Организация НИОКР на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Задачи работы:
- раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях;
- рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов в частности
В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ.
Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация НИОКР в России
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Организация НИОКР
2. Поддержка НИОКР посредством внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
2.2 Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ниокр на предприятии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 

- Поддержка инновационных  проектов в малом бизнесе, в  том числе реализуемых в партнерстве  с университетами, на основе расширения  деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также формирования и развития региональных паевых инвестиционных фондов.

 

- Стимулирование формирования  частно-государственных региональных  и отраслевых венчурных фондов, направленных на поддержку инновационных проектов высокотехнологичного среднего бизнеса, на основе их рекапитализации за счет средств Венчурного инновационного фонда, привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств частных инвесторов, в том числе зарубежных.

 

- Обеспечение поддержки  крупных многолетних инновационных  проектов путем создания условий  для синдицированных венчурных  вложений, формирования крупных  отраслевых венчурных фондов, а  также на основе развития деятельности  Инвестиционного фонда РФ.

 

- Содействие формированию  и институциализации новых высокотехнологических  компаний на базе существующих  государственных научных организаций,  отдельных структурных подразделений  научных организаций, отдельных  научно-технических проектов.

 

Принципиальное отличие «посевного» финансирования от венчурного - безвозмездность и направленность на финансирование разработки, находящейся в стадии незавершенной НИОКР. В настоящее время финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития (так называемое «посевное» финансирование) осуществляется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако масштабы его деятельности в этом направлении не достаточны и не соответствуют инновационному потенциалу малого и среднего предпринимательства. Кроме того, именно при «посевном» финансировании важным становится региональное развитие соответствующей инфраструктуры. В этой связи речь может идти не только об увеличении ресурсов на «посевное» и стартовое финансирование в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но и о содействии формированию региональных посевных и стартовых фондов, в частности в рамках программы по поддержке малого предпринимательства. Для реализации данного направления необходима разработка развитой законодательной базы, регламентирующей деятельность посевных и стартовых фондов финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития.

 

Поддержка малых инновационных  предприятий, реализующих проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий, осуществляется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП), образованный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года №65. В настоящее время ФСМП имеет представительства в 25 регионах России. Важнейшими направлениями развития деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в настоящее время стали:

 

- содействие процессу коммерциализации результатов научной деятельности, созданной в основном за счет средств федерального бюджета инновационными предприятиями;

 

- содействие развитию  партнерства университетов и  малых инновационных предприятий  в реализации инновационных проектов;

 

- поддержка инновационных  проектов резидентов технико-внедренческих  зон и технопарков. 

 

В целом ФСМП может  рассматриваться как весьма эффективный  инструмент поддержки формирования и развития высокотехнологичных  малых предприятий. В связи с этим, а также вследствие расширения направлений деятельности ФСМП в условиях активизации государственной инновационной политики, целесообразно обеспечить масштабирование его деятельности путем увеличения в течение ближайших 5 лет доли его финансирования в расходах федерального бюджета на гражданскую науку с 1,5% до 2,5-3%. В тоже время, в ФСМП следует провести те же организационные изменения, что и в РФФИ и РГНФ.

 

В России до настоящего времени  венчурные фонды не получили достаточного развития. Несмотря на то, что расширяется деятельность ФСМП, в рамках программы по развитию малого предпринимательства осуществляется поддержка формирования региональных паевых инвестиционных фондов, однако вне зоны поддержки остается один из принципиальных сегментов для реализации венчурных проектов – средний бизнес. В этих условиях необходимо развитие деятельности структур типа Фонда фондов, которые позволят обеспечить динамичный рост потенциала системы венчурного финансирования, повышение инвестиционной привлекательности венчурной деятельности. Концепция Фонда фондов предполагает, что:

 

- поддержка создания  региональных и отраслевых венчурных  фондов осуществляется на долевой  основе;

 

- участие государства  в капитале отраслевого фонда  постепенно снижается.

 

До настоящего времени единственным реальным российским «фондом фондов» является Венчурный инновационный фонд (ВИФ), который был образован по распоряжению Правительства РФ от 10.03.2000 г. №362-р. Но в связи с недостаточностью государственного финансирования (фактически в фонд направлено только 50 млн. руб. из средств Российского фонда технологического развития) ВИФ принял участие в создании только одного венчурного фонда – «Инновационного венчурного фонда аэрокосмической и оборонной промышленности» (Санкт-Петербург) с долевым участием 30 млн. руб. Для развития и достижения нового качества деятельности ВИФ необходимо:

 

- Для достижения ощутимого  эффекта от деятельности ВИФ  с позиций развития венчурного  финансирования необходимо увеличить  его уставной капитал до 1,5-2 млрд. руб. (предполагается, что минимально необходимый размер регионального или отраслевого венчурного фонда составляет не менее 0,5-1 млрд. руб.).

 

- Для формирования  более привлекательных стартовых  условий для частных инвесторов  необходимо повысить пороговый  уровень участия ВИФ в капитализируемых региональных и отраслевых венчурных фондах до 30-40% (в настоящее время доля инвестиций ВИФ в каждом из фондов не должна превышать 10%).

 

- Для стимулирования  частных инвесторов к участию  в формировании региональных  и отраслевых венчурных фондов, выхода ВИФ в перспективе из их капитала целесообразно предусмотреть заключение договоров о выходе ВИФ из их капиталов через определенный период по заранее оговоренной цене.

 

- Урегулировать нормативные  основы деятельности ВИФ.

