Организация НИОКР на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Задачи работы:
- раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях;
- рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов в частности
В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ.
Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация НИОКР в России
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Организация НИОКР
2. Поддержка НИОКР посредством внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
2.2 Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ниокр на предприятии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 

- Стимулирование проведения  интеграционных проектов, объединяющих, как научные организации различной  ведомственной принадлежности, так  и научные лаборатории и группы  различных научных организации.

 

- Стимулирование проведения комплексных проектов и программ, включающих как фундаментальные, так и прикладные исследования.

 

- Привлечение частных  инвестиций и пожертвований для  формирования устойчивой базы  для поддержки фундаментальных  исследований, в том числе, путем  формирования ресурсных (endowment) фондов.

 

- Поддержка молодежи, работающей в науке.

 

- Усиление поддержки  по ряду социально-значимых направлений  фундаментальных исследований, финансирование  по которым было ранее чрезмерно  ограниченным, на основе формирования  нескольких крупных фондов с участием государства и благотворительных вкладов бизнеса, в частности Фонда медицины и здоровья.

 

Основными фондами в  России, которые в настоящее время  специализируются на предоставлении грантов  исследователям для проведения фундаментальных исследований, являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Оба фонда специализируются на финансировании научных коллективов и отдельных ученых, т.е., по сути, физических лиц. Организационная модель: выделение грантов на основе конкурсного отбора (рейтингования) поданных заявок. Ориентация на физических лиц, как получателей грантов, обеспечивает:

 

- гибкость в выборе  объектов поддержки;

 

- условия для конкурса  исследовательских проектов, а не организаций;

 

- формирование предпосылок  к формированию устойчивых творческих  коллективов, не связанных рамками  тех или иных организаций;

 

- сильные стимулы к  повышению ответственности за  результаты проделанной работы.

 

Для повышения эффективности влияния РФФИ и РГНФ на развитие фундаментальной науки целесообразно:

 

- Постепенное увеличение  доли финансирования РФФИ и  РГНФ в рамках общего средств  из федерального бюджета, выделяемых  на фундаментальную науку.

 

- Существенное увеличение  объема предоставляемых исследователям грантов (применительно к РФФИ – до 1,2-1,5 млн. рублей в год в среднем на один творческий коллектив), преимущественная ориентация на творческие коллективы.

 

- Увеличение удельного  веса в грантах расходов на  приобретение научного оборудования (РФФИ), расходных материалов, доступ к информационным ресурсам.

 

- Совершенствование правовой  нормативной базы, определяющей  деятельность РФФИ и РГНФ, обеспечение  условий для выдачи грантов  на несколько лет. 

 

- Создание Попечительского  совета, включающего, в том числе представителей бизнеса, реализующего спонсорские научные программы и отвечающие за назначение руководства фондов.

 

- Введение и закрепление  на уровне уставных документов  этих фондов трехлетнее ограничение  на занятие руководящих должностей в этих фондах.

 

- Существенное повышение  качества и уровня независимости  проводимой экспертизы заявок  на получение грантов. 

 

Необходимо также внесение изменений в нормативную базу, регулирующую деятельность РФФИ и РГНФ, поскольку существующая сегодня форма федерального государственного учреждения – главного распорядителя бюджетных средств, неадекватна новым задачам, стоящим перед этими фондами.

 

Наряду с фондами, специализирующимися  на финансировании отдельных ученых и научных групп, должны быть организованы фонды, поддерживающие серьезные исследовательские проекты, крупные научные коллективы, комплексные и интеграционные исследовательские проекты, отдельные инфраструктурные преобразования в области организации научных исследований. Наиболее оптимальной формой для таких фондов могли бы оказаться т.н. ресурсные («дарственные») фонды, капитал которых состоит из совокупности финансовых и иных материальных ценностей, которые переданы учредителем для управления в некоммерческую организацию, доход от которых используется на осуществление некоммерческих целей, определенных учредителями. Данная форма фондов обеспечивает формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности, высокую финансовую устойчивость и меньшую зависимость от разовых пожертвований, более широкий выбор вариантов поддержки со стороны частного бизнеса, расширение возможностей поддержки со стороны региональных властей. В этой связи ресурсные фонды, основанные на частных пожертвованиях и использовании различных материальных государственных ресурсов (недвижимость, земля) могли бы стать важным инструментом развития:

 

- академической науки,  прежде всего РАН;

 

- исследовательской деятельности  крупных университетов, соответствующих  региональных инновационных кластеров.

