;

 

- предприятия и организации,  входящие в несколько независимых  друг от друга образующих внебюджетные  фонды объединений, — во внебюджетный  фонд объединения по своему  выбору;

 

- предприятия и организации,  не входящие в объединения,  но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, — во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

 

- предприятия и организации,  не входящие в объединения  и не находящиеся в ведении  федерального министерства (федерального органа исполнительной власти), — в любой из внебюджетных фондов по своему выбору.

 

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально  перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, на договорной основе консолидируют в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или в ведении этих федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, устанавливается в договорах, заключаемых федеральными министерствами, федеральными органами исполнительной власти с объединениями. При необходимости федеральные министерства, федеральные органы исполнительной власти и объединения могут объединять по взаимной договоренности средства своих внебюджетных фондов. Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение НИОКР и других работ осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технологий РФ и Минфин РФ.

Информация о работе Организация НИОКР на предприятии