 

Для повышения эффективности системы венчурного финансирования, обеспечения высокого качества отбираемых для поддержки проектов целесообразно формирование и развитие отраслевых венчурных фондов на основе паритетного участия государства и бизнеса. В рамках этих фондов может быть осуществлено привлечение средств зарубежных инвесторов. Отраслевые венчурные фонды должны быть ориентированы преимущественно на поддержку средних и относительно крупных инновационных проектов (стоимость проекта в зависимости от специфики отрасли, ее фондоемкости – 30-300 млн. руб.). В ходе формирования и развития отраслевых венчурных фондов важно обеспечить единые стандарты управления такими фондами, контроля за их результативностью, механизмы привлечения внебюджетных средств. В рамках развития деятельности отраслевых венчурных фондов может также рассматриваться вопрос о разумном дополнении их коммерческой деятельности по реализации венчурных проектов грантовой деятельностью по поддержке инициативных прикладных исследований. Целесообразно поддержать формирование ограниченного числа венчурных фондов в наукоемких отраслях с высоким потенциалом и динамикой развития. В частности в секторе ИКТ целесообразно создание отраслевого фонда технологий и инноваций (необходимый объем средств фонда – 2-4 млрд. руб.) в соответствии со следующими принципами:

 

- фонд создается в  форме открытого акционерного  общества;

 

- фонд ведет исключительно  инвестиционную деятельность;

 

- фонд привлекает средства  только путем размещения обыкновенных  акций по открытой подписке, при этом привлечение средств зарубежных инвесторов возможно путем размещения специализированных ценных бумаг - депозитарных расписок на акции фонда на западных фондовых биржах;

 

- оперативное управление  активами фонда ведет выбираемая  на конкурсной основе управляющая компания на основании договора о доверительном управлении, заключенном с фондом.

 

В качестве одной из основных задач, возлагаемых на Инвестиционный фонд РФ (формируется в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 23.11.05 №694), определено создание и  развитие элементов национальной инновационной  системы, т.е. в числе принципов отбора инвестиционных проектов – соответствие отраслевым стратегиям развития, безубыточность, разделение рисков государства с частным капиталом, крупномасштабность (стоимость проекта – не менее 5 млрд. руб.). В этой связи Инвестиционный фонд может рассматриваться в качестве важного инструмента:

 

- увеличения капитала  структур типа Фонда фондов  и крупных отраслевых венчурных  фондов для общего развития  системы венчурного финансирования;

 

- поддержки отдельных,  особо крупных инновационных  проектов, имеющих общегосударственное значение.

 

Оценка необходимых  дополнительных ресурсов (принимаемых  бюджетных обязательств) для развития фондов поддержки исследований, разработок и инноваций проводилась в  соответствии с такими принципами:

 

- существенное расширение  масштабов применения механизмов фондового финансирования исследований и разработок (рост доли фондов в бюджетном финансировании исследований и разработок гражданского назначения);

 

- обеспечение значимого  эффекта для экономики (масштабность  прироста потенциала фондов);

 

- соответствие реальному  потенциалу по реализации конкурентоспособных  исследований и разработок, эффективных  инновационных проектов (адекватность  спросу экономики на фондовые  механизмы поддержки исследований, разработок и инноваций);

 

- сбалансированность ресурсной поддержки по фазам инновационного цикла с учетом масштабов деятельности государственных и частных фондов в научно-технической и инновационной сферах;

 

- рациональность государственного  участия в поддержке исследований, разработок и инноваций и возможности привлечения внебюджетного софинансирования (оптимальность масштабов и параметров частно-государственного партнерства).

 

Действующие бюджетные  обязательства по финансированию фондов поддержки исследований и разработок определены на следующей основе:

 

- совокупный объем  финансирования фондов поддержки  исследований и разработок (в  число которых входят РФФИ, РГНФ, ФСМП) из средств федерального  бюджета составляет 8,5% от объема  бюджетных расходов на исследования  и разработки гражданского назначения;

 

- объем финансирования  ФСМП из средств федерального  бюджета составляет 1,5% от объема  бюджетных расходов на исследования  и разработки гражданского назначения;

 

- объем бюджетных расходов  на исследования и разработки  гражданского назначения соответствует минимально-допустимым абсолютным значениям, установленным на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года.

 

Предполагается, что в результате предлагаемых мер по развитию системы фондов по поддержке научно-технической деятельности и инноваций к 2012 году:

 

- Существенно возрастет  роль финансирования науки через  фонды (удельный все фондового  финансирования достигнет примерно 14% от общего объема финансирования из средств федерального бюджета исследований и разработок гражданского назначения);

 

- Значительные дополнительные  ресурсы будут направлены на  развитие социально-значимых направлений  науки, в частности медицины (на развитие медицины дополнительно будет направлено 6 млрд. руб. в период до 2012 г.);

 

- Будут сформированы  инструменты поддержки творческих  коллективов (перспективных студентов  и ученых), в том числе в создании  негосударственных научно-исследовательских  фирм;

 

- Будут созданы около  5 крупных венчурных фондов (каждый  с капиталом 0,5-3 млрд. рублей) для  поддержки реализации инновационных  проектов в высокотехнологичных  отраслях/секторах экономики.

 

- Дополнительно к решению  приоритетных научных проблем,  реализации инновационных проектов будет привлечено финансирование из частных, в том числе зарубежных источников

Заключение

 

Важным звеном системы  внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных  лиц, особенно при бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.

 

Инновационные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода в пользу осуществления внебюджетного  финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними. Инновационные внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности и расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров. Эти средства, обобществленные инновационными фондами, используются для процесса расширенного воспроизводства на новой научно-технической базе, т.е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора за счет инновационной деятельности, а часть на благотворительные цели поддержки научных исследований как источника нововведений, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.

Информация о работе Организация НИОКР на предприятии