 

Для формирования и развития ресурсных фондов требуется законодательно обеспечить:

 

- четкие правила, которые  обеспечивали бы сохранность  ресурсного капитала и использование  его по назначению и без  прямого участия учредителя;

 

- комплексный подход к регулированию процесса передачи физическими и юридическими лицами, имущества, могущего приносить доход, в собственность некоммерческих организаций, в том числе учрежденных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

 

Однако следует отметить, что вопрос привлечения частных инвестиций, пожертвований в такой фонд требует дополнительной проработки. В какой-то степени облегчить решение этой задачи может тематическая направленность такого рода фондов.

 

Сложившаяся структура  расходов федерального бюджета на НИОКР, в том числе на фундаментальные исследования, унаследована от советских времен. Одной из ее отличительных черт является крайне низкая доля расходов на инициативные научные исследования в сфере медицины и здравоохранения (в несколько раз меньше по сравнению со странами ЕС, США и Японией). На сегодняшний день в здравоохранении, как правило, используются устаревшие технологии и методики, применяются более дешевые лекарственные препараты, на рынке крайне редко появляются отечественные конкурентоспособные инновационные продукты. Применение современных зарубежных продуктов и разработок не представляется возможным по причине их высокой стоимости, а фундаментальные научные исследования в отечественной медицине не проводятся не по причине отсутствия квалифицированных специалистов, а в основном в связи с недостатком финансирования. Кроме того, именно исследования в сфере медицины и здравоохранения являются перспективными с точки зрения привлечения благотворительных средств со стороны социально-ответственного бизнеса. Одним из способов решения указанной проблемы является создание научного фонда, действующего в сфере медицины и здравоохранения. Основным направлением его деятельности является поддержка инициативных научных проектов фундаментального характера в сфере медицины и здравоохранения, содействие их организации и реализации. На примере деятельности фонда должны быть отработаны новые механизмы финансирования фундаментальных исследований, основанные на открытости, привлечении частных средств, независимой экспертизе, новых организационно-правовых формах.

 

Основной целью деятельности фондов в области финансирования прикладных научных исследований применительно  к предметной области данной Концепции  является:

 

- достижение мирового  уровня в прикладных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний;

 

- достижение конкурентоспособного  уровня в части опытно-конструкторских  разработок, как в военных, так  и в отдельных гражданских  отраслях;

 

- обеспечение высокого  уровня востребованности результатов прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в последующих инновационных процессах.

 

Основными задачами в  сфере прикладной науки применительно  к деятельности фондов являются:

 

- Поддержка инициативных  прикладных исследований государственных организаций и частных компаний и фирм на основе развития и формирования внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, в частности на основе совершенствования деятельности Российского фонда технологического развития.

 

- Поддержка изобретательской  деятельности на уровне физических  лиц путем формирования на  частно-государственной основе Фонда  содействия изобретательству.

 

Формирование системы  внебюджетных фондов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ началось в апреле 1992 года, при этом на Российский фонд технологического развития (РФТР) были возложены функции регистрации внебюджетных, прежде всего отраслевых фондов и контроль за их деятельностью. Система внебюджетных фондов НИОКР в настоящее время включает 29 фондов, из которых 16 образованы федеральными органами исполнительной власти, остальные - коммерческими организациями - наследниками соответствующих отраслевых структур. Наиболее крупные фонды созданы Минтрансом РФ, Мининформсвязи России, Росатомом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД».

 

В соответствии с действующим  законодательством внебюджетные фонды  НИОКР формируются за счет добровольных отчислений в размере до 0,5% от валовой  выручки, а РФТР - 25% от средств таких  фондов. Кроме того, РФТР, финансирующий проведение НИОКР на возвратной основе, формирует свои ресурсы за счет средств, возвращаемых организациями-исполнителями НИОКР.

 

Федеральные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР должны стать важным инструментом накопления, распределения и направления денежных средств для проведения передовых прикладных научных исследований и разработок, при этом необходимо создать условия для активизации деятельности РФТР по оказанию на конкурсной основе финансовой поддержки инициативных проектов прикладных научных исследований и разработок межотраслевого характера, имеющих четко выраженную перспективу, возможность коммерциализации их результатов и соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники.

 

В связи с тем, что  нормативная правовая база функционирования РФТР и системы внебюджетных фондов НИОКР была сформирована в середине 90-х годов прошлого века и в настоящее время устарела, для обеспечения динамичного развития и повышения результативности системы внебюджетных фондов НИОКР необходимо:

 

- снятие нормативных  правовых ограничений на вложения  фондом средств в организации  инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий  и т.п.);

 

- смягчение или отмена  требования об обязательной возвратности  всех полученных от фонда средств в течение 3-х лет для расширения состава предлагаемых для поддержки проектов;

 

- придание РФТР статуса  юридического лица для расширения  возможностей реинвестирования  возвратных средств и привлечения  внебюджетных ресурсов;

 

- использования современных организационно-правовых форм РФТР; например, закрытого паевого инвестиционного фонда;

 

- передачи управления  РФТР коммерческой организации,  отобранной на конкурсной основе;

 

- привлечения наряду  со средствами больших компаний  частных инвестиций от компаний, не создающих собственные фонды технологического развития;

 

- формирование механизмов  разделения коммерческих рисков  между всеми субъектами реализации  проектов, финансируемых с участием  РФТР или внебюджетных фондов  НИОКР.

 

В настоящее время  отсутствуют фонды, обеспечивающие поддержку прикладных разработок, осуществляемых физическими лицами. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает поддержку по проектам только юридических лиц в форме малых инновационных компаний. Для стимулирования изобретательства, развития кадровых ресурсов для инновационного бизнеса, формирования негосударственного научного сектора на основе наиболее эффективных творческих коллективов, вовлечения студентов в научную деятельность представляется целесообразным создать Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству. Деятельность данного фонда могла бы осуществляться в рамках двух основных программ:

 

- Поддержка изобретательства  на основе предоставления грантов  физическим лицам для проведения инициативных разработок и патентования соответствующих результатов, при этом преимущественно поддержка должна оказываться проектам с длительностью в несколько месяцев и стоимостью в пределах 50-150 тысяч. рублей (предполагается, что масштабы деятельности фонда по данной программе должны быть на уровне 3000-5000 проектов в год);

 

- Поддержка формирования  негосударственных научных организаций  на основе эффективных творческих  коллективов путем предоставления  ученым и студентам институциональных грантов, включающих финансирование расходов в 2 этапа: на проведение прикладных исследований и на создание в последующем научной фирмы для дальнейшего проведения исследований и разработок (поддержка может быть оказана по 100-200 проектов в год, при этом стоимость одного проекта, в среднем – 5-10 млн. руб.).

 

Поддержка инноваций. На настоящий момент с правовой точки  зрения данная область является наиболее проработанной. Основными задачами в сфере поддержки инноваций  и инновационного бизнеса применительно  к деятельности фондов являются:

 

- Усиление поддержки  высокотехнологичных компаний на  ранних фазах инновационного  цикла за счет расширения масштабов  и ресурсной обеспеченности соответствующих  направлений деятельности Фонда  содействия развитию малых форм  предприятий в научно-технической сфере, а также формирования специализированных посевных и стартовых фондов.

Информация о работе Организация НИОКР на предприятии